занятие "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Алитовская Светлана Владимировна

конспект занятия времена года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия времена года25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный: иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро», игрушка ёжик, птичка, бабочка(муляж), картинки «Какое время года», конверт, корзинка со сладкими грибочками (печенье).

ТСО:аудиозаписи музыкальных фрагментов «Времена года» П.И. Чайковского ( детский сборник )

Ход занятия:

Воспитатель в костюме осени, в руках карзина: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кто я? Да, я осень, и сегодня я пришла к вам , что бы поговорить о временах года.

( звучит тихо музыка П.И. Чайковского «Времена Года»)

Радостное время года — осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали . Посмотрите на экран, какая золотая, красивая осень к нам пришла.(на интерактивной доске показано изображение осени).Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Об этом времени года много писали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, художники нарисовали картины. Послушайте Стихотворение Е. Благининой

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел!

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

А сейчас давайте с вами послушаем музыку «Осенняя песня» П.И. Чайковского. Музыка нежная, плавная, мелодичная.

Физминутка «Осенние листочки»

(дети выполняют движения согласно тексту)

Мы — листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер — полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились,полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: Дети, назовите все четыре времени года ( зима, весна, лето ,осень)

Молодцы, а сейчас отгадайте загадку и узнаете о каком времени года мы поговорим с вами дальше

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома,

Значит, к нам пришла... (зима)

-Ребята, посмотрите ( воспитатель показывает на доске картинку зимы): все кругом белым — бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки

«... Идет волшебная зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

Какое прекрасное время года — зима. Зиму за её красоту люди ласково называют зимушка — зима. (звучит музыка Чайковского)

-Скажите, за что вы любите зиму?(Зима — волшебница приносит детям много радости: можно лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках)Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Давайте сейчас с вами поиграем в игру

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит...(мороз)

  1. свищет, бушует, дует, завывает...(ветер)
  2. летает, танцует, сыплет, ложится, покрывает...(снег)
  3. висит, растет, тает, плачет, капает...(сосулька)

Молодцы.

Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одежке

Ходит по дорожке.

Конечно, это ёжик.

Ёжик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ёжик,сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Игра «Что когда бывает»

Ребята, давайте,я буду говорить, что бывает летом, а вы скажите, что бывает зимой.

Летом земля покрыта травой, а зимой...(снегом)

Летом на деревьях листья, а зимой...(деревья голые)

Летом вода в речке теплая, а зимой...(речка покрыта льдом)

Летом мы катаемся на велосипеде, а зимой ...(на санках)

Летом мы лепим из песка, а зимой...(из снега)

Ёжик:Спасибо, вам ребята, я все понял , до свидания!

Воспитатель:Наш ёжик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.

Ребята, а сейчас послушайте про какое время года я вам загадаю загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, ка водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?(ответ детей Весна)

Да, это весна. Весну издавна любил народ. Называли её весна-красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляется светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Послушайте, какую красивую  музыку написал П. Чайковский и называется она «Подснежник» о первом весеннем цветке(звучит музыка на доске появляется иллюстрация)

-Дети, скажите, а какие весенние месяцы вы знаете?(март, апрель,май)

Писатель Михаил Пришвин называл март — весной света, апрель — весной воды, май — весной цветов. Все вокруг цветет. Ласковый, солнечный май насыпал сугробы цветущей черемухи. Цветут яблони, груши, вишни. Цветут тюльпаны, нарциссы (показ картинок)

Ой, смотрите, ребята, кто к нам прилетел(появляется птичка и приносит конверт)

Воспитатель: Дети, давайте, посмотрим, что в этом конверте

Словесная игра «Подскажи словечко»

Воспитатель:Вы мне поможете, подскажите правильное слово.

Ой, беда!Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу...(проталины)

Самый первый день весны,

Самый- самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась ...(верба)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась ...(сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Не слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ...(капель)

Ребята, о чём это стихотворение(о первых признаках весны).Назовите эти признаки. Да правильно, по ним мы можем определить, что уже пришла весна. Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери, насекомые от долгого непробудного сна, точно как в сказке.

Воспитатель показывает бабочку(муляж)

Воспитатель:Вот и бабочка к нам прилетела, она хочет поиграть с вами. Скажите вы знаете песенку комарика (з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш).Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши,если услышите:

Песенку комара :(З) — зебра, машина, зонт, зима, снег, забор;

Песенку жука: (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик;

Песенку ветра(Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина.

Очень хорошо. Бабочке очень понравилось как вы играли.

Дети, скажите какое время года приходит на смену весне?(Лето)Правильно, лето. Послушайте песенку лета (звучит музыка Чайковского). Вспомните яркие впечатления лета(сбор ягод, купание в реке, прогулки в лес и т.  д.)

Игра с мячом

Воспитатель: Ребята вставайте в круг. Я буду бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово , но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, и т.  д.

Ребята, смотрите, ещё к нам прилетел зеленый листочек, давайте и с ним поиграем в игру.

Игра «Назови ласково»

Я буду вам кидать мяч называть слово, а вы ловите мяч и называете это слово ласково . Например: лист-листочек, гриб- грибочек, пень-пенечек, день-денечек.

Итог занятия:

  1. О каких временах года мы с вами говорили?
  2. В какие игры играли?
  3. Что вам особенно понравилось?

Ребята, наше занятие подошло к концу, вы сегодня были очень внимательны, хорошо занимались, и я хочу угостить вас вкусными грибочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....