Главные вкладки

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста (5-6 лет) на тему «Волшебница вода»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Кудряшова Анна Викторовна

    Экспериментальная деятельность с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon voda.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия по опытно- экспериментальной деятельности                                               с детьми старшего возраста (5-6 лет)

    на тему «Волшебница вода»

    МБДОУ «ЦРР - детский сад №56», разработала Кудряшова А.В., воспитатель.

    Цель: Формирование у детей знаний о значении воды в жизни человека, о ее свойствах;

    Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.

    Задачи:
    -  Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

    Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

    -  Пробуждать интерес к природе, её явлениям.
    Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая),стакан с молоком, соль, сахар, масло, лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

    Ход занятия :
    Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу и  создадим хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии нужно быть внимательными, наблюдать, слушать друг друга. 
    — Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку. А вы должны быть внимательными и отгадать её
    Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    И летаю, и бегу,
    И стеклянной быть могу. (Вода) — О чём эта загадка? Ответ детей:(о воде).

    Мы сегодня поговорим о воде. 
    Воспитатель: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в «капельке» и “паринке” родных сестер”. 
    – Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры. 
    Воспитатель:
    – Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят? 
    Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.  Узнаем какими свойствами обладает вода, и все расскажем нашим капелькам. (Ребята подходят к столам)
    Опыты: “Вода прозрачная”
    Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа). А теперь возьмём стакан  с молоком, и так же приложим наши полоски. Можно ли определить их цвет? Ребята, какой вывод можно сделать из увиденного? Ответы детей.

    "Вода - растворитель".

    Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

    Белый камень в воде тает.(сахар).

    Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

    Теперь вторая загадка.

    В воде родиться,

    Воды боится.(соль).

    Убираем салфетку со второго блюдца.

    И, наконец, третья, последняя загадка.

    Желтое, а не солнце,

    Льется, а не вода,

    На сковороде - пенится,

    Брызгается и шипит.(масло).

    Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? Потому что они в ней исчезают. Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? Сахар растворилась в воде.

    А теперь возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? Соль растворилась в воде. Что мы видим в этом эксперименте? Ответы детей: вода-растворитель.

    Ребята, а могут ли быть враги у воды? Вот давайте проверим, кто из нас прав, тот, кто думает, что – да есть! Или тот, кто думает, что – нет.

    Воспитатель дает понюхать баночку с маслом.

    Как вы думаете что это? Вот, правильно, масло.

    А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

    Идет самостоятельная работа детей.

    Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

    Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Капельки масла сливаются и образуют на воде плотный масляный слой, и если на воду попадают нефтепродукты, то обитатели подводного и наводного мира могут погибнуть.

    Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

    Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Масло-враг для воды.

    Воспитатель: А сейчас немножко  отдохнем, поиграем.

    Динамическая пауза: «Вода - суша»

    Играющие становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

    Воспитатель: Ребята проходим в нашу лабораторию и продолжаем:

    Опыт: “Вода жидкая, может течь”
    Даём детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

    “Лед – твердая вода”
    Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
    Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
     “Пар – это тоже вода” 
    Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
    Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Высказывания детей: (Да) Почему?

    Физкультминутка

    - А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

    - Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)

     Дидактическая игра: “Где спряталась вода” 
    – Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода. Картинки: дерево растущее – стол или стул деревянный; лед – песочная гора; сосулька – кирпич, снежная гора – санки; арбуз – топор; ледяной городок – детская горка; человек – кукла; морковка – ножик; цветы на клумбе – аппликация с цветами; кипящий чайник – половник; облако – солнце; снежная баба – сумка(ответы детей).

    Воспитатель: Так что же мы можем сказать про воду из увиденного?

    Ответы детей: Вода  бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, вода- растворитель, у воды есть враг-масло , которое она не растворяет  и вредит подводному миру…..

    Воспитатель: правильно, а наши снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры, потому что они все  состоят из воды. В конце занятия воспитатель всех благодарит и дарит детям медальки- капельки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста

    Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста.Тема: «Молоко и молочные продукты» ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детс...

    Совместная опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста

    Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста.Тема: «Молоко и молочные продукты» ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детс...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего возраста (5-6 лет) по теме «Путешествие к Лесненку». Конспект занятия.

    Образовательная область: «Познание. Формирование целостной картины мира.»В НОД использовались такие формы и приемы работы:Беседа рассуждениеИгры: «Путешествие» (малоподвижная игра), дидактически...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».

    В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла  в  гости  к  своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе...  В ходе ...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с нарушением зрения на тему "Распустились цветы. Проснулись бабочки"

    Представленная в конспекте совсместная образовательная деятельность помогает развивать познавательную  активность детей, формировать представлениие об окружающем мире, и в тоже время решает корре...