конспект НОД "Что за зернышко такое, не простое - золотое" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Булатова Ольга Михайловна

Занятие развивает познавательную активность детей, знакомит с трудом хлеборобов, формирует умение устанавливать простейшие взаимомвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Что за зернышко такое, не простое – золотое?»

в старшей группе.

. Цель: знакомить с трудом хлеборобов. Дать представление о строении и внешних отличиях ржаных и пшеничных колосьев и зерен, процессе их посева и оптимальных условиях роста. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых

Предварительная работа. Замачивание зерен  пшеницы и ржи для набухания. Изготовление воспитателем карточек для маркировки ящиков с посевами, на которых изображены зерна: маленькое темно – желтое (сухое) и крупное светло – желтое (набухшее). Проведение бесед и рассматривание иллюстраций по теме.

Материал и оборудование. Хлеб ржаной (черный), пшеничный (белый).Блюдо или поднос. Нож и разделочная доска. Колосья и зерна  пшеницы и ржи (или картинки). Емкости с водой, два ящика для посева зерен, земля, лейки, фартуки, совки, палочки для рыхления земли, лупа ( на каждого ребенка), мольберт, иллюстрации по теме, альбом для зарисовок и фиксирования результатов наблюдений.

                                                         Ход НОД

Воспитатель (перед ним на блюде буханки черного и белого хлеба) Свежий, душистый, ароматный, всеми любимый хлеб (режет хлеб и угощает детей). Сегодня мы поговорим о том, из чего он сделан и как попадает на наш стол. Вы узнаете, почему белый и черный хлеб отличаются по цвету и вкусу. Отгадайте загадку:

          Вырос в поле дом, полон он зерном (Колос)

Воспитатель показывает колосья пшеницы и ржи.

Воспитатель. Рассмотрите колосья. Какие они? Чем похожи и чем отличаются?

Дети рассматривают колосья, выявляют их сходства и различия

Воспитатель (обобщает ответы детей). Перед вами  травянистые растения – рожь и пшеница. У них длинные, тонкие стебли с узкими листьями. Стебель пшеницы длиннее и светлее по цвету, чем стебель ржи. На верхушке каждого стебля расположен колос, в нем семена – зерна. Колос пшеницы крупнее, чем колос ржи, в нем больше зерен. Зерна в колосе покрыты жесткими чешуйками, которые защищают их от повреждений. У. пшеницы чешуйки, растущие на внешней стороне зерна, заканчиваются тонкими длинными колючими « усиками». Когда зерно созревает, колосья скашивают и обмолачивают специальными машинами – комбайнами. Попробуйте потереть колос между ладонями, чтобы очистить зерна от чешуек. Рассмотрите зерна. Какие они?

Дети («обмолачивают» колосья, рассматривают зерна через лупу). Зерна твердые, гладкие, овальной формы, желтого цвета.

Воспитатель. Чем отличается зерно пшеницы от зерна ржи?

Дети. Зерно пшеницы крупнее. Оно более светлое.

Воспитатель. Хотя зерна пшеницы и ржи незначительно отличаются по цвету, после помола и выпечки из муки хлеба мы видим, что пшеничный хлеб получается белым , а ржаной – черным.

Воспитатель предлагает детям сравнить между собой сухие и заранее замоченные в воде зерна пшеницы.

Воспитатель. Как вы думаете, какие из зерен дадут всходы раньше – сухие или набухшие, и почему? ( Ответы детей)

Зерно готово к посеву. Скажите, в какое время года происходит сев пшеницы и ржи?

Дети. Зерно сеют весной. Урожай собирают осенью.

Воспитатель. Иногда пшеницу и рожь сеют осенью. Зимой под снегом их ростки остаются зелеными. Такие посевы быстрее созревают, дают больший урожай.

Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрации. Такие посевы называют озимыми. Зерна сеют в сентябре или октябре, под зиму, а убирают урожай следующим летом.

