Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Архипова Марина Николаевна

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие. Участие в областном конкурсе «Репортажи с кормушки» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, .развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в старшей группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokt_ptitsy_zimoy.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:


Проект

 «Зимующие птицы»

                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                                          старшей группы                           «Фиалка»

МБДОУ «Колокольчик»

Архипова М.Н

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: зимний период (краткосрочный).

Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность:

    Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

   

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

-пополнить развивающую среду по теме проекта;

-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

 бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

 1. наблюдения;

 2. беседа

 3. сбор информации;

 4. работа с литературой;

 5. обработка собранной информации;

 6. творческая работа.

Содержание работы:

 

Вид деятельности

       Названия мероприятия

    Дата

1

Информация.

Выставка  книг.

Выставка книг о птицах.

-познакомить с книгами, которые содержат информацию о птицах.(образ жизни,внешний вид,способы питания)

Декабрь          2015

2

Выставка картинок «Зимующие птицы»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

-уточнять представления детей о зимующих птицах.

Зимний период

3

Выставка  темаческих картинок по теме

Птицы у кормушки"- формировать экологическую культуру у детей; Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Зимний период

               4

Информационный бюллютень

 «Покормите птиц зимой»-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Зимний период

            5

Познание.

Беседы.

«Наши друзья-пернатые»:

 -Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии. Развивать способность делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. 

Беседа «Зимующие птицы»

-формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных зимних условиях.

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: 

-обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

 Беседа «Жалобная книга природы»: 

-повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

Беседа «Кто заботится о птицах»: 

-обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

6

Наблюдение.

Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

Зимний период

Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками.

Зимний период

Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Зимний период

Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: формировать умение различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Зимний период

Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное в

Зимний период

7

Художественно-эстетическое развитие(музыка)

 Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.

 Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Слушание записи с голосами птиц.

Зимний период

8

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Рисование на тему "Снегирь» Совершенствовать умение передавать в рисунке образ птицы, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать силуэты птицна листе бумаги 

Рисование «Стайка воробьёв»: закрепить умение передавать позу клюющего воробья. Закрепить навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.

21.12.2015;

20.01.2016.      

Раскрашивание силуэтов птиц.

Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы

9.

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

 «Птицы у кормушки»

 Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Воспитывать бережное отношение к птицам. Комарова Т.С

13.01.2016.

10

Конструирование

из бросового материала

«Кормушка для птиц».

Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

07.01.2016

11

Знакомство

 с художест-

венной

лит-й

Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. В.Берестова «О чём поют воробушки?» способствовать развитию интереса к художественной литературе

Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Январь» Познакомить со сказкой. Развивать интерес к художественной литературе, кругозор. Воспитывать доброту, отзывчивость.

24.12.2015

11.01.2016

20.01.2016

12

Знакомство

с художественной лит-й

А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувств

Чтение стиха А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Цель: С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям. Воспитывать любовь к птицам.

а.

28.01.2016

05.02.2016

13

Игровая деятельность

Дидактические игры "Что за птица?» упражнять в описании птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.; Один-много»: упражнять в образовании множ-ого числа имени сущ-го (ворона-вороны и т. п.) 

  «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .

"Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п. 

  "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

«Кто больше подберет действий ,признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Зимний период

14

Игровая деятельность

Подвижные игры

"Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

"«Перелёт птиц». Развитие  быстрой ориентировки в пространстве; 

Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

«Птицы в клетке». Развитие быстроты бега, внимания

 «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.ния, ловкости.

 «Кот и птицы». Развивать ловкость, силу, выносливость.

Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Зимний период

15

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игра «Птичий двор»-развивать творческие,актёрские способности детей

Театрализованная игра: «Где обедал воробей»-развивать умение перевоплощаться,развивать творческие способности детей.

16

Работа с родителями

Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой»

Декабрь 2015

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

Зимний период

Творческая мастерская.Изготовление и развешивание кормушек.Конкурс на лучшую кормушку.

Зимний период

Пополнение книжного уголка. 

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы 

в течении года

Изготовление уменьшенных моделей птиц для пособия по игровому моделированию

(к играм «Красный Огонёк;Птицы нашей области)

В течении года

17

Трудовая деятельность

«Заполнение пустых кормушек»

 -Обратить внимание детей на отсутствие кормушек.. Развивать способность наблюдать, анализировать и делать выводы.Сформировать желание заботиться о живых существах

Зимний период

18

Трудовая деятельность

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда.

 Поощрять стремление заботиться о птицах. 

Зимний период

Заключительный этап.

-викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

-выставка совместного творчества родителей и детей;

- изготовление пособия о игровому моделированию и уменьшенных моделей дидактическим играм «Красный огонек».

Цель: закрепление  знаний детей  о птицах Московской области,  занесенных в Красную книгу; «Птицы нашей области».Цель: Закрепление знаний детей о птицах Московской области. Развитие связной речи детей.

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируется разработка весеннего, осеннего проекта «Перелётные птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....