Интегрированное занятие в старшей группе по теме "Одежда. Головные уборы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попович Галина Петровна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».

Цель: Формировать лексико-грамматический строй и связную речь по теме «Одежда. Головные уборы".

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- пополнить словарь по данной теме;

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

- формировать грамматически правильную фразу;

- формировать связную речь. Упражнять в составлении описательного рассказа с помощью схемы по теме «Одежда. Головные уборы».

- формировать умение украшать русский народный костюм национальными узорами.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное внимание и восприятие;

- развивать память;

- развивать мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, любви к русским народным традициям.

Оборудование: Презентация на тему: «Одежда наших предков», схема для составления рассказа об одежде, картинки с изображением одежды, ткань (бархат, шерсть, шёлк, кожа и т. д., кукла в национальном костюме.

I часть: Организационный момент:(пальчиковая гимнастика)

- Мы одежду называем

Называем всё, что знаем:

Рубашка, платье, юбка, шорты,

Сарафан, пиджак и кофта,

Куртка, плащ, пальто и шуба.

И про брюки не забуду.

Я одежду называю.

Называю то, что знаю.

Д/и «Назови свою одежду»Беседа. - Ребята, а вы знаете, откуда берётся одежда? Верно, из магазина.

- Вся чудесная одежда, которую мы носим, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике, в ателье, дома.

- А как называют людей этих профессий?

Люди этих профессий - портной и швея.

СЛАЙД 1

- Я приглашаю вас сегодня в ателье, где каждый может заказать себе любую одежду. Но, чтобы ваш заказ выполнили нужно швее правильно рассказать о том, какую одежду вы хотите сшить. В оформлении вашего заказа нам поможет схема.

СЛАЙД 2 (схема для составления рассказа)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».

Дети по желанию составляют рассказы.

II часть. Физ. минуткаЗвучит музыка, дети свободно двигаются. (Дети подбегают к учителю-логопеду)

- У кого есть подол?

- У кого есть короткая штанина? и т. д.

Ребята, в какой стране мы свами живём? (В России)

Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде. Но хочу вам сказать, что не всегда люди так одевались.

Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.

Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.

СЛАЙД 3

Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху. СЛАЙД 4

Молоденькие девушки могли ходить с не покрытой головой. А женщины надевали кокошник либо платок. Праздничные кокошники украшали жемчугом и золотыми нитями.

СЛАЙД 5

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки и узких штанов – портков. Косоворотку обязательно подвязывали кушаком.

СЛАЙД 6

Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей). Раньше не было платяных шкафов и всю одежду хранили вот в таких больших сундуках.

Давайте откроем и посмотрим, что там лежит (учитель-логопед достаёт сарафан, косоворотку, кокошник, кушак и закрепляет в словаре новые слова).

- Посмотрите внимательно на эту одежду.

- Про что можно сказать русский? (сарафан, кокошник)

- Про что можно сказать русская? (косоворотка).

Ребята, а вы знаете русские народные пословицы? (ответы детей)«По одежке встречают, по уму провожают», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Не украшай платье, а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха, такова и рубаха, «Каков человек, такова и одежда». Молодцы!

III часть: К нам сегодня пришла Марьюшка (входит воспитатель в русском народном костюме). Звучит аудиозапись русской народной мелодии "Красный сарафан. "

- Как вы ребята думаете, я сегодня пришла в современной одежде или в русском национальном костюме? (ответы детей) Вот так одевались наши предки.

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что - то означал.

Воспитатель рассказывает о значении каждого цвета, сопровождая рассказ слайдами.

СЛАЙДЫ 7,8,9,10

Желтый, оранжевый - цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю

Красный – огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.

Зелёный – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

В старину русские мастерицы всегда одежду украшали разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз, называют орнамент. Орнамент считался оберегом. Каждый элемент узора тоже несёт своё значение.

СЛАЙД 11

Извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – поле, с точками – поле с пшеницей. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Цветы – радость. Круг – солнце. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла (воспитатель демонстрирует сарафаны и косоворотки, сделанные из бумаги). Но на этой одежде нет узора – оберега. Давайте исправим ситуацию. Сейчас мы станем русскими мастерами и мастерицами и украсим одежду красивыми узорами. (Дети садятся за столы и рисуют орнаменты узора – оберега). Мальчики на косоворотках, девочки – на сарафанах.

Итог занятия

Вот и заканчивается наше занятие. Что вам больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы»

Вид непосредственной образовательной деятельности: ИнтегрированнаяИнтегрируемые показательные области: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», Чтение художественной литературы», «Художественн...

Презентация для старшей группы «Одежда, обувь, головные уборы».

Закрепление знания времён года, название одежды....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».

Цель: «Формировать лексика - грамматический строй и связную речь по теме «Одежда. Головные уборы»».Коррекционно-образовательные задачи:- пополнить словарь по данной теме;- упра...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Одежда, обувь, головные уборы».

Выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах и их частях, обогащение словарного запаса....

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Одежда, обувь, головные уборы».

Цель: выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах и их частях, обогащение словарного запаса.Задачи: -Учить различать окружающие предмет...

Интегрированное занятие в технике оригами "Татарский национальный головной убор - тюбетей"

Конспект интегрированного занятия в технике оригами «Татарский национальный головной убор-тюбетей». Цель: познакомить воспитанников с татарским народным костюмом (тюбетей)...