ПРОЕКТ "Формирование и развитие коммуникативности в процессе организации дидактических, театральных, сюжетно-ролевых игр и фольклора"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

n-pestova@list.ru

 

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности детей.

Направленность проекта:  Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста . 

Актуальность проекта:  В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.  Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само- реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_oktyabr.docx255.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Чистопольско-Высельский детский сад»                  Чистопольского муниципального района  РТ

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

ПРОЕКТ

Формирование  и  развитие коммуникативности в процессе организации дидактических, театральных, сюжетно-ролевых игр и фольклора

Детские отрисовки солнышко

                                                               

                                                                                     

 Воспитатель:

                                                                                       Пестова  Н.В.

   

                                                    2015 г.

Проект для первой младшей группы

Тип проекта:  педагогический, социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 месяц

Автор  проекта: Пестова Надежда Владимировна

Участники проекта: Дети 1 младшей группы (2-3 года), родители, воспитатели (реализация).

Эпиграф проекта:                

Детки -наше счастье, детки -наша радость,                                               Детки - в нашей жизни свежий ветерок.                                                                                     Их не заработать, дети не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Учреждение:  МБДОУ « Чистопольско-Высельский детский сад», Чистопольского  муниципального района, РТ.

Основа проекта: ФГОС

Гипотеза проекта: В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности детей.

Цель проекта:   Развитие общения и коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  • Способствовать коммуникативному развитию младших дошкольников путем расширения кругозора и  обогащения словарного запаса речи детей средствами игр;
  • Умение общаться;
  • Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков;
  • Воспитывать  эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка;
  •  Умение общаться в паре и в группе из  2 - 3 человек;
  • Создать условия для развития общения и связной речи у детей через театрализованную деятельность, сюжетно-ролевых и дидактических игр;
  •  Продумать формы организации театрализованной деятельности и эффективные средства   реализации процесса связной речи у детей;
  •  Разработать перспективные планы;
  • Создать развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой  деятельности,  развития общения и связной речи.
  • Побуждать детей к положительным поступкам и делам, воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в сердцах и душах других людей.

Направленность проекта:  Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста .  

Актуальность проекта:  В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.  Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само- реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Механизм оценивания:

  • Анкетирование родителей;
  • Наблюдения и беседы;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Театрализованные игры;
  • Устное народное творчество;
  • Диагностика.

Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Игры;
  • Оснащение предметно-пространственной среды;
  • Работа с родителями.

Продукты реализации проекта:

  • Оформление фотовыставки «Наши детки играют и развиваются»;
  • Создание сундучка добрых игрушек;
  • Создание картотеки дидактических игр и словесно-художественного материала по теме « Коммуникация»;
  • Открытое мероприятие «Добрая сказка  - «Перчатки»  ( с элементами драматизации);
  • Презентация проекта;
  • Диагностика и результаты механизмов оценивания.

Методическая работа по проекту:                                                                                                                 • Повышать профессиональную компетенцию в образовательной области «Коммуникация»;                                                                                                               • Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;                                                                                                                         • Внедрять новые формы организации детской деятельности, в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов;                                                                                              • Доклад из опыта работы на тему  « Развитие навыков общения детей младшего дошкольного возраста»  

Взаимодействие с родителями: 

1. Анкетирование;

2.  Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Формирование  и  развитие коммуникативности  в процессе организации театральных, дидактических и сюжетно- ролевых игр»;                                                                                                                                 3. Дружеская встреча детей и родителей «Играем в сказку»;                                                                        4. Готовить информационные стенды, папки-передвижки  «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей»,  Консультации для родителей:  «Развитие общения у детей раннего возраста», «Роль театрализованной деятельности  детей в развитии  и формирования  общения  и связной речи»  (Рекомендации),  «Игры и упражнения, способствующие развитию речи», «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком»,  «Секреты воспитания»,  «Как помочь ребенку развить мелкую моторику рук».

При оценке успешности в любой деятельности важен результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Успехи ребенка признаются окружающим, значит,  улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В основе успешной коммуникации дошкольников лежит их деятельность - или способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

План реализации проекта

ЭТАП:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Целеполагание

  • Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
  • Подбор и изучение научной литературы и ФГОС по данному вопросу;
  • Анкетирование родителей и детей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Беседа «Развитие общения у детей раннего возраста».


2.Введение в проект

  • Вызвать у детей желание общаться и играть совместно со взрослыми;
  • Создание сундучка красивых  и добрых слов.

3.Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук»;
  • Консультации для родителей «Игры и упражнения, способствующие развитию речи»,  «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком»,  «Секреты воспитания»,  «Как помочь ребенку развить мелкую моторику рук».

