План-конспект с использованием мнемотаблицы знакомство с миром бобров
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лисицина Любовь Николаевна

план-конспект с исаользованием мнемотаблицы знакомство с миром бобров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Бобры, какие они?»

Интеграция образовательных областей: "Социально – коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",  "Речевое развитие", «Физическое развитие».

Цель: Познакомить детей с историей сохранения речного бобра в заповеднике, дать представление об образе жизни бобра, познакомить детей с интересными фактами из жизни этих животных, формировать интерес к животным «как братьям нашим меньшим».

Ззадачи.

Обучающие: Закрепить знания об образе  жизни бобра.

Обратить внимание на внешний вид, строение бобра  как отражение её приспособленности к условиям окружающей среды и к образу жизни. Объяснить, что бобры хорошие строители замечательно приспособлены жить на суше и в воде. Бобры хорошие родители, рассказать, как они заботятся о детях.

Развивающие: Развивать знания детей о необходимости заповедников, почему нужно сохранять бобров. Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, её разнообразии.

Воспитывающие: Воспитывать интерес и бережное отношение  к природе, к живым существам .

Словарь: бобр, хатка, плотина, резцы, погрыз .

Предметно пространственная развивающая среда: Иллюстрации и фото бобров, показывающие их образ жизни строение тела. Особенности, способствующие приспособлению к их жизни в воде и на суше. Карточки, фотографии или рисунки с изображением зубов  бобра, бобрят, бобровой хатки, бобровой плотины, бобрового погрыза,  деревьев (дуб, береза, ель, осина, ольха, ива). Карточки для дидактических игр «Убери лишнее»; трафарет-раскраска «Бобр».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением бобров, хаток и плотин  которые строят бобры, чтение рассказов и сказок о бобрах , о прроде, о заповедниках  рассказ о необходимости создания заповедников.

Планируемый результат.  Дети знают, где живут бобры, чем питаются, где хранят свои запасы на зиму, знают, как называется домик бобра и из чего он построен. А также  знают, что бобров нужно охранять и для этого создаются заповедники.

Содержание НОД

1.Згадка.

2. Беседа  «Бобры – какие они?

3.Физкультминутка

4. Мнемотаблица на  закрепление материала

5. Дидактическая игра «Убери лишнее»

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегдня мы будем беседовать о природе. Послушайте, пожалуйста, загадку и отгадайте, с каким обитателем природы мы сегодня познакомимся.

Загадать детям загадку:

А на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

У него широкий хвост,

Толстый, как подметка,

И плывет он под водой

Прямо как подлодка.

А из бревен под водой

Он построит хатку.

Ну-ка: как его зовут?

Отгадай загадку.

                                 (Бобры) 

1. Беседа  «Бобры,  какие они?»

Показать детям карточку или фотографию с изображением бобра. Вместе с ребятами вспомнить, что бобр – «главное» животное Воронежского заповедника. У этого интересного зверька очень красивый и ценный мех – из-за этого его нещадно убивали, и к концу прошлого века бобров оставалось очень мало. Если бы не многолетняя работа заповедника по сохранению бобра, вполне вероятно, что «жил» бы сейчас бобр только в книжках и на картинках. К счастью, сейчас в заповеднике живет много бобров, и их жизни ничто не угрожает.

 Рассказать, что бобр живет в лесных речках и озерах, о том, что мех бобра очень густой, теплый и не намокает в воде. Выяснить, для чего бобру такой хвост. (С таким хвостом бобру удобно плавать и нырять. Хвост бобра – это и руль, и весло одновременно. Резким ударом хвоста по воде бобр может отпугнуть хищника). Обсудить, для чего бобру перепонки на лапах. Почему их называют «плавательными»? (Бобр – отличный пловец и ныряльщик).

Провести маленький эксперимент – попросить детей затаить дыхание, засечь время. Затем рассказать о том, что бобр  может не дышать под водой до 15 минут.

Рассказать, для чего бобры валят деревья. Обратить внимание на то, что бобры едят только ветки, кору и листья, а саму древесину не едят, а используют только на хозяйственные нужды (на строительство и ремонт хатки и плотины).

Показать детям карточки с изображением разных пород деревьев, рассказать о том, что древесина у них бывает твердая и мягкая. Обсудить с ребятами, какие по их мнению, деревья могут прийтись бобрам по вкусу и почему (Бобры используют в пищу кору тех деревьев, которые растут около воды и у которых мягкая древесина. Это ива, осина, ольха, тополь. Кору таких деревья, как сосна, ель, дуб, ясень - бобры в пищу не используют).

