"Русь - матушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петелина Анна Андреевна

конспект непосредственной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_-_matushka.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Русь — матушка»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей происхождения восточных славян.

2. Дать понятие о целостности духовного и культурного пространства России.

3. Прививать чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, интерес к истории России.

4. Познакомить детей с житием Святого князя Владимира, с крещением Руси.

5. Воспитывать уважение к своей вере.

6. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, единению славянских народов.

7. Формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Материал и оборудование:  экран, проектор, ноутбук,  колокольчик, вырезанные из бумаги детские ладошки и «солнышко», белая ткань, клей, вырезанные из цветной ткани цветы, салфетки, диск с мультфильмом «Князь Владимир».

Ход мероприятия:

В группе,  украшенной в народном стиле (мини-изба, стоит стол, печь, лавки)

Воспитатель в русском сарафане.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои друзья,

Приглашаю в гости я.

(Дети проходят в мини-избу).

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Огромная, великая, могучая наша страна. Много разных народов в ней живет.

Воспитатель: А как называлась наша страна в древности?

ДетиРусь.

Воспитатель: А вы хотите узнать историю нашей страны, побывать в Древней Руси, узнать, как жили люди в старину?

Дети: Да!

Воспитатель: Садитесь на лавки, да слушайте:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов в которых мы живем, а были небольшие деревянные домики, которые строили люди по берегам рек Днепр и Дунай.

Наши предки – восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Жили славяне дружно, не ссорились за землю, которой и так было много. Однако постоянно приходилось нашим предкам отбиваться от разных варваров. Угроза вторжения неприятеля помогала славянам стремиться к объединению, взаимопомощи. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства.

А еще славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Повсеместно одинаковым почетом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходилась ни одна трапеза. До сих пор осталась традиция встречать гостей хлебом и солью.

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Дети:

- Гостю почет – хозяину честь;

- Гостю щей не жалей, а погуще налей;

- Гостю первое место и красная ложка;

- Доброму гостю хозяин всегда рад;

- Чем богаты, тем и рады;

- Хоть небогат, гостям рад;

- Изба красна углами, а обед пирогами.

Воспитатель: У славянских народов много было общего и в традициях, и в культуре и в искусстве. Разговаривали они на восточнославянском языке. Поэтому сейчас, когда говорят русские, украинцы и белорусы, их речь так легко узнаваема. Послушайте стихотворение на белорусском языке.

Воспитатель включает аудиозапись  отрывка из стихотворения белорусского автора (Якуб Колас):

Воспитатель: Послушайте украинскую народную песню «Рушник».

(Дети слушают в записи украинскую народную песню «Рушник»).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта песня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Восточные славяне любили трудиться. Я вам предлагаю тоже сделать красивый рушник.

(Дети делают аппликацию из ткани)

Воспитатель: В старину любили люди и поиграть.

Давайте то же поиграем с вами в старинную народную игру «Звонари».

А играли на Руси в неё так:

Выбирались двое ребят, один с колокольчиком – «звонарь», другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга. «Жмурке»завязывали глаза. «Звонарь» приговаривая«Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!» - увертывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить поясом.

(Дети играют в игру «Звонари»).

Воспитатель: Привольно жилось славянам: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, во главе был князь, а при нем дружина. Много княжеств было в Древней Руси. Столицей Руси стал город Киев. В те далекие времена правил Киевом князь Владимир.

Воспитатель: Много преданий сложено о князе Владимире. В историю Руси вошел он под ласковым названием «Красное солнышко». Как вы думаете, почему?

Дети: Его сравнивают с солнышком, которое несет нам тепло, значит, он был добрым, любил свой народ.

Воспитатель: Правильно. Князь Владимир был добрым, заботливым, он помогал бедным. Давайте и мы передадим частичку своей доброты.

Дети выкладывают на столе лучики (вырезанные из бумаги детские ладошки) солнышку и говорят слова: доброта, забота, милосердие, любовь, взаимоуважение и т. д.

Воспитатель: Многие из вас носят крестики. Что он означает, для чего вы его носите?

Дети: Крестик – символ православной веры. Он помогает нам переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей.

Воспитатель: Крест – самый известный знак в истории человечества. Еще с глубокой древности с ним были связаны разные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Почитание креста на Руси было велико, он входил составной часть в орнаменты, чеканился на монетах, им украшали жилища и Храмы. Ходить на Руси без нательного шейного креста считалось большим грехом. А вы знаете, что именно князь Владимир принял Православную веру и крестил Русь? Послушайте, как это было:

В те давние времена славяне поклонялись идолам языческим, приносили им жертвы, бывало, что и человеческие.