4.Реализация проекта (обучающая деятельность)

Чтение различной художественной литературы по темам, заучивание стихотворений наизусть, рассказывание стихотворений родным и близким;

  • Дидактические игры «Чья мама? Чей малыш?», «Знакомство с куриным семейством», «Волшебный мешочек, «»Кто как кричит», «Я знаю добрые слова» и др.;
  • Беседы «Какая новая игрушка», «Один-много», «Как зовут твою семью?», «Дикие и домашние животные», «Кто как кричит?», «Какая машина у папы, мамы?»
  • Этюды «Улыбнемся и покажем язычок друг другу», «Скажи слово другу», «Добрые слова».

5.Реализация проекта (продуктивная деятельность)

  •  «Зернышки для  цыплят» (лепка из пластилина);
  • «Цветные горошки» (рисование пальчиками);
  • «Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду (раскладывание ложек);
  • «Как друг с другом играем, разговариваем»;
  • Оценивание (диагностика);
  • Вечера загадок «Угадай, кто это?»;
  • Оформление творческого уголка.

6.Итоги проекта

  • Открытое мероприятие «Добрая сказка» ( с элементами драматизации);
  • Презентация проекта;
  • Участие в конкурсе внутри ДОУ социальных проектов «Уголок Настроения» (Психологический  уголок)..

7.Определение задач для новых проектов

  • Способствовать коммуникативному развитию младших дошкольников путем расширения кругозора и  обогащения словарного запаса речи детей средствами игр, устного народного творчества….;
  • Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков;
  • Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим;
  • Создания пособия «Солнышко» (на развитие мелкой моторики);
  • Создание домашнего театра (куклы-рукавички).

 

ПРОЕКТ  допущен  к реализации.

Заведующая МБДОУ        _________________           ( Стекольщикова Ю.Н..)

Дата:              ________________

Перспективный план работы с детьми

1неделя

1) Беседы: «Какая новая игрушка в нашей группе? » ; «Что где? Кто где? »; «Что внутри? »; «Один – много»; «Какая любимая игрушка»

Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.

2) Рассматривание картин: «Игрушка », ; «Где сидят наши куклы? », ; «Матрешки», ; «Кубики», ; «Плюшевый мишка»

Цель: Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке.

3) Игры: Сюж/рол. игра «В гости к нам пришла кукла», ; «Угостим куклу чаем», ; «Искупаем куклу», ; «Уложим куклу спать», ; «Кула делает зарядку»

Цель:Учить детей правильно называть предметы, активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре.

4) Занятие: «Игрушки», ;«Овощи», ; «Фрукты», ; «Волшебный мешочек», ; «Куклы»

Цель: Совершенствовать умение детей слушать рассказ. Способствовать развитию речи как средства общения.

5) Вечера загадок:«Угадай, кто это? »

Цель:Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок.

2 неделя

1) Беседа :«Как зовут мою маму и папу», ; «Как зовут дедушку и бабушку», ; «Как зовут моего брата и сестру», ; «Моя семья», ; «Дружная семейка»

Цель:Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто? как)

2) Рассматривание картин: «Фото мамы и папы», ; «Фото дедушки и бабушки», ; «Фото брата и сестры», ; «Фото семьи» ; Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»

Цель:Продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

3) Игры:Сюж/рол. игра: «Семья»;, «Три медведя», ; «Печем пирожки», ; «День рождения», ; «Мишка пришёл в дом, ; а птички прилетели»

Цель:Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Во время игры учить детей повторять несложные фразы.

4) Занятие:Звуковая культура речи. Звук «К», ; «Медвежата», ; «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»;

5)«Дид. упр. «Чья мама? Чей малыш? », ; «Знакомство с куриным семейством»

Цель:Учить детей правильно и отчетливо произносить звук «к», упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов)

6) Беседа-игра:«Угадай и расскажи»; загадки- о семье, ; о диких животных, ; домашних животных ;, о природе»

Цель:Знакомить детей с дикими животными. Научить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3 неделя

1) Беседа:«Дикие животные», ; «Домашние животные», ; «Кто как кричит», ;«На бабушкином дворе», ;«У кого какая шубка»

Цель:Развитие связной речи. Помогать детям отвечать на простейшие («что? »,) и более сложные вопросы.

2) Рассматривание картин:«Весенние забавы», ; «Весна», ; «Тает лед на речке», ; «Распускаются почки на деревьях», ; «Идет дождь»

Цель:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного

3) Игра-сюж. р.:«Колобок», «Как ходит мишка»,  «Как бегает и лает собачка»,  «Как ходит и поет петушок», ; «Кто как кричит»

Цель:Обогащать словарь детей:существительными, обозначающими диких животных.

4) Занятие: «Путешествие в сказку»,  «Цыплята на прогулке», ;«Сказка про утят»,  «Заинька серенький»,  «Игра с колобком»

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к худ. лит.