Спросить ребят как они думают, едят-- ли бобры лягушек, рыбу, улиток (Нет, не едят.  Бобры питаются только растительной пищей, т.е.  корой деревьев, веточками, корневищами и стеблями водных растений). Показать детям рисунок с изображением бобрового погрыза, рассмотреть следы зубов.

Рассказать детям о том, что у бобров очень прочные зубы, которые растут всю жизнь; обратить внимание на их цвет (оранжево-красный). Задать вопрос о том, что можно сказать о бобре, у которого зубы не ярко-оранжевые, а светлые (это говорит о том, что бобр себя плохо чувствует или уже старенький).

Обсудить вопрос о том, почему бобров считают искусными строителями.

Показать детям карточку с изображением бобровой хатки, рассмотреть, как она устроена. Обсудить вопрос о том, может ли в бобровую хатку проникнуть хищник, например, волк, чтобы съесть бобра (нет, не может, т.к. вход в хатку находится под водой).

Попросить ребят представить, что они бобры, сидят в своем домике. Узнать у них, что каждый из них стал бы делать, если бы услышал, что в их хатку пытается пробраться волк, чтобы их съесть (Все дети скажут, что они бы убежали, т.к. выход находится под водой). Тогда спросить их, нет ли среди них таких смельчаков, которые бы не убежали из домика, а остались в нем (Если дети ответят, что таких среди них нет, спросить, почему же они построили себе такое жилище, которое не может их защитить? Рассказать им о том,, что бобры строят дом, у которого стены такие толстые и  прочные, что никакому волку не по силам его разрушить).

Обсудить с ребятами вопрос о том, что могут делать бобры зимой? Что они должны всю зиму есть? Где они хранят еду? Есть ли у них необходимость выходить на улицу? Удобно ли животным с таким хвостом и лапами передвигаться по снегу? (Зимой бобры не спят, сидят в своем домике. На снег и мороз не выходят.  Запас еды (палки, ветки, кусочки коры и др.) сделан ими еще с осени. Все запасы складированы  на дне реки. Передвигаться по снегу бобрам неудобно и небезопасно, т.к. лапы у них короткие, то хвост волочится по снегу, может примерзнуть на морозе).

Рассказать детям, какие бобры хорошие родители - самец метит и охраняет свою территорию.  Для этого у него есть специальная железа – «бобровая струя». Самец и самка живут вместе всю жизнь, вместе ухаживают за потомством.

Рассказать, что весной у бобров рождаются малыши (рождаются с открытыми глазками, опушенные, быстро растут). Показать фотографии бобрят.

Обсудить с детьми, кто может быть опасен для маленьких бобрят (серая ворона, щука, волк).

4. Дидактические игры

«Что ест бобр? Убери лишнее»

-кора осины, червяки, кора ольхи, корешки

-стебли травы, рыба, молодые деревца, корни водорослей

-веточки деревьев, лягушки, кора ивы,

-яблочко, мышка, морковка, зернышки

«Что делает  бобр? Убери лишнее»

-плавает, ныряет, спит зимой, бьет хвостом

-грызет кору, охотится на мышей, спит в хатке

-строит плотину, строит хатку, строит гнездо на берегу

-отгоняет врагов, откладывает яйца на берегу, воспитывает бобрят

2. Физкультминутка

Бредут бобры через боры          Ходьба на месте)                      

Бобры храбры,                          руки к плечам, вверх; 

Бобры храбры ,                         руки к плечам в стороны,

Бобры к бобрятам добры         сердечный поклон .        

(повторить 2 раза)

3.Повторение беседы с помощью воспитателя и использования мнемотаблицы.

G:\занятие бобры\Бобры картинки\лапка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе

«Зима». План-конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группеПознание.Задача продолжать формировать у детей представление о живой не живой природ...

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

План-конспект занятия по развитию элементарных представлений окружающего мира

Тема «Золотая осень»Старшая группаКоличество детей -12 человек. Длительность 25 минутИнтеграция образовательных областей: «Познание»«Коммуникация»«Музыка...

План-конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему "У бабушки в деревне"

конспект открытого занятия по окружающему миру для 2 младшей группы "У бабушки в деревне"...

План-конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с искусством- Натюрморт»

Цель: познакомить детей с жанром живописи – натюрмортом, с его содержанием, средствами выразительности....

План конспект НОД в младшей группе "Знакомство с бумагой"

Дети получат элементарные знания о бумаге из презентации и опытным путём....

План – конспект Тема: «Игры от зайки». Знакомство со звуком и буквой Й.

quot;Речевая деятельность" - Актуализировать знания о звуках Й и букве Й; познакомить с характеристикой звука Й; упражнять в составлении звуковой схемы слова; упражнять в умении выделять звук Й ...