Конспект НОД по экологии "Игра – викторина «Умницы и умники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_v_s._g.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по экологии в старшей группе

ТЕМА: Игра – викторина «Умницы и умники»

                                                                         

                                                                        Мироненкова Е.М. воспитатель

                                                        МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты

Цель: обобщение и закрепление знаний детей об окружающем мире.

Задачи:                                                                                                                          Образовательные: 

- обобщить представления  детей о животных (северный олень, песец, заяц, медведь), временах года, правилах поведения в природе.

- систематизировать знания детей о перелетных и зимующих птицах.

- формировать умение детей узнавать животное по описанию, работать в команде.

 - совершенствовать  умение классифицировать объекты живой природы по классу (звери, деревья, птицы, рыбы, ягоды, грибы, насекомые, цветы), способу передвижения (летает, не летает).

Развивающие:

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывающие:

- воспитывать этические чувства по отношению к природе. 

Словарная работа:                                                                                                                   Обогащение словаря: умники и умницы,  викторина.

Активизация словаря: зимующие, перелетные птицы, насекомые, кенгуру, осел, жираф.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций перелетных и зимующих птиц; беседа о правилах поведения в природе.

Оборудование: мультимедийная презентация; фишки (баллы); картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; мяч; медали.

Ход мероприятия:

Часть занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

Собираю детей в круг.

- Ребята, сегодня у нас в гостях Знайка, он хочет провести игру - викторину «Умники и умницы».

- Чтобы получить такое высокое звание, нужно много знать и правильно давать ответы на все вопросы.

- Знайка будет наблюдать за тем, как вы справляетесь.

- Вам нужно будет правильно выполнять задания и отвечать на вопросы.

 - Итак, у вас будет одна команда, придумайте, как она будет называться. За каждое задание вы будете получать баллы. Если ваша команда заработает 14 баллов, то она станет называться «Умники и Умницы».

- Ну что, ребята, вы хотите стать умниками и умницами?

- Тогда начнем, занимайте свои места.

Встают в круг.

Слушают.

- Да, очень хотим.

Орг. момент

Мотивация

Объяснение

Презентация

Вопрос к детям

Указание

Основная

- Сначала проведем разминку.

Она состоит из двух заданий.

Первое задание покажет, знаете ли вы правила поведения в природе.

Я буду называть вам то,  что можно делать на природе и то,  чего нельзя. Когда я назову то, что можно делать на природе, вам нужно будет поднять руки вверх, а если я назову то, чего делать нельзя, вы поставите руки перед собой.

- Готовы?

- Ломать ветки;

- кормить птиц;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- собирать ягоды;

- отдыхать;
- разжигать костры;

- убирать за собой мусор.

- С первым заданием разминки вы хорошо справились, за это задание вы получаете … балла, а теперь вам нужно ответить на вопросы:

1. Кого называют царем зверей?
2. Лошадь в тельняшке?
3. Сумчатый попрыгун?
4. Самое упрямое животное?
5. У какого животного самая длинная шея?

За это задание вы получаете … балла.
- Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению основных заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы. 

- Первый конкурс называется «Назови одним словом».

Волк, лиса, медведь, заяц – это…
Берёза, сосна, дуб, липа – это …
Воробей, синица, дятел, ворона – это
Щука, карась, сом, налим – это ….
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …
Опята, маслята, рыжики, грузди – это
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …
- Молодцы, вы получаете … балла.

- Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев? 
Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы? 
Что значит – перелетные? 
Что значит - зимующие? 

Как мы можем помочь птицам зимой? 

- А впереди у нас второй конкурс, который называется «Зимующие и перелетные птицы».

- На ковре лежат картинки, на которых изображены перелетные и зимующие птицы. Все эти картинки надо разделить на две группы. В одну сторону нужно положить картинки с изображением зимующих птиц, а в другую с изображением перелетных птиц. Но для начала вам нужно всем вместе договориться, куда складывать картинки с перелетными или зимующими птицами, чтобы не запутаться.

Вы заработали … балла.
- Ребята, а теперь мы поиграем в игру-задание «Летает – не летает». Правила игры таковы:

Вам нужно встать в круг, а я встану в середине круга.

 Я буду называть вам различные объекты, живые и неживые. Некоторые из них могут летать, а некоторые нет.

Когда я назову объект, который летает, вы поднимите руки вверх, если назову предмет, который не летает, то вы присядете.

