Конспект НОД по мир природы-краеведению
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самигулова Альбина Сабировна

Конспект НОД по мир-природы краеведению, где происходит изучение своства воздуха путем экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_eksperimenty_s_vozduhom_-_2.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема " эксперименты с воздухом"

Цель: закрепление представления детей о свойствах воздуха; о способах её обнаружения.

Задачи:

обучающие:

* упражнять в наблюдательности за окружающей средой;

* закрепить представления детей о воздухе,  его свойствах ;

* учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;

* продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие:

* развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

* способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

* воспитывать интерес к экспериментированию;

* воспитывать аккуратность при работе с водой.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, пока вы спали, нам принесли посылку. Что там - я не знаю. Вы хотите узнать что внутри посылки? ( дети - да!). Тут есть письмо, прочитаем его? ( да!):

" Здравствуйте, ребята!  Письмо вам пишут лесные жители. У нас в лесу наступила весна, воздух наполнен весенними ароматами. Здесь так хорошо дышится весенним воздухом. Мы набрали этот воздух в баночку и решили отправить его вам, чтобы вы почувствовали весенние ароматы нашего леса".

Воспитатель: интересное письмо. Ну что, откроем посылку? ( да). Так что тут у нас? ( баночка).  А где же воздух? ( внутри).

Давайте откроем баночку и посмотрим, какой там воздух, должно быть лесной.

Открывают баночку

Воспитатель: ну и где он, этот воздух?  Вы видите его? ( нет). И я не вижу. Может запах почувствует? Понюхайте, чем пахнет? ( ничем).

Ну как так? Ведь лесные жители написали в письме, что отправили нам лесной воздух. Что- то тут не так. Ребята, а что вы знаете про воздух?

Воспитатель: ребята,  я предлагаю вам ненадолго превратиться в учёных.  Хотите? ( да). А вы знаете кто такие учёные? ( ответы детей). Правильно, учёные - это люди, которые что-то исследуют, изучают науки, экспериментируют, делают опыты. Вот и мы превратимся в учёных и отправимся в нашу лабораторию, где будем изучать что? ( воздух).

Воспитатель: ребята, у учёных своя специальная одежда. Прошу вас надеть их.

( Дети надевают на себя халаты).

Воспитатель: теперь, вы все учёные.  Дорогие коллеги, приглашаю вас пройти в лабораторию. Но прежде чем отправиться туда,  мы вспомним правила поведения в лаборатории: не шуметь, не кричать, без разрешения ничего не трогать.

Все дети проходят к столу, где заранее все приготовлен для опытов.

Основная часть

Воспитатель: коллеги, что мы сегодня будем исследовать? ( воздух).  Не забываем фиксировать результаты наших опытов в тетрадки. Ведь все учёные  записывают результаты своих трудов.

Итак, вот наша баночка. Лесные жители что сообщили нам в письме про баночку? ( что набрали воздух в неё). Мы его увидели? ( нет).

Воспитатель: проведём опыт,  есть в баночке воздух?

ОПЫТ №1

Как мы можем узнать, есть ли в баночке воздух? ( ответы детей).

А вот как: нам надо закрепить при помощи пластилина на дне баночки кусочек бумаги. ( просит кого-то из детей закрепить). Всем дать потрогать бумажку,  убедиться, что она сухая.

Воспитатель: теперь, аккуратно опускаем баночку в воду.  Полностью погружаем её туда, и снова вынимаем. Смотрим на бумагу, какая она - сухая или мокрая? ( сухая).

Вывод: бумага осталась сухой, так как баночка была наполнена воздухом, воздух не давал проникнуть воде в баночку.

Воспитатель: коллеги, а кто из вас видел воздух? ( никто). Раз мы его не видим,  значит какой воздух?  ( прозрачный, бесцветный, невидимый).  Чтобы воздух увидеть,  его надо поймать.  Хотите, я научу ловить вас воздух? ( да!).

Игра " Ловим воздух "

Воспитатель: возьмите полиэтиленовый пакетик.  Что в нем?  ( он пуст). Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы наберём в пакет воздух и закрутить его.  Теперь какой у нас пакет? ( он полон воздуха, он похож на подушку). Воздух занял своё место в мешке. А давайте развяжем пакет и выпустим из него воздух.  Каким стал пакет? ( тоненьким).  Почему? ( в нём нет воздуха).

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!  Мы поймали воздух и заперли его в пакете,  а потом выпустили.

Коллеги, а теперь зафиксирован наш результат, воздух какой? - Невидимый.

Воспитатель: ребята,  а как вы думаете,  сам воздух пахнет?  Понюхайте.

ОПЫТ №2

" Запах воздуха ".

Воспитатель: а теперь проведём следующий эксперимент. Вам надо закрыть глазки ( воспитатель всем завязывает глаза повязка и даёт понюхать мандарины).

А сейчас пахнет?( да). Чем? ( мандаринами). Какой запах? ( приятный, вкусный). А как же получается,  что мы чувствуем запах? Это воздух так пахнет? ( нет).

Вывод: оказывается, воздух движется и доносит эти запахи,  хотя сам воздух запаха не имеет.

Результаты фиксируем.

Дидактическая игра " Тонет - не тонет".

Под музыку, датская песня " По морям, по волнам".

Дети поочерёдно достают из сундука камень, деревянный брусок,  другие мелкие предметы и раскладывают в два тазик.

Воспитатель: ребята, почему какие то предметы утонули, а какие- то - нет? ( предметы, внутри которых есть воздух будут плавать).

Вывод: воздух легче воды.

ОПЫТ №3 "КАКОГО ЦВЕТА ВОЗДУХ?"

Воспитатель: на столах у нас фонарики. Учёные, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? ( свет фонарика проходит через пакет).  Проходит не искажаясь.

Вывод: свет проходит через пакет,  потому что воздух не имеет цвета,  то есть какой он? ( прозрачный). Отмечаем результат полученного опыта.

Рефлексия:

*Дорогие коллеги,  кто мне скажет, что мы сегодня изучали? ( воздух).

* Что вы можете сказать про воздух,  какой он? ( по результатам опытов из тетрадки).

* Скажите, кому нужен воздух?  ( людям, растениям, животным...)

* Ребята,  вам понравилось побыть в роли учёных? Почему?

* Какой опыт был более интересным?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: ребята,  на сегодня наша экспериментальная деятельность подошла к концу. Прошу вас снять халаты и снова вернуться в детский сад. Всем спасибо за занятие, вы отлично потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия: Мир природы - краеведение, Тема: "Знакомство с родным краем".

В конспекте знакомим детей с природой родного, северного края, с памятниками г. Усинска,  с промышленностью , интересными зданиями, с гербом г. Усинска, с 35 летием г. Усинска....

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие:  Формировать представления о лиственных и хвойных д...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

Занятие по ознакомлению с природой + краеведение Тема: «Луганщина – мой край родной»

Тема: Луганщина – мой край роднойЦели: уточнить знания о природе родного края; формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников; развивать умение поддерживать беседу, делать логиче...