Конспект занятия «Русь-матушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кураева Александра Владимировна

Цель: формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закрепить название «Россия».

Ход занятия.

Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором : Россия, Русь.
Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: - Что такое Родина?

Ответов на этот вопрос может быть много:

— Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина - это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина - это наш край, город, поселок.
— Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наш детский сад, 
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в кото­рой мы живем. Родина у каждого человека одна. Послушайте стихо­творение о Родине.
Если скажут слово «Родина», 
Сразу в памяти встает
 Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот. 
У реки березка-скромница 
И ромашковый бугор. 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор... 
Или степь, от маков красная, 
Золотая целина, 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна.

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали –Россия.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них:

Нет земли краше, чем Родина наша!(Дима Т.)
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.(Ксюша П.)
Одна у человека мать — одна и Родина!(Денис Ш.)

Все они учат нас добру, любви к Родине. Вы, дети, еще очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала еще краше. Например, не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное - любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, хорошо учиться в школе.

Воспитатель: В праздничный день в России и в городах, и в сёлах жители затевают игры и пляски, звучат стихи и песни. На Руси народные гулянья не обходились без игр.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Воспитатель: Давайте ещё раз повторим, как называется наша Родина.

Воспитатель:

«Люблю тебя моя Россия

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «РУСЬ».

 

 

                Беседа «История русской одежды».

Цель: Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
Задачи: познакомить детей с русским народным костюмом;           воспитывать интерес к традиционному русскому костюму;
 воспитывать доброе отношение к народным традициям.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение и угадайте, о чём мы будем с вами сегодня говорить. 
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье? 
- Правильно, это стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

Сегодня мы поговорим об одежде, зачем она нужна, какая она бывает, заглянем в ее историю. Ребята, а скажите, вам нравится одежда, которая на вас одета? (Ответы) А как вы думаете, зачем человеку необходима одежда? (Ответы) Правильно, для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога, насекомых.
А ведь давным-давно, когда на земле жили самые первые люди, вот такой одежды, как у вас, у них не было. Они делали одежду из растений и из шкур животных. О красоте они не думали, в основном одежду делали для того что бы прикрыть тело и чтобы было тепло. 

Прошло время и одежду стали шить удобную, из тканей. Ее в основном шили дома, шили женщины для всех членов семьи. Одежда была не очень красивая, но прочная и крепкая, ее хватало на несколько поколений. То есть поносит платье мама, затем дочь, потом внучка. Вот какие прочные ткани раньше были. Эти ткани женщины делали тоже сами дома, на специальных установках.

РУБАХА 
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций). 

Женщины поверх рубахи одевали поневу. Это прабабушка современной юбки. Далее шел передник. Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Чуть позже появился сарафанный комплект, носили его на Руси в будни и в праздники. Сарафаны шили из разных тканей. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились придвижении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.

В праздничный сарафанный наряд входили и так называемые душегреи. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые душегреи, которые шили из дорогих тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полоской. Вот так одевались женщины на Руси.

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем. 
Физкультминутка.
«Делу время, а потехе час»

Воспитатель: мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. 
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).

Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Для богатых шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. 
Таким образом, штаны, рубаха, зипун, кафтан – вот весь основной мужской гардероб наших предков. 
Давайте еще раз вспомним и повторим из каких элементов одежды состоял основной мужской гардероб наших предков. 
Правильно, штаны-порты, рубаха, зипун, кафтан.В холодную погоду все без исключения надевали рукавицы или рукавицы.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали? (Ответы детей)

Вспомните названия одежды для женщин, для мужчин. 
Подводится итог, похвала ребят активно принимавших участие на занятии. 

               Беседа «Труд и забавы детей на Руси»

Цель: Через искусство поколений формировать общее представление о труде, отдыхе детей русского народа. 

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами узнаем по картинам, каким трудом занимались дети на Руси много времени назад и как отдыхали.

Дети подходят к стендам, рассматривают репродукции картин, рассказывают, что изображено.

  •  Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким.

На этих рисунках (графических) можно узнать, как работали крестьянские дети.

  •  Всего три года Пете, а он уже работает - ухаживает за овечками. Как доверчиво тянется барашек к нему: «бе-бе-бе». Знает, что мальчик и накормит и напоит его.
  •  А на этой картине девочка кормит кур. Родители трудятся в поле и доверили ей эту работу. Чем она кормит?
  •  В пять-шесть лет дети трудятся вместе с родителями в поле. Помогают вязать снопы пшеницы, ржи, укладывать их в снопы.
  •  А вот здесь мальчик такой по возрасту, как вы, пасет скот, а вот помогает сеять зерно. А здесь ребенок помогает на сенокосе (ворошит сено).

                                   И так далее по картинам.

Воспитатель:

  •  А теперь поговорим о забавах детей в давние времена. Наступало время отдыха и крестьянские дети проводили его за забавами. Как вы думаете, как они проводили свободное время, чем занимались, в какие игры играли? Дети:
  •  Пели песни, водили хороводы, играли в народные игры.

Игра в «Жмурки» на местах.

Жмурки ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие спрашивают его:

  •  Где стоишь?
  •  На мосту (отвечает)
  •  Что продаешь?
  •  Квас.
  •  Ищи три года нас!

После этих слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать.

Дети, пока их ищет жмурка, не сходят с места, но они могут приседать, вставать на коленки, четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только тогда, когда водящий узнает его и назовет по имени.

  •  Давайте мы с вами поиграем в игру «Жмурки».

                                          Дети играют.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...