 Готовы? Тогда начнем  (воробей, майский жук, стрекоза, бабочка, комар, оса, шмель,, попугай, ворона, муха, олень, морж, река, дерево, яблоко, медведь, малина, корова, пингвин, собака, репка).

- За игру - задание вы получаете … балла.

Следующий конкурс называется «Угадай по описанию».

- Я буду описывать зверей, а вам нужно их узнать.

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”. 
Подсказка: Его считают большим трусишкой.

- Молодцы, а теперь второй зверь.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу». 
Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину.

- Следующий зверь.

«Это крупный зверь с ветвистыми рогами. Для него не существует преград. Он пройдет зимой по любому снегу и летом по топким болотам. Его основной корм – это мох и лишайники. Живет на севере».

- И еще один зверь.

«Пушной зверек, которого называют полярной лисицей. Подушечки его лап покрыты щеткой жестких волос, которые предохраняют лапы от обморожения. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, что так же предохраняет от охлаждения во время сильных морозов, этот зверек живет в тундре».

- И с этим конкурсом вы справились, молодцы, вы получаете … балла.

- Следующий  конкурс называется «Угадай время года».

- Я буду читать вам загадки, а вы будете отгадывать, о каком времени года в них говорится.

1. Я – в царстве луж, в краю огней и вод.
Я – в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?

Расчудесная погода
Улыбается природа!
Изумрудная пора
Рада, рада детвора!
Солнышко румяное,
Утречко туманное.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

- Ребята, за это задание вы получили … балла, а теперь мы отдохнем, повторяйте за мной:

Физкультминутка

У нас славная осанка.

Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята.

И как мишка косолапый.
И как серый волк – волчище.
Лучик ежика коснулся,
Ежик славно потянулся.

- У нас остался последний конкурс, эта игра, которая называется «Земля, вода, огонь, воздух».

Правила игры таковы:

Вам нужно встать в круг, посередине будет водящий, которого мы выберем считалкой.

Водящий будет бросать каждому из вас мяч, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто живет на земле и бросить мяч обратно водящему; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Кто ошибся, выбывает из игры.

- Вам понятны правила? Тогда начнем. Вы заработали … балла.

Слушают

- Да.

Руки перед собой.

Руки вверх.

Руки перед собой.

Руки перед собой.

Руки вверх.

Руки вверх.

Руки перед собой.

Руки вверх.

Слушают.

- Льва.

- Зебра.

- Кенгуру.

- Осел.

- У жирафа.

Слушают.

- Звери.

- Деревья.

- Птицы.

- Рыбы.

- Ягоды.

- Грибы.

- Насекомые.

- Цветы.

- Птиц.

- Зимующие и перелетные.

- Перелетные – это птицы, которые улетают в теплые края, а зимующие птицы остаются на зиму.

- Мы можем их покормить.

Раскладывают картинки зимующих и перелетных птиц на 2 группы.

Играют в игру.

Слушают.

- Это заяц.

 - Это медведь.

- Это северный олень.

- Это писец.

Слушают.

- Осень.

- Лето.

- Весна.

- Зима.

Сводят лопатки.

Ходят на носках.

Ходят на пятках.

Ходят мягкими шагами.

Медвежий шаг.

Громко ходят.

Потягиваются.

Слушают правила игры.

- Да. Играют.

Объяснение

Вопрос к детям

Разминка

Вопросы к детям

Объяснение

Презентация

Опора на личный опыт детей

Объяснение

Игра «Летает -не летает»

Объяснение правил игры

Вопрос к детям

Объяснение

Описание зайца

Описание медведя

Презентация

Описание оленя

Презентация

Описание песца

Презентация

Объяснение

Загадывание загадок

Физкультминутка

Игра «Земля, вода, огонь, воздух

Объяснение правил игры

Заключительная

- Ребята, наша игра – викторина подошла к концу.

- Давайте подведем итоги, посчитаем, сколько баллов вы набрали.

- Вам понравилась игра?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, Знайка очень доволен вами, он говорит, что вы честно заслужили звание умников и умниц. Я хочу вручить вам эти медали (раздаю медали). Теперь ваша команда называется «Умники и умницы», молодцы.

Слушают.

- Да, нам понравилась игра.

Высказывания детей.

Слушают.

Принимают медали.

Подведение итогов

Награждение