Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи (в рамках проекта «Любознайки космоса») Тема: «Первый космонавт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Черемухина Ольга Алексеевна

   Знакомство детей с первым полётом человека в космос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                               Конспект интегрированного занятия

                                                                 по ознакомлению с окружающим

                                                                     и развитию речи

                                                                  (в рамках проекта «Любознайки космоса»)

                                                                   Тема: «Первый космонавт»

                                                                  в подготовительной к школе группе №8

                                                                     

                                                      Составила:

                                                                                        воспитатель Черемухина О.А.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с первым полётом человека в космос;
  • Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, расширять кругозор;
  • Создавать условия для познавательно - речевого развития.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства: уважение, гордость за русского человека, за страну в которой живём.

Активизация словаря: Космос, космонавты, космическое пространство, звёзды, карлики, космический холод, астрономы, скафандр, шлем, ракета, и т.д.

Обогащение словаря: Обсерватория, телескоп, переменные, «чёрная дыра», межзвёздная пустыня, виток, межпланетная мгла, космодром, герметическая кабина, реактивный, сопло.

Оборудование: Макет – изображение скафандра в рост ребёнка, макет ракеты; фото: космический корабль, Ю.А.Гагарин, телескоп, обсерватория, собаки Белка и Стрелка, памятник Ю. Гагарину в Москве.  Карта звездного неба. Магнитофон с записями: космическая музыка Didier Marouani, сообщение Ю. Левитана о полёте Ю.А. Гагарина в космос. Шары для опыта на каждого ребёнка (по 2 штуки). Фотоаппарат, компьютер, презентация «Космос», фонарь, диск (для эксперимента).

Предварительная работа: Рассматривание карты Солнечной системы, чтение информации энциклопедического характера о космосе, планетах;  беседа с детьми «Кем я хочу стать?», конструирование макета «Солнечной системы», проведение опытов, рисование по теме «Космос».

   Литература: А.В. Лукьянова «Настоящая астрономия для мальчиков и девочек». – М.: «Интеллект - Центр», 2009.

О.А. Скоролупова «Покорение космоса». – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.

Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Ход занятия:

Звучит космическая музыка Didier Marouani.

Заходят дети с макетом ракеты.

1 ребёнок: Здравствуйте, ребята, сегодня мы со своим другом пришли к вам в гости и принесли с собой космическую ракету, необходимую для полёта и путешествия в далёкий космос.

2 ребёнок: Но для того, чтобы путешествовать в космосе, надо очень много знать. 

Далекие звезды в небе горят.
    Зовут они в гости умных ребят.
    Собраться в дорогу недолго для нас,

Но мы не готовы к полёту сейчас!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, не беспокойтесь, оставайтесь с нами. Мы с вами вместе будем узнавать все необходимое о космическом пространстве постепенно, понемногу, для того, чтобы пополнить наши знания и создать детский «отряд космонавтов» для наших игр.

1 слайд – Звёздное небо

Воспитатель: Подняв головы к небу вечером или ночью, кто из вас, ребята, не видел звезд? Все видели! А днем звезд не видно из-за солнечного света. Я вам предлагаю сейчас провести эксперимент: мы как будто будем наблюдать за звездами с помощью нехитрых помощников – круга с отверстиями и фонаря. (Воспитатель, с помощью фонаря, светит снизу на лист картона с отверстиями, создаёт эффект звёзд на небе).

Воспитатель: Что вы там увидели?

Дети: как будто звездочки на небе.

Воспитатель: Да, создается такой эффект. За звездами можно наблюдать и днем, но вечером и ночью гораздо лучше. А что вы знаете о звездах?

Дети: Звёзды — это раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их видим маленькими, т.к. они от нас очень далеко. Изучая звёзды, узнали, что все они очень разные. Звёзды бывают разного цвета: красные, жёлтые, белые и голубоватые. Красные звёзды – самые холодные, а голубоватые – самые горячие. Бывают звёзды – гиганты, а бывают звёзды – карлики. Есть звёзды переменные. Их яркость то возрастает, то уменьшается. А есть и невидимые звёзды. Это очень опасные объекты. К такой звезде ни в коем случае нельзя близко подлетать. Их называют «чёрными дырами» и они очень большие. В такую «дыру» можно только упасть, а выбраться оттуда невозможно! В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. И там нет воздуха.

(Воспитатель дополняет ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы уже много знаете.

Показ карты звёздного неба.

Воспитатель: Посмотрите на карту звёздного неба, мы видим бесчисленное множество звёзд. Их обнаружили, открыли, дали им названия учёные -астрономы с помощью телескопов – специальных приборов.

2 слайд - телескоп.

Воспитатель: Кажется, что мы уже знаем много о Вселенной, космосе, но в то же время мало. Много потому, что ученые нас познакомили со своими открытиями. Мало, потому, что никто не бывал в космосе и не мог про него рассказать.  А вот 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда чёрном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника - жила, дышала, летала над миром собака Лайка.

3 слайд - Лайка

Спустя три года за Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак?

Дети: Собаки Белка и Стрелка. 

4 слайд -  Фото Белки и Стрелки.

