Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аскерова Елена Геннадьевна

конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14» г. Воркуты.

Конспект  открытого  занятия

по разделу  «Познание»

(экологическое развитие)

в старшей  группе

на тему  «Экологическая  сказка  «Ручеёк».

                                                                                                                      Составитель –

                                                                                                                      Воспитатель старшей группы

                                                                                                                      МБДОУ «Детский сад № 14» -

                                                                                                                      Аскерова Елена Геннадьевна.

г. Воркута, 2014

Экологическая сказка «Ручеёк» (старшая группа).

Программное содержание -

  1. Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,
  2. Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использования элементов ТРИЗ технологии, развивать умение работать по моделям и мнемотаблицам.
  3. Показать детям взаимосвязь всего живого в природе, воспитывать заботливое отношение детей к живой и неживой природе.

Материал -

Демонстрационный -

1) Шапочки героев сказки: ручейка, пчелки, синички, зайчика, лисички, медведя, комара.

2) Весенняя проталинка со следами животных: медведя, волка, зайца, птиц и т.д.;

3) 4 предметных картинки с первоцветами  -  мать - и – мачеха, подснежника, и (+ одуванчика с ромашкой).

5) Чудесный ларчик с сюрпризом (календарики на весеннюю тематику).

6) Большой пазл с правилами поведения в лесу (8 сюжетных картинок).

7) Зелёная органза (имитация ряски).

8) Дид. игра «Отгадай животное по части тела».

9) Наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья.

10) Материал для постановки опыта «Где быстрее растает снег, на солнце или в тени?» - два блюдца, снег, настольная лампа.

Раздаточный -

  1. Звёзды детям за правильные ответы и правильно выполненные задания.

Модели и мнемотаблицы -

1) Мнемотаблицы «Ранняя весна», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны».

2) Схемы со следами животных, которые приходили к ручью напиться.

5) Природоохранные знаки (сюжетный пазл).

Предварительная работа - Чтение художественной литературы по тематике занятия, наблюдения в природе, беседы, отгадывание загадок о весне, птицах, животных, растениях.

Интеграция по образовательным областям – «Социализация» (игровая деятельность), «Социализация» (мир людей), «Физкультура», «Коммуникация», «Познание» (математическое  развитие), «Чтение художественной литературы» (стихи, загадки).

Ход занятия.

I часть занятия – Вводная.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне. Сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются. Далее воспитатель просит детей сесть на стульчики, перед мольбертом (для предстоящей беседы).

Мотивировка – Ребята, мне сорока на хвосте принесла, смотрите, какой чудесный ларчик. (показывает). Как вы думаете, что в нём может быть? …………………………………………………………………………….

Только он закрыт на ключ. Наверное тут какая-то тайна… Наверное надо выполнить какие-то задания, чтобы получить заветный ключик. Давайте попробуем его раздобыть.

Воспитатель. Итак, первое задание. Ребята, отгадайте загадку:

                                           Снег и лед на солнце тают,

                                           С юга птицы прилетают,

                                           И медведю не до сна.

                                           Значит, к нам пришла…   (весна)

(за правильный ответ даётся ребёнку звезду). (и так далее, на протяжении всего занятия за правильные ответы и правильно выполненное действие ребёнку дается звезда).  

(затем воспитатель предлагает детям расположиться перед мольбертом. На мольберте наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья и 2 тематические мнемотаблицы).

II часть занятия – Основная.

Воспитатель - Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы

Ответы детей - (март, апрель, май).

Воспитатель - Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Ответы детей ………………………………………………………………………………………….

Воспитатель - Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?........................................(работа с детьми по мнемотаблице «Ранняя весна»).

Ответы детей - (работа детей по мнемотаблице «Ранняя весна»). (В марте месяце - солнце поднимается выше и светит ярче, становится теплее, с крыш начинают капать сосульки, дни становятся длиннее, набухают на деревьях почки, текут ручьи, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы, меньше хочется спать).

Воспитатель - Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? 

Ответы детей - (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Воспитатель - Что происходит в марте месяце с лесными обитателями?

Ответы детей -  (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.)

Воспитатель - Как ведут себя птицы в марте? …………………………………………………………….

Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяц живой воды». Почему? 

Ответы детей - (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Воспитатель - Почему говорят, что «апрель почками красен»? 

Ответы детей - (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Воспитатель - Какие первоцветы расцветают весной? 

Ответы детей - (Мать-и-мачеха, подснежники.)

(воспитатель показывает эти первоцветы на картинках на мольберте).

Воспитатель - Что делают весной  лесные обитатели? 

Ответы детей - (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Воспитатель - Какие насекомые появляются весной? 

Ответы детей - (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Воспитатель - Какие перелётные птицы прилетают весной? А какие улетают?

Ответы детей - (Возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

Воспитатель - Что делают весной люди? (работа по мнемотаблице «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).

Ответы детей - (работа по мнемотаблице «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).

 (Люди весной проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

Воспитатель - Почему май в народе называют «цветень»? 

Ответы детей - (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

Воспитатель – А ещё май называют «песенником». Почему? 