5) Чтение сказок народов России: «Колобок», «Теремок»,  «Волк и семеро козлят»,  «Курочка ряба»,  «Репка»

Цель:Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, учить употреблять его в собственной речи.

4 неделя

1) Беседы:«Какие машины мы видим на улице», «Как машина зверят катала», «Какая машина у папы? »,  «Какая машина у мамы? »

Цель:Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

2) Рассматривание картин:«Дорога», «Поездка», «Грузовик»,  «Такси»,  «Поезд»

Цель:Дать детям возможность рассмотреть картину и назвать изображенные на ней транспорт, окружающие их предметы.

3) Игры:«Машины»; «Покатаем куклу на машине», ; «Смело руль крути», ; «За рулем», ; «Паровоз ребят повез»

Цель:Развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.

4) Занятие:«Автомобиль», «Паровоз ребят повез»,  «Транспорт»; «Самолеты»

Цель:Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

5) Загадки: «Олины помощники», «Загадки детям о зверятах», «Что где растет», «Время года», «Транспорт»

Цель: Учить образовывать формы множ. числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы сущ.-х.

                        МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Беседы

  •  На бабушкином дворе.  Цель: Рассказать о домашних животных;
  •  У кого какая шубка.  Цель: Развитие связной речи;
  •  Какая машина у папы? Цель: Объяснить детям, что машина  нужна для передвижения;
  •  Какие машины мы видим на улице. Цель: Активизировать речь;
  •  Дружная семейка. Моя семья. Цель: Объяснить детям, что семья-это главное у человека, что правдивость и честность – хорошие качества человека.
  • Я люблю трудиться!.  Цель: Рассказать детям о полезности и значимости труда.

Чтение и обсуждение художественных произведений

  •   Стихи и сказки:

- Волк и лиса

- Колобок

- Сестрица Аленушка и братец Иванушка

- Волк и семеро козлят

- Лиса и заяц

- Репка

- Два жадных медвежонка

- Теремок

- Курочка Ряба

Развитие речи: называть отличительные особенности внешнего вида животных, повторять за воспитателем, обогащать словарь.

Коммуникативные игры:

        - Угадай и расскажи

        - Улыбнись другу

        - Давайте познакомимся

        - Кто как кричит

        - Доброе животное

Дидактические и словесные игры:

        - Найди ладошку друга

        - В мире сказок

        - Добрые и вежливые слова

        - Превращения

        - Кто больше знает добрых слов

        - Чья мама

        - Паровоз ребят повез.

Занятия.

«Сказкотерапия»

  •   «Путешествие в сказку»,
  •   «Цыплята на прогулке»,
  •   «Заинька серенький»,
  •   «Транспорт», «Самолеты»,
  •    «Овощи, фрукты», «Волшебный мешочек»,
  •   «Игрушки»,  «Куклы».

 «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 3 лет»

  •   Наши имена.
  •   Кто я такой и что я могу?
  •   Пожалуйста!, Спасибо!, До свидания!
  •   Когда нам смешно,
  •   А кто у нас хороший, а кто у нас пригожий.

 «Моя семья. Как живут дети?»

        - Моя мама

        - Мой папа

        - Моя бабушка

- Мой дедушка

        - Братья и сестры.

Продуктивная деятельность:

        -  Копилка добрых слов.

        -  Конструирование из мозаики, строителя.

        -  Зернышки для цыплят.

        -  Цветные горошки.

Итоговое открытое занятие «Добрая сказка», «Презентация проекта»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  •     Основная  общеобразовательная программа МБДОУ
  •    О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);
  •     Давыдов В.В., Петровский В.А., Концепция дошкольного воспитания, «Дошкольное воспитание», 1989г., №5;
  •    Комратова И.В. «Звуковая культура речи»
  •    Борисенко М.Г. «Чтобы чисто говорить, надо…»  (Развитие общеречевых навыков)
  •     Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,
  •    Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Умения речевого этикета (приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, сочувствие, умения разговаривать, повернувшись лицом к собеседнику; регулировать громкость голоса в зависимости от окружающей обстановки);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект на тему: "Развитие коммуникативности в процессе организации сюжетно-ролевых игр"

  Вопрос популярности ребенка дошкольного возраста решался в связи с игровыми способностями. Характер инициативности и социальной активности дошкольника в сюжетно-ролевых играх обсуждался ...

« Социально-коммуникативные способности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевых игр»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВстаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника  социально-коммуникативные способности? Таким средством может быть – игра. Игра ...

"Социально- коммуникативные способности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевых игр."

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВстаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника  социально-коммуникативные способности? Таким средством может быть –...

«Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии - круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир с...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое  обоснование  проблемы  формирования коммуникатив...

Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст

Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...