Методическая разработка "Рощи да леса - Валуйская краса"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миляева Елена Валерьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_metodicheskaya_razrabotka_milyaeva.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

«Рощи да леса – Валуйская краса!»

Цель: Расширить представления детей  о природе родного края. Познакомить с основными видами деревьев и местами их произрастания.

1. Образовательные задачи:

- обогащать знания детей о взаимосвязи человека и природы;

- расширять представления детей о лесах родного края;

- продолжить знакомство детей с различными видами деревьев;

- формировать умения различать деревья по внешним признакам, описывать их.

2. Развивающие задачи:

- развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки детей;

- развивать воображение, образное мышление, зрительное восприятие, память;

- развивать любознательность, познавательную активность, интерес к полученной информации.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру общения;

- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

- воспитывать любовь к родному краю, бережное и заботливое отношение к его природным ресурсам.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций информационно-энциклопедического издания «Валуйки и Валуйский район», «История. События. Люди».

- цикл тематических бесед: «Валуйские просторы»; «Флора и фауна родного края»; «Поэты валуйской земли»; «Валуйки – мой город родной».

- наблюдение за деревьями на участке детского сада;

- продуктивная деятельность:

« Город глазами детей»; «Деревья в разные времена года».

- знакомство со сборником стихотворений валуйского поэта И.Ходеева «России светлый уголок», Н. Бояренцевой «Валуйчанка».

- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «С какого дерева листок»;

- Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Детки дерева».

- разучивание стихотворений местных поэтов;

- экскурсии по улицам родного города;

- разучивание хоровода «Во поле березка стояла».

Предметно-пространственная развивающая среда:

- интерактивная доска Smart Board, компьютер, презентация «Рощи да леса – Валуйская краса!»;

- аудио плеер, фонограммы аудиозаписей «Звуки леса», «Пение птиц», детской песни для игры «Елочки-пенечки»;

- организация тематического пространства группы:

  • оформление фотоальбома города Валуйки;
  • картинная галерея «Березовая роща», «Дубрава», «Сосновый бор»;
  • выставка поделок из природного материала.

Взаимодополняемость образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности и культурные практики:

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Методы:

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Методические приемы:

Игровой момент, художественное слово, демонстрация презентации, беседа, дидактическая игра, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, использование интерактивной доски и ТСО. 

Ход организованной образовательной деятельности

I. Вводная часть (Организационный момент).

Воспитатель:  Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие, чтобы мы узнали много нового и интересного. А вот куда именно мы с вами оправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. (На доске картинка с загадкой) (Слайд №2)

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)

Ответы детей: (Лес).

Воспитатель:  Правильно лес, но лес не простой, мы отправимся на лесные просторы нашего Валуйского района, и посмотрим красоту его природы. Узнаем, какие деревья произрастают на нашей родной земле.

II. Основная часть.

Просмотр фотографий.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии живописных пейзажей природы нашего Валуйского района в разные времена года. (Слайд №3)

- Посмотрите, как красивы деревья нашего парка в осеннем наряде, как прекрасен зимний пейзаж реки Оскол, как восхитительно пробуждение нашего весеннего леса,  как  живописна природа в летний период.

Путешествие по Валуйским лесам.

Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путешествие, чтобы подробнее узнать о деревьях наших Валуйских лесов. Закройте глаза и представьте, что вы попали в настоящий лес.

(Звучит фонограмма «Звуки леса». Дети открывают глаза.)

Рассказ воспитателя. (Слайд №4)

Воспитатель: Посмотрите, мы оказались на лесной опушке. Здесь в лесной глуши, среди различных деревьев живет маленький зайчонок со своей мамой зайчихой. Однажды он услышал от соседки – зайчихи слово «лес» и спросил:

- Мама, а что такое «лес»?

- Лес - это деревья, - сказала мама,- берёзы, дубы, ели, сосны, липы…
- А что такое берёзы? А что такое дубы? – не унимался зайчонок.
- Я вижу, - сказала мама, - вырос ты. Пора тебе познакомиться с лесом, приготовься к большому прыжку. И перескакивая с полянки на полянку, они оказались на большом участке леса, да таком светлом, нарядном, что зайчонок только и смог сказать: « Ах, как красиво вокруг!» Перед ним стояли красивые, белоствольные, стройные деревья.

Фронтальная беседа.

- Скажите, ребята, какое дерево увидел зайчонок? (Березу)
- Правильно, а как вы догадались?

- Какой ствол у березы?

- Какой формы листья?

- Что еще есть у березы?

Чтение стихотворения.

Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение о берёзе А. Прокофьева:

Ребенок:

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.

Познавательная деятельность. (Слайд №5, №6, №7)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что  береза – это единственное дерево с белой корой, поэтому ее называют белоствольной. Веточки у нее гибкие, тонкие, свисают вниз, и называют березку длиннокосою, кудрявою. Береза не только красива, но и необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, корзины. Кора – береста, тонкая. Под корой есть особое вещество, которое окрашивает ствол в белый цвет. Береза еще и лекарственное дерево, очень полезен ее березовый сок. Лес, в котором растут одни берёзки, называется березовая роща или березняк.

(Показ фото с изображением березовой рощи) (Слайд №8)

- В нашем районе очень распространены березовые рощи, где растут грибы подберезовики. И каждую осень они радуют Валуйских грибников своими дарами. Давайте представим, что мы попали в березовую рощу и сейчас подышим ее воздухом.

Дыхательная гимнастика. (Звучит фонограмма «Пение птиц»)

Тихо-тихо мы подышим, (1-медленный вдох через нос, пауза- задержка дыхания 3сек)

Звуки рощи мы услышим. (2-плавный выдох через нос.)

Повторить 3-4 раза. (Дети садятся за столы) 
Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Затем зайчик и его мама попрыгали к лесу, в котором растут одни сосны. Такой лес называется сосновый бор. Этот лес зайчонок увидел густым, наполненным полумраком.

(Показ фото с изображением соснового бора) (Слайд №9, №10, №11)
- Что особенного во внешнем облике этого дерева?

- Какой ствол у этого дерева?

- Что расположено на ветках сосны?

Динамическая пауза. (Слайд №12)

- А теперь зайчик предлагает нам поиграть в игру «Елочки-пенечки».

Игра «Елочки-пенечки» (проводится под фонограмму песни «На елках иголки…»)

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: После совместной увлекательной игры мама с зайчонком даже не заметили, как приблизились к могучим деревьям. В нашем Валуйском районе дерево это не редкость. Оно могучее, полное жизни, силы и красоты. Оно растет ввысь и вширь, это чудо-богатырь. Вы узнаете, о каком дереве идёт речь, если отгадаете загадку:

Великан могучий рад

Свой густой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

Набросает желудей. (Дуб)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, дуб. (Слайд №13, №14)

- Какой ствол у дуба?

- Какого цвета листва?

- Как называется его плод?

- Какой лесной зверь питается желудями?

Посмотрите, как он красив. Давайте вместе попробуем описать дуб. Подберите слова, которые точно смогут охарактеризовать дуб.

Составление рассказа-описания о дубе. (Слайд №15)

Дуб, он какой?

  • большой;
  •  могучий;
  •  великий;
  • зелёный;
  • красивый;
  • высокий.

Воспитатель: Вот сколько, много слов мы подобрали, чтобы описать дуб. А знаете, ребята, лес, где растут только дубы, называется дубравой.

(Показ фото с изображением дубравы) (Слайд №16)

- Понравился он вам? Запомнили его название?

Физкультминутка «Ветер» (Слайд №17)

Воспитатель: А теперь, представьте, что вы оказались в дубраве и превратились в могучие деревья.

Ветер тихо дуб качает.
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон,
Зашумел листвою он. / Повторить 2 раза /

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту лесов Валуйского района. Обратите внимание, на каких участках расположена березовая роща, сосновый бор, дубрава. (Слайд №18)

(Дети вместе с воспитателем рассматривают карту Валуйского района.)

Воспитатель: Зайчонок и мама зайчиха устали от прогулки и решили вернуться в свои родные места. На обратном пути им встретились, маленькие зайчата, и наш друг зайчонок-путешественник рассказал им много нового и интересного о лесе. (Слайд №19)

Дидактическая игра «С какой ветки эти детки?» (Слайд №20)

- А теперь давайте проверим, что мы сегодня узнали. Поиграем в игру «С какой ветки эти детки?»

Перед вами картинки, вы должны отгадать, какому дереву они относятся.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов. (Слайд №21)

- Какие деревья растут в нашем районе?

- Как называется лес, где растут только березы? (Березовая роща)

- Как называется лес, где растут только сосны? (Сосновый бор)

- Как называется лес, где растут только дубы? (Дубрава)

- Для чего нужны деревья?        

IV. Библиографический список литературы

1. Петин А. Н. География Белгородской области. Учебное пособие. — М.: «Издательство Московского университета», 2008. — 136 с. — ISBN 978-5-211-05608-4.

2. Сухоруков М. И. Валуйки — форпост Отечества: альбом-летопись. — Белгород: «Облтипография», 1999. — 216 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.mojgorod.ru/belgorod_obl/valujki/index.html

http://map31.ru/gispro/Map?ms=152&v=2.0

http://valuyki.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Зима в лесу".

Данный конспект занятия включает в себя закрепление понятия "Зима" путем активизации активного словаря детей, различных анализаторных систем через ритмические движения, биологически активных зон через...

Методическая разработка "Животные нашего леса"

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности «Животные нашего леса» предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и направлена на воспитание у дошкольников...

Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. Презентация к методической разработке "Весна в лесу"

Данная презентация может быть использована при проведении подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков Ж-Ш в предложениях...

Методическая разработка "Деревья в лесу"

Тема: «Деревья в лесу»Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Цель: обобщить знания детей по теме «Деревья» Задачи: 1.Образовательные:...

Методическая разработка «Книги радужного леса»

Участники проекта: дети и родители второй младшей группы.Проблема: Книги заменяются компьютером, просмотром телевизора. Высокая загруженность родителей, что в свою очередь не позволяет уделить достато...

Методическая разработка Мини-проекта «Березка-краса-русская коса»

У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой...