опыты с неживой природой
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пискунова Лидия Станиславовна

Картотека опытов с неживой природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_s_nezhivoy_prirodoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты с неживой природой

Воздух есть во всех предметах

Цель: Показать, что воздух есть не только в помещении, но и  во всех предметах и материалах; это можно обнаружить, если опускать предметы в воду.

Материал: емкость с водой, камень, гвоздь, крупная пуговица.

Воспитатель предлагает детям взять по одному предмету и по очереди бросить в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают пузырьки воздуха и тяжесть предметов.

Дошкольное воспитание

Воздух упругий

Цель: Познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки). Воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Материал: шары, мешочки целлофановые, бумажный пакет.

1: Воспитатель с детьми садятся вокруг стола. Воспитатель предлагает детям подуть (все дуют, получается ветер; дети подставляют руку к струе воздуха, чтобы почувствовать его).

2: Воспитатель сообщает детям: сейчас он сделает хлопушку. Показывает бумажный пакет, обращая внимание на то, что у нег нет формы, он мягкий, неупругий. Надувает его, показывает, какой формы он получился, даёт всем потрогать и почувствовать его упругость, а затем предупреждает (чтобы дети не испугались), что сейчас он по нему хлопнет. От хлопка пакет рвётся, потому что воздух внутри него упругий. Дошкольное воспитание

Как обнаружить воздух в помещении?

Цель: Показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом его можно почувствовать кожей как лёгкий ветерок.

Материал: бумажные веера.

Воспитатель,  показывает, как рукой обмахивать  лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? Какой воздух? При ветерке стало холоднее или теплее? Демонстрирует бумажный веер, даёт детям самим помахать и почувствовать прохладу. Дошкольное воспитание

Воздух упругий 2

Цель: Познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки). Воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Материал: шары, мешочки целлофановые, бумажный пакет.

Воспитатель надувает целлофановый мешок, демонстрирует его форму, упругость. Затем показывает на ненадутый шарик, обращает внимание на то,

 что он мягкий, бесформенный. Затем надувает его, завязывает. Дети аккуратно нажимают на него - пробуют на упругость.

Дошкольное воспитание, 2000, №6

Воздух нужен для жизни

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, он погибнет.

Материал:

1: Воспитатель спрашивает: когда спальня проветривалась? Нужен ли людям воздух? Предлагает положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимется и опускается – так осуществляется дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выдыхает плохой воздух).

2: Воспитатель предлагает детям закрыть ладонью нос и рот, чтобы не дышать. Через несколько секунд выясняет: что дети почувствовали. Что испытали?

Чем пахнет воздух?

Цель: учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами.

Материал: нарезанный лук, апельсиновые и лимонные корки, яблоки, ветки сосны или ели  в вазе с горячей водой.

Воспитатель подводит детей к тем местам, где разложены пахучие вещества, предлагает глубоко дышать, чтобы почувствовать запах и отгадать его. Спрашивает: какой запах нравится? Последнее место, которое посещают дети, - спальня. Воспитатель предлагает узнать аромат, наслаждаться им, сообщает, что спать в проветренной спальне с приятным запахом особенно полезно для здоровья

Есть ли в воде воздух?

Цель:  уточнить представление о том, что воздух есть везде, в том числе  в воде, особенно в чистой (только что налитой из – под крана).

Материал: пустая банка, банка с водой заранее налитая.

 Воспитатель ставит на стол пустую банку, спрашивает: что в ней? Ставит тазик с водой. Банку переворачивает вверх дном и вертикально опускает её в тазик. При аккуратном погружении банки вода в тазике поднимается, банка остаётся пустой. Воспитатель, удерживая банку  в том же положении, предлагает детям убедиться в том, что банка не заполнена водой. Спрашивает: почему вода не поступает в банку? Что ей мешает?

Испытание магнита

Цель: помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Материал: магниты,  коробка с магнетическими  (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы и др.)  и немагнетическими (бумага, картон, деревянные палочки и др.)  предметами.

На столе коробка с магнетическими и немагнетическими предметами. Что надо сделать, чтобы разобрать детали? Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? Как эти свойства можно проверить? Как называются предметы, притягиваемые магнитом? Из какого материала сделаны эти предметы?

Есть ли в воде воздух?

Цель:  уточнить представление о том, что воздух есть везде, в том числе  в воде, особенно в чистой (только что налитой из – под крана).

Материал: пустая банка, банка с водой заранее налитая.

Воспитатель убирает таз и ставит другую банку с заранее приготовленной водой, предлагает детям посмотреть и сказать, что в ней. Затем уточняет, как узнали, что в банке вода (она прозрачная, бесцветная, но её видно). Есть ли в воде воздух? Предлагает убедиться в этом (в свободную банку наливает холодную воду из-под крана), сравнив её с той, которая стоит на столе. Сказать, чем они различаются. Обратить внимание на пузырьки воздуха на стенках банки со свежей водой.  Что это за пузырьки? Откуда они взялись?

Воздух есть во всех предметах

Цель: Показать, что воздух есть не только в помещении, но и  во всех предметах и материалах; это можно обнаружить, если опускать предметы в воду.

Материал: емкость с водой, камень, гвоздь, крупная пуговица.

1: Воспитатель показывает детям по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, крупная пуговица и т.д.). Спрашивает, есть ли в них воздух? Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть в банку с водой. Бросает в воду один предмет; пока он опускается на дно. Воспитатель выдерживает паузу, затем спрашивает: что дети видели?

2: Воспитатель бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать. Спрашивает: что же это пузырьки? Откуда они взялись? Куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.

Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...

Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 1

Картотека экспериментальной деятельности...

Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 2

Картотека по экспериментальной деятельности...

Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 3

Картотека экспериментальной деятельности...

опыты с неживой природой

описание опытов для дошкольников...

Опыты с неживой природой

игры с песком и водой...