Вспомните, как готовят почву к посеву. Для чего это делают?

Дети. Землю пашут, рыхлят. Выравнивают ее поверхность, вносят удобрения. Это делают для того, чтобы зерна быстрее прорастали. Если земля не будет вспахана, ее поверхность пересохнет и зернам не хватит влаги для роста. Если землю не рыхлить, из – под комьев зерна не смогут прорасти.(эту часть занятия воспитатель проводит в форме беседы, наводящих вопросов)

Воспитатель. Для того, чтобы убедиться в правильности  ваших ответов, давайте посеем сухие и набухшие зерна пшеницы в землю и понаблюдаем за ростом побегов.

Дети надевают фартуки, совками насыпают в ящики землю. Выравнивают ее поверхность. Палочками для рыхления делают борозды. Сухие и набухшие зерна высевают в ящики, маркированные соответствующими карточками, засыпают землей, поливают. После посева ящики выставляют на хорошо освещенное место.

Воспитатель. Поработали мы на славу. Посеяли зерна пшеницы в землю ( читает стихотворение)

       Эта желтая пшеница, не сама собой родиться.

      Чтобы вырос добрый хлеб, брат вспахал весною степь.

      А потом в степи просторной, мой отец посеял зерна.

     Поднялись над полем всходы. Тут привез мой дядя воду –

    Не жалел речной водицы, чтоб росла дружней пшеница.

      А как вырос урожай, тут уж дед не оплошал-

   Сжал и вывез аккуратно, хлеб степной наш ароматный.

     И из желтой той пшеницы, намолол семье мучицы.

     Чтоб мучица хлебом стала, рук мужских, однако , мало:

      Протопила мама печь-стала хлебы в печке печь.

     Испеченный нашей мамой, пышет жаром каравай,

     Пышный, с корочкой румяной- всякой пищи голова!

     Точно степь он ароматен, прибавляет людям сил.

     Но особенно приятен тем, кто этот хлеб растил.          (Г. Иса-Заде)

Для того, чтобы из зерен выросли побеги , вы должны ухаживать за посевами, ежедневно их поливать, рыхлить землю.

По окончании занятия воспитатель предлагает кому – либо из детей зарисовать в альбоме последовательность выполнения посева зерен пшеницы (замачивание зерен, подготовка почвы, посев, полив ). В последующие дни дети проводят наблюдения за ростом растений, измеряют ростки с помощью линейки и выполняют рисунки с натуры в альбоме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ЗА ЗЕРНЫШКО ТАКОЕ, НЕ ПРОСТОЕ – ЗОЛОТОЕ

Цель. Познакомить с трудом хлеборобов. Дать представление о строении и внешних отличиях ржаных и пшеничных колосьев и зерен, процессе их посева и оптимальных условиях роста....

Конспект педагогического мероприятия По технологии АМО с детьми старшей группы в рамках непосредственно-образовательной деятельности тема: « Я знаю, что такое дружба»

В конспекте представлен материал по технологии амо (Активные метода обучения)Конспект построен по следующей структуре:начало занятия или "Психологическая разминка"Вхождение в тему или "Погружение"Форм...

Конспект интегрированной НОД по гендерному воспитанию для детей старшей группы «Мы такие разные – мальчики и девочки»

Цель:- ознакомить детей с основными характеристиками мужского и женского пола, пояснить понятие «пол»;- провести беседу об отличительных особенностях мужского и женского поведения, внешнего вида, соци...

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Простые и полезные растения »

Данный конспект поможет обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них,  воспитывать экологическую культуру, форм...

Познавательно-исследовательский проект «От зернышка к хлебушку» для детей старшей группы.

Познавательно-исследовательский проект «От зернышка к хлебушку»  для детей старшей группы....

ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАРАВАЯ проект для старшей группы

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе: «На ножках-сапожки, Загляденье – просто!»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе:  «На ножках-сапожки, Загляденье – просто!»Образовательная область: Речевое развитие.В...