Дикие животные зимой
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Таспан-оол Долаана Анай-ооловна

Нод по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon окружающий мир377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в старшей группе по экологии на тему:

«Подготовка диких животных к зиме».

                             МАДОУ № 1 «Солнышко»

воспитатель Таспан-оол Д.А.

Занятие «Подготовка диких животных к зиме»

Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Задачи: 1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.

               2. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать  

                    на вопросы,  и логически выстраивать предложения.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, три дерева, игрушки или иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, осеннего леса,  грибов, мольберты для картин, испеченные орехи, салфетки, листья для украшения группы.

Ход занятия

Утренний сбор.

Воспитатель: Какое время года (поздняя осень), какой сейчас месяц (ноябрь), осенние месяцы назовите пожалуйста по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). 

Пальчиковая гимнастика.

Мы рога козы покажем (выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове),

И рога оленя даже (широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове),

Мы про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем (выдвигает вперед указательный и

средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает),

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу.)

Повторяем гимнастику (2раза).

Воспитатель: Хорошо выполняете! Старайтесь прижать все пальцы к большому, не спешите. Вот так, умницы! Понравилось играть, ребята?

Стук в дверь.

Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт , как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, Пишут лоси,

Пишут зайцы, Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!

- Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.) 

- Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу? (Холодно, дождь идет.)

- Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) 

- Что относится к неживой природе?  Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? (Ответы детей.) 

 Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно.

- Что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе? (Ответы детей.)

- Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме.

- А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью?

- Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче.

-  Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.)

- Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме. (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь!

- Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Слушание музыки:

Воспитатель включает музыку из «Времен года». Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А кто знает стихотворение про осень?

Ребёнок читает стихотворение.

Осень. По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

- А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.)

- А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим. Ребята, смотрите, кто-то оставил нам загадку. Давайте ее отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

- Кто это, ребята? (Белка.)  Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками).

-  Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? (Отвечает.)

- Еще кто скажет? А теперь давайте все ответы соберем в один текст. Кто может рассказать, как белка готовится к зиме?

- Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.)

-  Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?

- Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

- Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

- А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину. Как называется этот гриб? (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод. До свидания, белочка!

Отгадывание загадки.

Ой, смотрите, а вот еще одна загадка:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

- Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И, правда, заяц. Молодцы!

- Вот где зайка спрятался. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.

Что происходит со шкуркой зайца? Он линяет. Повтори, Вадик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.)

- Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А кто сможет рассказать, как заяц готовится к зиме?

- А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев. (музыка)

Игра: «Зайчик».

Воспитатель и дети  вместе:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

- Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд).

А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это? (Лиса.)

- Отгадали? А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)

Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно.

Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала.

Вот еще одна загадка:

Кто в лесу зубами — щелк,

Это бродит серый... (волк).

- Кто знает, как волк готовится к зиме?  (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше.

А про кого эта загадка?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет. (Медведь.)

- Как же медведь готовится к зиме?

- Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.)

- Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

- Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.)

- Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

- А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж) 

- Почему? Ему нечего есть зимой.

- Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны!

- Понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора домой.

Рефлексия.

Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.

(Звучит музыка «Времена года»).

- Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате.

- Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось?  - Каких зверей мы встретили? (белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.).

-Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Скажи, Игорёк (медведь, ёж). 

-Хорошо. А почему? (этим зверям нечего есть зимой.).

-А кто делает запасы? (белка). 

-Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (линяют) 

- Конечно, они линяют, и у них вырастает теплая шерсть.

- А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (чтобы их было трудно заметить).

- Почему лиса и волк этого не делают? (потому, что они хищники и им некого бояться). 

-Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.

- Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда  приходить на помощь! Стук в дверь. Ой, ребята, кто-то оставил корзинку и письмо. (читает) 

- Это нам подарок из леса от животных.  А подарок — лесные орешки. Угощайтесь. (Воспитатель раздает ребятам по печёные  орешку из корзины, дети угощаются.)

- А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект ООД игра "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."

Конспект организованной образовательной деятельности представлен в форме игры "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста  «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...