Ответы детей - (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Воспитатель: Нам лениться - не годиться.

                          Помните, ребята,

                          Даже звери, даже птицы

                          Делают зарядку.

Физкультминутка «Деревья»    Руки подняли и помахали -     Это деревья в лесу.

                                                          Руки согнули, снег отряхнули - Деревья встречают весну.

                                                          Плавно руками помашем -      Это к нам птицы летят.

                                                          Как они сядут покажем -         Руки сложили назад.

Воспитатель: А теперь все повернитесь и в артистов превратитесь (дети надевают шапочки героев сказки).

                          1, 2, 3, 4, 5 - будем в сказку мы играть!

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «РУЧЕЁК»

Ведущий: Весной, когда стало ярче светить солнце и начал таять снег, родился в поле ручеёк.

(появляется Ручеёк) .

 Всё вокруг ожило. Появилась первая травка и цветы. Рано утром, когда ещё и травка не обсохла, пчелка уже летит на работу-сок с цветов собирать

(Влетает пчелка).

Пчёлка - Ручеёк, ручеёк ты откуда взялся?

Ручеёк - Буль, буль, буль. Я не знаю. Я ещё маленький.

Пчёлка - Ручеёк, ручеёк, дай водицы попить.

Ручеёк - Буль, буль, буль. Дам водицы напиться, если выполнишь задание.

Ведущий: Ответь на вопрос – где быстрее растает снег на солнце или в тени? Почему? Докажи это опытом. (………………………………………………………………………………………………………………………..)

(Если пчёлка не отгадывает, помогают дети. За правильный ответ ребёнку даётся звезда.  )

Ручеёк - Пей досыта, пожалуйста.

Пчёлка - Спасибо.

(Пчёлка улетает…, отходит в сторону)

Ведущий - Окреп ручеёк, веселее забулькал. Летит птичка-синичка. (влетает птичка – синичка). Увидела ручеёк и спрашивает

Синичка - Ручеёк, ручеёк, ты откуда взялся?

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пила из меня пчёлка, у неё и спрашивай.

Синичка - Дай ручеёк и мне водицы попить.

Ручеёк - Дам, если выполнишь задание.

Ведущий – Тут какое-то заколдованное место… Здесь чьи-то следы…Кто был у ручья? И оставил на снегу свои следы?  Синичка, попробуй отгадать посетителей ручья…(обращает внимание на дорожку из следов около ручья, синичка отгадывает, при затруднении помогают дети, за правильный ответ ребёнку даётся звезда)

Ручеёк - Пей досыта, пожалуйста.

Синичка - Спасибо.

Ведущий - Улетела птичка по своим делам, а ручеёк глубже стал, ещё светлее. Бежит зайчик-серые ушки. Увидел ручеёк и спрашивает

Зайчик - Ручеёк, Ручеёк, ты откуда взялся?

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пила из меня водицу пчёлка, потом птичка-синичка, у них и спрашивай.

Зайчик - Дай ручеёк и мне водицы попить.

Ручеёк - Буль, буль, Буль. Дам тебе, зайчик, попить, если выполнишь задание.

Ведущий - Зайчик, отгадай, пожалуйста, по части тела, нужного животного. Игра «Отгадай по части тела».

(за правильное выполненное задание ребёнку дается звезда).

Ручеёк - Пей досыта, пожалуйста.

Зайчик - Спасибо.

Ведущий - Ускакал зайчик по своим делам. Ещё шире стал ручеёк. В поле стало жарко. Идёт мимо лисичка.

Лисичка - Ручеёк, ручеёк, ты откуда взялся?

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пила из меня водицу пчёлка, птичка-синичка, потом зайчик-серые ушки, у них и спрашивай.

Лисичка - Дай и мне, ручеёк, напиться воды.

Ручеёк - Буль, буль, буль. Дам тебе водицы, если выполнишь задание.

Ведущий - предлагает набор из 4 картинок с изображением первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник) и двух растений, цветущих летом (одуванчик, ромашка).                

                        Вопросы: - Какие это цветы?

                                          - Какие цветы лишние и почему?

(за правильный ответ ребёнку выдаётся звезда).

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пей  досыта, пожалуйста.

Лисичка - Спасибо, тебе ручеёк.

Ведущий - Ещё глубже стал ручеёк. Идет мимо медведь, увидел ручеёк и говорит:

Медведь - Ах! Какой хороший ручеёк! Откуда ты взялся?

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пили из меня водицу пчёлка, потом птичка-синичка, потом зайчик - серые ушки, потом лисичка. У них и спрашивай.

Медведь - Дашь, ручеёк, и мне водицы попить?

Ручеёк - Дам тебе, мишка, водицы, если выполнишь задание – «Назови и объясни правила поведения в лесу». (Мишка зовёт на помощь остальных детей) Дети по очереди берут со стола карточки и объясняют их.(правила поведения в лесу, составляют большой пазл, количество картинок по количеству детей. Каждый ребёнок за правильное объяснение получает звезду).

