Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности "Воздух" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД "Воздух" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Путешествие в странцу Опытов. Воздух" | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по познавательно - экспериментальной деятельности
в старшей группе №1
Тема: «Путешествие в страну Опытов. Свойства воздуха»
Воспитатель :
Васильева Е.Э.
МКДОУ БГО
Детский сад №20
комбинированного вида
Тема: "Свойства воздуха"
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование для проведения опытов: емкость с водой, пустой стакан, стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, игрушка резиновая, пакетик с чаем, листы бумаги по количеству детей, воздушные шары, мыльный раствор
Ход занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем много интересного и полезного, а с чем мы познакомимся вы узнаете , отгадав загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Вы правильно отгадали, что это воздух! Воздух везде. Посмотрите вокруг.
Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд» )
А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.
А хотите увидеть воздух? (да)
Посмотрите - я принесла вот такой шарик. Кто знает, как
называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появляется в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
Приготовьтесь к путешествию. Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в путешествие? ( Предполагаемые ответы детей) Вы догадались, что на воздушном шаре!
Закройте глаза и полетели мы с вами в необычную страну Опытов.
Внимание, прежде чем приземлиться в этой стране, надо запомнить правила безопасного поведения во время экспериментирования:
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. С горячей водой будь осторожен!!!
4. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Сегодня мы изучим свойства воздуха и сделаем вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Для первого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.( Дети пробуют сами опустить стакан под воду, чтоб в него не попал воздух.)
Как вы думаете, то надо сделать, чтоб воздух вышел из стакана и он наполнился водой (предполагаемые ответы)Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
А как вы думаете, внутри нас есть воздух? Давайте это проверим.
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (Ответы)
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
- Да вы правы, ребята, воздух прозрачный. С помощью еще одного опыта мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто) .
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (Ответы)
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы).
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
А как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух? ( Ответы.)
-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веер. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (Ответы)
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок
Физминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы. (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте . (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг. (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора
- А как вы думаете , сможем ли мы услышать воздух? (Ответы)
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, пожалуйста, как это называется.
-Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Да
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Я заварила чай. Что вы чувствуете?
-Пахнет мятой.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или мята издаёт такой аромат?
-Это мята.
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
-Ребята вам понравились в стране Опытов?( ответы)
Но нам пора возвращаться домой. Посмотрите наш шарик сдулся( показываю шарик, надетый на маленькую пластиковую бутылку)Как же мы сможем его вернуть в прежнее состояние ?( Ответы)
Давайте попробуем бутылку с шариком подержать в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем , опускаю бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Вот так теплый воздух помог нам надуть шарик, и мы можем вернуться в детский сад. Становитесь в круг, полетели.
Пробежим по кругу вместе
И окажемся на месте.
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть, поймав пакетик, услышать благодаря свистку, надуть при помощи горячего воздуха шар, а охладив воздух - сдуть его. Но оказывается , в воздух ещё можно и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Предлагаю детям поиграть с мыльными пузырями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...