НОД "Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства"
консультация по окружающему миру на тему

Клёшина Надежда Александровна

Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей в процессе восприятия природы и искусства

Как весело рисуют дети

Доверчивые чудеса —

Не Истину и Добродетель,

А человечка или пса.

И пес неистов и оранжев,

В зубах зеленое: «Гав-гав!»

И, радуги разбудоражив,

Конь скачет о шести ногах.

А над конем летит сорока,

Летит дорога под коня,

Хохочет солнце кособоко,

И улыбается луна.

И человечек-огуречик

С овальным розовым брюшком

Так беззаботен, так доверчив,

На том коне сидит бочком.

Он твердо знает, что доскачет,

Застенчивый до немоты,

И в руки маленьких циркачек

Положит красные цветы...

Дитя! От мыслей безрассудных

Меня чертою отдели.

Пусти, пусти меня в рисунок

И в добром мире посели!

                                                        Д. Самойлов

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что развитие ребенка-дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено только изобразительной деятельностью, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства.

Природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно способствует тому, что педагогика всех веков и народов использует ее как важнейшее средство развития личности ребенка.

Благодаря контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает информацию, которая входит в него даже через такие ощущения, как удовольствие и неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления — цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цветов и звуков, к пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребенка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, тем лучше закладываются основы для эстетического развития.

Чудесная красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Но при этом она не должна дублировать сенсорно-познавательных аспектов деятельности ребенка.

Увлеките детей красотой формы и цвета овощей и фруктов, заворожите ароматом, доставьте удовольствие от их вкуса! В процессе восприятия постарайтесь выйти за границы утилитарного отношения к этим живописным дарам осени. Помогите детям увидеть в них образы, доступные их пониманию. Вспомните, как это сделал Джанни Родари в «Приключениях Чиполлино», очеловечивая растения в сказочной фруктово-ягодно-овощной стране.

Многие поэты и писатели поэтизировали столь знакомые нам овощные культуры. Даже в рекомендациях по садоводству и огородничеству мы находим образные сравнения.

Тыква — словно госпожа,

Так толста и так важна!

                                                      В. Чазова

А зеленый кабачок

Повернулся на бочок,

Сладко спит на грядке,

Как малыш в кроватке.

                                                  Я. Пишумов

Общение с цветами — огромная радость, подаренная человеку природой. Величавые гладиолусы и пышные георгины, великолепные тюльпаны, миниатюрные незабудки, скромная резеда и многие другие цветы дарят детям ни с чем не сравнимые впечатления. Обратите внимание ребят на форму листьев, стеблей, цветков, игру красок, разнообразие ароматов. Исходя из климатических, региональных и экономических условий найдите возможность для «погружения» детей в удивительное, таинственное и волшебное царство цветов.

Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с почти черной хвоей и нежно-зеленые веселые мохнатые елочки, тускло-серебристые торжественные стволы берез и зелено-бурые — осинок и тополей прекрасны своей неповторимостью. Одно и то же дерево каждый ребенок может увидеть по-своему и запомнить на всю жизнь.

Однако без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. А это обедняет эмоционально и духовно маленького человека. Поэтому в данной программе мы ставим педагогам задачу специального формирования у детей эстетического отношения к природе.

Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые чувства, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека — оно нуждается во «внешних опорах». К ребенку 3—5 лет понимание красоты приходит через оценки окружающих его взрослых.

Педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства давно волнует вопрос, как организован, процесс обучения, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую восприимчивость во всей ее наивной первозданности, а с другой максимально обогатить детей ценностями, которые выработало человечество.

Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия, помнить, что искусство самоценно, недопустимо превращать его лишь в средство воспитания и развития ребенка.

Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлял, наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  • Природа и искусство играют важную роль в эстетическом развитии детей от 3 до 5 лет.
  • Задача педагога состоит в том, чтобы целенаправленно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте природы и показать разнообразие и совершенство ее форм и цветов.
  • Осуществляя эстетическое развитие детей в процессе восприятия искусства, педагог должен:
  • вызывать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
  • способствовать проникновению детей в мир отношений и переживаний героев художественных произведений;
  • вызывать чувство сопричастности.

Полноценное развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности должно осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям.

  1. В процессе собственной изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
  2.  В процессе эстетического восприятия природы.
  3.  В процессе восприятия произведений искусства.

Для того чтобы обеспечить развитие детей в изобразительной деятельности по этим направлениям, необходимо решить следующие задачи.

  • Создавать условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру.
  • Начинать развивать чувство цвета, формы, композиции; воображение и творчество:
  • побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
  • помогать малышам осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • сохраняя непосредственность и живость восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, цветовому обогащению рисунков;
  • постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий.

Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности — рисунок — интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Вызывать интерес к коллективным работам сюжетного и декоративного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин

В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин....

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие эмоций детей в процессе восприятия музыки.

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие эмоций детей в процессе восприятия музыки....

Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.

Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....

«Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи» (консультация для родителей)

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Конспект НОД  по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...

Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки

Развитие творческих способностей детей в процессе восприятия музыки...

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе освоения танцевального искусства"

Занятия танцами - это не только интересно, но и очень полезно!...