Правило  1 . Не оставляйте после себя мусор!  (Бумага перегнивает несколько лет. Полиэтилен и металлические банки плохо разрушаются микроорганизмами. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)

Правило 2. Нельзя шуметь!  (Соблюдайте тишину в лесу. Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)

Правило 3. Нельзя вырубать деревья! (Чтобы из маленько росточка выросло большое дерево, проходит много-много лет. На месте вырубленных деревьев, необходимо сажать новые саженцы).

Правило 4. Нельзя обижать обитателей водоёмов! Нельзя вылавливать лягушек! (Не уничтожайте лягушек. Это полезные земноводные, они питаются вредными насекомыми).

Правило 5. Не ломайте ветви у деревьев! Не оставляйте надписи на природных объектах. (Дерево от этого может погибнуть).

Правило 6. Не тревожьте птичьих гнёзд!  А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде?  (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Напуганная птица может покинуть гнездо и птенцы погибнут, так и не вылупившись)

Правило 7. Не ловите насекомых! (Они не живут в неволе).

Правило 8. Не разводите костры в лесу без взрослых! (Может возникнуть пожар, который погубит растения и животных. Уходя, не оставляйте костер. Потушите огонь водой или землёй. Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки. Помните: из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!)

(за правильные ответы детям раздаются звёзды)

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пей досыта, пожалуйста.

Медведь - Спасибо.

Ведущий - Попил медведь водицы и пошёл дальше, не заметив, как столкнул в ручей большой камень. Камень ручей перекрыл и ручей остановился.  Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит. Долго так сидел, а потом и спрашивает

Комар - А ты откуда взялся?

Ручеёк - Буль, буль, буль. Пили из меня водицу пчёлка, потом птичка, потом зайчик-серые ушки, потом лисичка и медведь .У них и спрашивай.

Комар - Экой ты ручеёк, всех подряд водой поишь. На всех не напасёшься, береги воду для себя.

Ведущий - Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчёлка домой с поля.

Пчёлка - Можно водицы попить?

Ручеёк - Буль. На всех не напасёшься.

Ведущий - Улетела пчёлка. Летит птичка-синичка. Можно водицы попить?

Ручеёк - Буль, на всех не напасешься.

Ведущий - Прибежал зайчик - серые ушки.

Зайчик - Можно водицы попить?

Ручеёк - Буль. На всех не напасёшься.

Ведущий - Подошла к ручейку лисичка.

Лисичка- Можно водицы попить?

Ручеёк - Буль, на всех не напасёшься.

Ведущий - Прошёл мимо медведь.

Медведь - Можно водицы попить?

Ручеёк - Буль, на всех не напасёшься.

Воспитатель - Никто больше не приходил к ручейку. Потерялась тропка в траве. Затянула стоячую водицу зелёная ряска. (накрыть ручеёк зелёной органзой). А что ещё может произойти с ручёйком, если его перекрыть камнем? ………………………………………………………………………………………….

Собрался с последними силами ручеёк и жалобно забулькал.

Ручеёк - Буль, буль, буль. Помогите! Буль, буль.

Ведущий - Услышали крик о помощи и пчёлка, и синичка, и зайчик, и лисичка, и медведь, и все, кто мимо проходил, пришли, помогли ручейку освободиться от большого камня, который перекрыл ручей, и от ряски, расчистили ручеёк.

Воспитатель – Вот и спасли мы ручеёк! Вот и сделали доброе дело! Посмотрите сколько звёзд мы заработали! Давайте их вместе сложим и посчитаем. (проводится подсчёт звёзд, воспитатель достаёт ключик и открывает ларчик. Воспитатель благодарит детей и раздаёт им сюрпризы за хорошую работу).

III часть занятия – Заключительная.

Воспитатель - Ребята! Откуда же взялся ручеёк? О чём мы говорили на занятии? Что вам понравилось? Что показалось трудным?

Мотивировка на следующее занятие - ………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять   навык   образования   существительных...

Годовые задачи музыкального воспитания по программе "От рождения до школы" в старшейгруппе 5-6 лет

задачи на год по музыкальному воспитанию общие и по видам музыкальной деятельности...

Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!

Занятие напрвлено на:-прордолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между осенними природными явлениями; анализировать, сравнивать, выделение характерных ризнаков,обобщать; -учить ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА «ПОБЕДНЫЕ СТАРТЫ» В СТАРШЕЙГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА «ПОБЕДНЫЕ СТАРТЫ»В СТАРШЕЙГРУППЕ....

НОД в старшейгруппе на тему «Животный мир Крыма».

Расширять и углублять знания детей о родном крае. Обогатить знания детей о животном мире Крыма....

Конспект открытого занятия по развитию речи для старшейгруппы

Порядковые числительные. Формировать у детей навыки связной речи, развивать умение подбирать антонимы, употреблять порядковые числительные....

План самообразования с детьми 5-6 лет «Развитие связной речи у детей старшейгруппы»

План самообразования с детьми 5-6 лет «Развитие связной речи у детей подготовительной группы»Актуальность.Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря...