"Невидимка - воздух".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шашина Ольга Владимировна

 

Цель: Развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования.

Задачи:

·         Дать детям  понятие, что такое  «воздух».

·         Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

·         Формировать интерес к экспериментированию через проектную деятельность.

·         Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем). 

·         Развивать умение детей решать проблемные задачи. 

Воспитывать желание расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

·         Предварительная работа: Подвижная игра “Пузырь”, игры-эксперименты с мыльными пузырями, дид. игра “Ловим воздух”, беседа и просмотр мультфильма про загрязнение воздуха, рисование “воздух в пузырьках”, рассматривание картинок “где спрятался воздух”, знакомство с карточками о свойстве воздуха ( пиктограмма).

·         Словарная работа :Обогащение: прозрачный, опыты, лаборатория.

Активизация: воздух, невидимый, лёгкий.

Оборудование: Воздушные  шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, кусочки кирпичика, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, теннисные шарики, игрушка Винни-Пух, пиктограмма.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила Винни  - Пуха, он был очень грустный, потому что не может разобраться,  почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой. Вот он -  худой шарик. Как Вы думаете, ребята, почему  шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии).

Вывод: шарик  здулся, в  нём нет воздуха. 

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Что появится  внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?  (дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос).Скажите, ребята, а каким воздухом мы дышим?

Дети: Чистым, теплым, холодным.

Воспитатель :А чистый воздух везде есть? Что загрязняет воздух?

Дети: Машины…

Воспитатель:  А вы, ребята, воздух видите?  

Дети :Нет.

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.(показываем карточку обозначающую невидимый -пиктограмма)

Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель :Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. А что такое лаборатория ? (дети дают свою версию)Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные (детям приклеить бейджики, одеть шапочки).

Воспитатель: Давайте подойдём к столам .Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? 
Дети :Пустые. 
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха, мы его поймали в мешок. А видите ли вы воздух? Нет. Потому что он прозрачный, не имеет цвета (карточка обозначающая без цвета).

На что он похож мешок? (ответы детей)

Воспитатель:  Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что из него вышел воздух.

Воспитатель:  Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?  Почувствовали  воздух на ладошке, следовательно,  воздух внутри  нас есть, его можно ощутить, он движется (карточка обозначающая движение-пиктограмма)

Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть воздух в кусочке кирпичика (у каждого ребёнка на тарелочке лежит кусочек кирпича) Возьмите кирпич и опустите его в воду. Ребята, что мы видим, когда опускаем их в воду?

Дети: Они тонут.

Воспитатель:  Интересно, а почему кусочки кирпича тонут?

Дети: Они тяжёлые.

Воспитатель:  Получается, что кирпич тяжелее воды, поэтому они тонут. А что вы ещё заметили, когда опускали кирпичики в воду?

Дети: Пузырьки

Воспитатель: Это значит, что в них тоже есть воздух. Они тяжелее  воды,  поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Воспитатель: А  вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет? (ответы детей)

А давайте проверим (опускает шарик в чашку с водой)

 Странно, кирпичик утонул, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).  

Воспитатель:  Оказывается,  шарик не тонет, потому что он легче воды.  А камешки тяжелее, поэтому они тонут. А что находится внутри шарика?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно в шарике есть воздух, поэтому он не тонет. Воздух лёгкий (карточка обозначающая лёгкость).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке?

Дети: Это бутылочка.

Воспитатель :Какая она? В ней что-нибудь есть?

Дети: Нет, ничего в ней нет.

Воспитатель: - Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки).Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?

Дети: Воздух

Воспитатель :Воздух выходит из бутылочки, и его место занимает вода.

Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, прозрачный, лёгкий, движется, можно ощутить). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а Винни-Пух что-то нам хочет сказать.                                                                                  

Он говорит, что вместе с вами  узнал очень много интересного о воздухе, теперь он знает почему его шарики такие разные и просит вас помочь надуть шары которые принёс с собой.(раздаются шары)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oos_sr_b_shashina_ov_2016.docx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

    МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД “АЛЁНУШКА”                  ВОСПИТАТЕЛЬ: ШАШИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА                                          

                                                          "Невидимка - воздух".

 

Цель: Развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования.

Задачи: 

  • Дать детям  понятие, что такое  «воздух».
  • Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  • Формировать интерес к экспериментированию через проектную деятельность.
  • Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем). 
  • Развивать умение детей решать проблемные задачи. 

Воспитывать желание расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

  • Предварительная работа: Подвижная игра “Пузырь”, игры-эксперименты с мыльными пузырями, дид. игра “Ловим воздух”, беседа и просмотр мультфильма про загрязнение воздуха, рисование “воздух в пузырьках”, рассматривание картинок “где спрятался воздух”, знакомство с карточками о свойстве воздуха ( пиктограмма).
  • Словарная работа :Обогащение: прозрачный, опыты, лаборатория.

Активизация: воздух, невидимый, лёгкий.

Оборудование: Воздушные  шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, кусочки кирпичика, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, теннисные шарики, игрушка Винни-Пух, пиктограмма.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила Винни  - Пуха, он был очень грустный, потому что не может разобраться,  почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой. Вот он -  худой шарик. Как Вы думаете, ребята, почему  шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии).

Вывод: шарик  здулся, в  нём нет воздуха. 

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Что появится  внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?  (дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос).Скажите, ребята, а каким воздухом мы дышим?

Дети: Чистым, теплым, холодным.

Воспитатель :А чистый воздух везде есть? Что загрязняет воздух?

Дети: Машины…

Воспитатель:  А вы, ребята, воздух видите?  

Дети :Нет.

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.(показываем карточку обозначающую невидимый -пиктограмма)

Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель :Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. А что такое лаборатория ? (дети дают свою версию)Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные (детям приклеить бейджики, одеть шапочки).

Воспитатель: Давайте подойдём к столам .Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? 
Дети :Пустые. 
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха, мы его поймали в мешок. А видите ли вы воздух? Нет. Потому что он прозрачный, не имеет цвета (карточка обозначающая без цвета).

На что он похож мешок? (ответы детей)

Воспитатель:  Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что из него вышел воздух.

Воспитатель:  Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?  Почувствовали  воздух на ладошке, следовательно,  воздух внутри  нас есть, его можно ощутить, он движется (карточка обозначающая движение-пиктограмма)

Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть воздух в кусочке кирпичика (у каждого ребёнка на тарелочке лежит кусочек кирпича) Возьмите кирпич и опустите его в воду. Ребята, что мы видим, когда опускаем их в воду?

Дети: Они тонут.

Воспитатель:  Интересно, а почему кусочки кирпича тонут?

Дети: Они тяжёлые.

Воспитатель:  Получается, что кирпич тяжелее воды, поэтому они тонут. А что вы ещё заметили, когда опускали кирпичики в воду?

Дети: Пузырьки

Воспитатель: Это значит, что в них тоже есть воздух. Они тяжелее  воды,  поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Воспитатель: А  вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет? (ответы детей)

А давайте проверим (опускает шарик в чашку с водой)

 Странно, кирпичик утонул, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).  

Воспитатель:  Оказывается,  шарик не тонет, потому что он легче воды.  А камешки тяжелее, поэтому они тонут. А что находится внутри шарика?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно в шарике есть воздух, поэтому он не тонет. Воздух лёгкий (карточка обозначающая лёгкость).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке?

Дети: Это бутылочка.

Воспитатель :Какая она? В ней что-нибудь есть?

Дети: Нет, ничего в ней нет.

Воспитатель: - Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки).Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?

Дети: Воздух

Воспитатель :Воздух выходит из бутылочки, и его место занимает вода.

Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, прозрачный, лёгкий, движется, можно ощутить). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а Винни-Пух что-то нам хочет сказать.                                                                                  

Он говорит, что вместе с вами  узнал очень много интересного о воздухе, теперь он знает почему его шарики такие разные и просит вас помочь надуть шары которые принёс с собой.(раздаются шары)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Невидимка воздух

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...