А между тем давно пришла на Русь Благая весть – родился сын Божий и искупил грехи человеческие своими страданиями. Ученики же сына Божьего разошлись по всей земле и крестили людей во имя Отца, Сына и Святого духа. Был язычником и князь Владимир. Был он необузданным, строгим, а порой и жестоким. Проводил он все время в войнах и набегах, объединяя земли русские.

После удачного похода решил князь отблагодарить Богов и принести жертву. Жребий пал на мальчика из православной семьи. Не отдал отец сына толпе, и кинулись люди рубить дом, сени обвалились и придавили отца и сына. Узнав об этом, не находил себе покою князь Владимир. Стал задумываться он о правоте языческой веры. Отправил князь послов в разные страны, посмотреть службу в Храмах. «Истинная вера – православная!» - заключили послы.

И решил князь принять христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуне.

А когда вернулся в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.

Был светлый год, был год святой!

В волнах Днепра Владимир-князь

Крестил славян Руси младой,

Фальшивых идолов долой

Прадеды сбросили сердясь!

И на Руси Христовой свет

Зажгли тогда на сотни лет!

Воспитатель: Приняв крещение, Владимир переменился, просветлел лицом, смягчился нравом, обуздал былую вспыльчивость. Много заботился князь о бедных. По воскресеньям и праздникам он созывал их на трапезу в Киев на свой княжеский двор, угощал их, давал деньги. Проявлял заботу и о стариках. Владимир устраивал обоз, который развозил им еду по городу. Еще больше заботился Владимир об объединении всей восточных славян в единый русский народ. Князь воздвигает возле Киева большой Храм.

На его освещении он созывает множество людей. Собравшись все вместе, люди ближе знакомятся друг с другом, узнают о нуждах и задачах всего русского государства и начинают убеждаться в том, что вся Русская земля – земля одного народа, имеющего одну веру и говорящего на одном языке. И только объединившись, все вместе станем мы великим и могучим государством. Наша Святая Русь – великая Русь!

Воспитатель: Долгие годы правил князь Владимир землей Русской. После смерти православная церковь объявила князя Владимира святым, равноапостольным.

В городе Киеве на Владимирской горке стоит памятник князю Владимиру.

В городе Белгороде на Харьковской горе тоже был открыт памятник князю Владимиру. Его условно считают основателем города Белгорода. Это один из самых больших памятников в нашей стране.

На пятнадцати метровом постаменте мы видим фигуру крестителя Руси. В правой руке князь Владимир держит крест, благословляя белгородцев на добрые и хорошие дела, а левая рука князя опирается на щит. Он готов к защите жителей белгородской земли от врагов. И в настоящее время и через много лет, люди, приходя к этому памятнику. Будут помнить, что князь Владимир – креститель и «святой заступник Руси».

Много сделал князь Владимир для объединения восточных славян. Прошли века. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки - близкие, история – общая – значит, и жить им надо в единстве и согласии. Недаром говорят«Народное братство дороже всякого богатства».

Воспитатель:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Воспитатель: На память о нашей беседе, я хочу подарить вам мультфильм «Князь Владимир». Вы можете еще раз посмотреть о Древней Руси, о князе Владимире.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, что вам больше понравилось, запомнилось.

Дети: Мы узнали много нового о Древней Руси, о славянских народах, о князе Владимире и о крещении Руси. Нам понравилось играть в народную игру, делать рушник. А еще мы с удовольствием посмотрит мультфильм «Князь Владимир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Проект на тему: Путешествие в прекрасное. « Школа маленького экскурсовода» Тема: «Русь матушка и защитники богатыри»

Школа маленького экскурсовода – познавательно - краеведческое направление, где решат задачи приобщения детей к национальной и мировой культуре ,расширения знаний о родном крае , воспитывать духовных и...

конспект "защитим матушку Русь!"

Физкультурно-оздоровительное развлечение.Цель:воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине.Задачи:Знакомить детей с явлениями окружающей действительности, красотой родно...

Конспект занятия «Русь-матушка»

Цель: формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закрепить название «Россия».Ход занятия.Поговорим мы с вами, ребята, ...

Конспект ООД по коммуникативному развитию "Русь-матушка"

Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов в которых мы живем, а были небольшие деревянные домики, которые ...