Главные вкладки

    Конспект проведения экскурсии в краеведческом музее с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Городецкая старина"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Данный конспект поможет детям получить  знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; познакомить детей с жизнью наших предков Воспитывает у детей чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить  и приумножать его историю

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzey.docx18.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект проведения экскурсии

    в краеведческом музее

    с детьми подготовительной группы

    компенсирующей напрвленности

    «Городецкая старина»

                                                                              Когда к истории хотим мы прикоснуться,

                                                                           Иль в мир прекрасный охота окунуться

                                                             В музей идем, по залам ходим,

    И для себя мы много интересного находим.

    Цели:

    - дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

    - материальной и духовной культуры нашего города;

    - познакомить детей с жизнью наших предков;

    - воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить  и приумножать его историю.

    Предварительная работа:

    - знакомство детей с историей возникновения города Городец Нижегородской области

    - знакомство с предметами домашнего  обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т.п.)

    Ход экскурсии

    Воспитатель:- Ребята, сегодня мы поедем на экскурсию в краеведческий музей г.Городца. В музее собраны экспонаты -  настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь,  давайте вспомним правила поведения в музее. ( В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты  и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

    Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.

    Воспитатель: - Считается, что Юрий Долгорукий в 1152, как крепость.

    Город располагается на левом берегу Волги. Обычно левый берег этой великой реки – болотистый и низкий, но именно здесь, на коротком отрезке, горы. Городец один из самых доброжелательных провинциальных городков Нижегородской области. Большая часть домов — частные одноэтажные, передающие неповторимый провинциальный дух этого города.

    В Городце находятся различные музеи — пряников, краеведческий, игрушек. Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Отличительная особенность Городецкого пряника состояла в том, что он был печатный. Народные мастера затейливо вырезали доски (своеобразное клише), на которых делались фигурные очертания птиц, коней, разные узоры и дарственные надписи. Пряничное производство развивается в Городце и в наши дни, продолжаются традиции старых мастеров. В Городце 8 сентября 2007 года открылся уникальный музей самоваров. Экспозиция музея находится в усадьбе Гришаева, являющейся памятником архитектуры XIX века. На сегодняшний день в музее более 300 самоваров.

    В XIV веке в Городце чеканили свою серебряную монету. В XVII веке город стал одним из центров деревянного судостроения на Волге. Городецкие расшивы славились по всему Поволжью. Деревянные дома Городца, украшенные глухой барельефной и прорезной деревянной резьбой, кажутся сказочными теремами. Городецкое прошлое сохранилось в облике каменных купеческих домов, украшенных крылечками с ажурным кружевом чугунных навесов и роскошными металлическими дымниками и водостоками. В современном Городце существует более 20 сохранившихся промыслов – роспись и резьба по дереву, «золотое» шитье, плетение из корня сосны, гончарный промысел.

    Дети начинают осмотр с посещения исторического отдела

    Экскурсовод:- Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.

    - Кто попробует достать чугунок из печки, используя ухват (действия ребенка).

    Экскурсовод:-У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла . А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.

    - Кто попробует  повесить коромысло с ведрами на плечи (действия ребенка).

    Экскурсовод:-  А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки), короба, головные уборы.

    Экскурсовод: А теперь ребята переходим в другой зал, и мы попадаем в купеческий дом.

    Здесь вы видите красивую мебель. Сама обстановка говорит о том, что в доме есть достаток. Обратите внимание на красоту и необычность ножек столов, спинок диванов, кресел. У стены стоят напольные  часы французской работы, стоит на этажерке граммофон. А для чего он, кто знает? Он для того что бы слушать музыку: вращали ручку, ставили пластинку и звучала музыка!

    Вся мебель сделана из дорогого дерева, уже нет в комнатах сундуков как у крестьян, а стоят комоды, буфеты, шкафы. На столах ажурные скатерти, салфеточки – все сшито и связано руками хозяйки дома.

    Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар- это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

    Экскурсовод:- А сейчас мы находимся в зале боевой славы города Городца. В годы Великой Отечественной войны в городе Городец не гремели бои, но война докатилась и до этого края. Для нужд фронта городецкие предприятия выпускали разнообразную продукцию. Судоверфь изготовляла десантные лодки, саперные пантоны, деревянные детали боевых аэросаней. Артели «Имени 21-й годовщины Октября» и «Красный швейник» шили солдатское обмундирование (гимнастерки, пилотки, бельё), вышивали знамёна гвардейских частей, а также вязали носки и перчатки, шили кисеты. Судоремонтно-механический завод и завод «Молот» выпускали боеприпасы (мины для минометов, снаряды для «Катюш», десантные лодки, пантоны и пр.)

    Многие осиротевшие дети нашли новые семьи в г. Городец.

    На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.

    В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано более 10 тысяч городчан, и более 5 тысяч из них погибли. Высокого звания Героя Советского Союза были удостоены артиллерист Николай Павлович Кожанов и летчик-истребитель А. В. Ворожейкин (1912–2001). Всего за годы войны Арсений Васильевич совершил более 200 боевых вылетов, сбил 52 самолета противника лично и 13 в группе. А. В. Ворожейкин – один из самых результативных советских истребителей, дважды Герой Советского Союза (1944 г.). После Великой Отечественной войны на волжской набережной Городца был установлен бронзовый бюст Арсению Васильевичу Ворожейкину, а одна из улиц в старой части города стала носить имя прославленного летчика.  

    Воспитатель:  

    - Как называется музей?

    -Что нового вы узнали об истории нашего края?

    - Что вы видели в музее?

    Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

    На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Что мы знаем о птицах?»

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности  по примерной основной  общеобразовательной программе «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова).Обра...

    КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ с детьми подготовительной группы

    Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;  -материальной и духовной культуры нашего города;- познакомить детей с жизнью наших предков;- воспитывать чувство горд...

    Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Знатоки родного города» Форма проведения: Викторина

    Учить детей владеть речью, как средством общения;обогощать активный словарь (викторина, малая родина, герб, благородство, мужество). Формировать у детей гражданское самосознание.Закреплять знания дете...