Проект "Ледовая сказка"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Антоненко Людмила Владимировна

Проектная деятельность разных возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.1_proekt_ledovaya_skazka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 23 « Сказка»

Проект

 «Ледовая сказка»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель первой категории

Антоненко Л.В.

г.Зеленоградск 2013г.

Идея проекта:

Формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в процессе создания Ледовой сказки» на участке детского сада.

Задачи проекта:

• развивать познавательный интерес детей, способствовать умению устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – мороз – лед).

• формировать умения и навыки наблюдения за объектами неживой природы

• формировать представления детей о свойствах и агрегатных состояниях воды.

• развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно – исследовательской деятельности детей.

• развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус в ходе работы с природными материалами: водой и льдом.

Участники проекта: педагоги, дети и родители.

Длительность проекта: проект одного дня.

Организационный этап

Проблемная ситуация

          Зимой отмечают самый яркий, веселый и либимый праздник детей и взрослых Новый год. Все люди на нашей земле готовятся к встрече Нового года. Украшают жилище, улицу. Как сделать участок нашего детского сада и группы нарядными, яркими? Чем можно украсить наш участок?

Вопросы для предварительного обсуждения:

• Какая погода чаще всего бывает зимой?

• Как определить есть ли на улице мороз?

• Снег – какой он?

• Лед – какой он?

• Можно ли самим сделать лед?

• Возможно ли использовать лед для украшения площадки? Каким образом?

Предварительные виды деятельности с детьми и родителями

• Организация наблюдения за погодой: мороз, наблюдение за снегом и льдом

• Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (гололед, ледоход, изморозь, иней, сосульки и т.д.)

• Организация обсуждения проекта в кругу сверстников и родителей

• Рассматривание иллюстраций на тему «Ледовые фигуры»

• Изготовление пооперационных карт, схем для проведения опытов и эксперементов

• Подбор и подготовка оборудования для опытов

Исследовательский этап

Экспериментально – практическая деятельность

Утро (09.30 – 10.30)

Исследование 1:

Изучаем особенности воды.

          Помещение группы превращается в Лабораторию. В центрах активности приготовлены материалы для проведения опытов с водой. Эти опыты воспитатель поочередно может проводить с подгруппами детей. Если есть возможность привлечь к этой деятельности ассистентов (младшего воспитателя, родителей), то опыты можно проводить одновременно в нескольких центрах, распределив детей на несколько подгрупп.

Организация и проведение опыта №1:

Материалы и оборудование: ёмкости различного     размера     и     формы,     вода     в кувшинчиках.

Ход проведения: В одном из игровых центров («Познания», «Экспериментирования», «Науки и природы» и др.) приготовлены емкости разной формы и размера для наполнения водой. Дети поочерёдно заполняют эти емкости. В ходе деятельности, с помощью взрослого обобщают, что вода не имеет формы, потому что принимает форму того сосуда, в который её наливают. Вода плавно переливается и перетекает из одного сосуда в другой, значит, вода текуча.

Выводы: Вода не имеет формы. Вода текуча.

Организация и проведение опыта №2:

Материалы   и   оборудование:

Несколько прозрачных емкостей с водой (стаканы, кувшины миски), мелкие предметы (игрушки, шарики, детали от конструктора и т.д.)

Ход проведения: В одном из игровых центров («Познания», «Экспериментирования», «Науки и природы» и др.) приготовлены емкости с водой и набор предметов для погружения в воду. Дети опускают в прозрачные сосуды с водой разнообразные предметы и понимают, что эти предметы видны.

Вывод: Вода прозрачна, она не имеет цвета.

Организация и проведение опыта №3:

Материалы и оборудование: графин с питьевой водой, стаканы по количеству детей. Ход проведения: В одном из игровых центров («Познания», «Экспериментирования», «Науки и природы» и др.) приготовлена вода в графине и стаканы. Дети наливают её в стаканчики и пробуют на вкус и запах. В ходе проведения эксперимента дети делают вывод: Вода не имеет запаха и вкуса.

Организация и проведение опыта №4:

Материалы и оборудование: ёмкости с небольшими кусочками льда, ёмкость со снегом, тарелочки по количеству детей. Ход проведения: В одном из игровых центров приготовлены емкости с кусочками льда и снегом. Дети выкладываю кусочек льда и горсточку снега на тарелочку, рассматривают и наблюдают за ними некоторое время. Снег и лед начинают таять, появляется вода. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что лёд и снег состоят из воды.

Выводы: Лёд состоит из воды. Снег состоит из воды. Лёд и снег тают в тепле и превращаются в воду. Снег тает быстрее.

Исследование 2:

Как сделать ледовую сказку?

Материалы и оборудование (по количеству детей): вода в прозрачных сосудах, гуашь, кисточка, контейнеры из конфетных коробок, нитки, клеёнки, салфетки

Воспитатель показывает детям, что вода может растворять различные вещества и менять при этом цвет. Растворяет в пробирке красного цвета.

Дети присоединяются к практической деятельности – эксперименту и самостоятельно растворяют в воде гуашь разных цветов. Дети рассматривают полученные раствор и делают вывод: Вода меняет цвет от вещества, растворённого в ней.

         Воспитатель напоминает детям, что лед состоит из воды, а как он получается?  (Ответы детей: на морозе, вода замерзает, получаются льдинки и т.д.) Следующий наводящий вопрос: как нашу цветную воду превратить в разноцветные льдинки? (Ответы детей: разлить в формочки, вынести на мороз, подождать, пока не замерзнет и т.д.)

          Воспитатель предлагает детям сделать «ледяные» бусы и гирлянды, для чего в приготовленные формы (контейнеры из конфетных коробок) сначала последовательно вложить нити, а потом залить эти формы с нитями цветной водой. Заготовки для «ледяных» украшений готовы.

Утро (11.00)

Дети выходят на прогулку и выносят контейнеры с цветной водой на улицу, наблюдают за ними в течение прогулки. Спустя некоторое время, в конце прогулки, проверяют, что произошло и изменилось.

 Делают следующий вывод: Вода постепенно превращается в лед на морозе.

         Совместно с воспитателем дети принимают решение украсить гирляндами и бусами участок своей группы после сна, на вечерней прогулке.

        Дети вместе с педагогом делают постройки из снега и льда, планируют, как их будут украшать ледяными бусами и гирляндами.

2 половина дня (16.30 – 17.45)

      Дети выходят на прогулку, осматривают продукты своих экспериментов и обнаруживают, что    вода     в    контейнерах,    действительно, превратилась в лёд. Дети  пытаются вынуть из ячеек контейнеров льдинки. Это им не удается. Как же вынуть льдинки из контейнеров, не повредив их? Воспитатель напоминает детям, что произошло со льдом во время опыта №4 и объясняет, чтобы аккуратно вынуть кусочки льда на нитках из ячеек контейнеров, необходимо на несколько секунд занести контейнеры в тепло, чтобы лёд подтаял и можно было быстро вынуть его из контейнеров.

     Вывод: В тепле лёд тает и опять начинает превращаться в воду.

     Можно ненадолго зайти в подъезд детского сада, чтобы лед подтаял. После этого вынимаем кусочки льда на нитках – получились замечательные ледяные бусы и гирлянды. Дети вместе с взрослыми украшают и оформляют участок детского сада, превращают его в Ледовую сказку.

       Аналогичным образом можно украсить ларец Королевы Льда и сложить в ларец оставшиеся «самоцветы-драгоценности» - цветные льдинки. Данную деятельность можно дополнить сюрпризными моментами: фотосессия в «Ледовой сказке», награждение лучших участников проекта грамотами от Королевы Льда и т.д.

Заключительный этап

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей в течение дня. Возможны различные формы организации обобщения: коллективное обсуждение или индивидуальные мини-сообщения на темы: «Как все было», «Что особенно понравилось и запомнилось?», «О каких свойствах воды и льда мы узнали?» и т.п., изобразительная деятельность по впечатлениям, организация выставки рисунков «Наша ледовая сказка», оформление книжек-самоделок по теме проекта, организация фотовыставки «Как мы создавали «Ледовую сказку»?», проведение мастер-классов по изготовлению ледяных гирлянд для младших дошкольников и т.д.

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...