Воспитатель: Да, ребята, вслед за Лайкой последовали Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе больше суток и благополучно вернулись домой. Корабль «Восток», на котором состоялся полёт Белки и Стрелки, был оснащён различной аппаратурой, которая была подключена к собакам, ведь они не могли сказать нам, что происходит в космосе, а аппараты фиксировали и показывали изменения, происходящие в организмах собак на протяжении всего полёта. Успешное путешествие Белки и Стрелки доказало, что и человек может побывать в космосе.

Воспитатель: Белка и Стрелка стали знаменитыми. В космос они больше не летали. Всеобщие любимицы жили при Институте космических исследований и оставили после себя потомство. Также в полёте побывали морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики.

Воспитатель: Уже тысячи лет люди изучают небо. Зачем это нужно - спросите вы? Я отвечу: «Очень нужно! Вот, например, как узнать, который час?».

Дети: Можно посмотреть на часы.

Воспитатель: А если часы спешат, отстают или остановились?

Дети: Проверить по радио, телевидению.

Воспитатель: Откуда же радио известно, который час? Не знаете? На радио сигналы точного времени передают из обсерватории – специального научного учреждения, где астрономы, через телескопы, определяют время по положению звёзд на небе.

5 слайд - Обсерватория

Воспитатель: Но не только для этого нужно изучать звёзды.

А для чего ещё, кто знает?

Дети: По ним в открытом море проверяют курс корабля. В древности по звёздам узнавали сроки посева и жатвы.

Воспитатель: Правильно, ребята! И в изучении звезд и планет ученым помогают космонавты. А кто такой космонавт?

Дети: Человек, который летает в космос.

Воспитатель: Стать космонавтом может далеко не каждый желающий. А какими качествами должен обладать космонавт, как вы думаете?

Дети: Быть смелым, умным, дисциплинированным, внимательным, здоровым, трудолюбивым, стремиться к познанию, не бояться трудностей, не теряться в сложных и опасных ситуациях, т.е. иметь твердый характер.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, все качества космонавта назвали. Ещё космонавт должен быть физически подготовлен. И мы сейчас с вами потренируемся как космонавты.

Физкультминутка.(2 раза)

Раз-два, стоит ракета,
Три-четыре, скоро взлет.
Чтобы долететь до солнца,
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет.
Пролетая над землею,
Ей передадим привет.

дети поднимают руки вверх
разводят руки в стороны
круг руками
берется руками за щеки, качает головой
руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево
сгибают руки в локтях
разводят руки в стороны
поднимают руки вверх и машут

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет. Чей это портрет?

6 слайд -  Фото Ю.А. Гагарина.

Дети: Юрия Алексеевича Гагарина.

Воспитатель: Почему люди всей планеты Земля знают этого человека?

Дети: Он самый первый в мире полетел в космос на космической ракете «Восток».  

Воспитатель: Да, ребята, 50 лет назад,12 апреля 1961 года, весь мир, люди всех стран слушая радио, узнали об этом. Мы сейчас с вами послушаем, как все произошло.

Звучит голос Ю. Левитана «Сообщение о полете Ю.Гагарина».

Воспитатель: Юрий Алексеевич был первым лётчиком-космонавтом, он первый облетел землю на космическом корабле. Так высоко ещё никто не летал. Этим прославил Гагарин нашу страну.

1 ребёнок:

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег белеть осталась.

2 ребёнок:

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юным, сильным, отважным.

Помнят взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра!

Воспитатель: В полёте, Юрий Алексеевич, проводил наблюдения, необходимые для науки. Давайте послушаем самого Гагарина.

7 слайд - Запуск ракеты.

Голос Ю.А. Гагарина о впечатлениях от полёта.

Воспитатель: Ребята, а сейчас, я предлагаю вам обратить внимание на одежду космонавта.

8 слайд - Скафандр.

Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о костюме космонавта?

Дети: Костюм космонавта – скафандр. Он сшит по росту космонавта. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос. Ведь в открытом космосе может быть очень жарко или очень холодно. В скафандре есть большой запас воздуха, он обогревается изнутри, и в нём космонавту никакой холод не страшен. К ракете космонавт прикреплён специальным шлангом и скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, когда выходишь в открытый космос.

9 слайд -  Космонавт в открытом космосе.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё подробно рассказали.  А ещё, если светит яркое солнце, то в шлеме скафандра, можно опустить шторки. При запуске и спуске ракеты космонавты ложаться в специальное «ложе».

10 слайд – Ложе космонавта.

Воспитатель: А знаете ли вы ребята, что ракета – пока самый быстрый вид транспорта на Земле? (Обращаю внимание детей на макет ракеты).

Дети: Да.

Воспитатель: Она самая быстрая, благодаря тому, что у ракеты особый двигатель – реактивный. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскалённый газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в противоположную. Хотите увидеть, как работает реактивный двигатель?

Дети: Да, хотим.

Опыт «Быстрая ракета»(2раза)

На столах, по два шарика, на каждого ребёнка.

Воспитатель:

  • Надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко. (Дети выполняют).
  • Что внутри шарика? (Воздух). Воздух внутри шарика не может вырваться наружу.
  • Направьте шар вверх. Разожмите пальцы. Вот и полетели наши разноцветные ракеты. (Повторение опыта).

Воспитатель: Именно так работают и реактивные двигатели.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового, интересного вы узнали, что вам особенно понравилось?

Дети: Много узнали о Гагарине, о Белке и Стрелке. Как работает реактивный двигатель, люди тысячи лет изучают звёзды.

Воспитатель: Ребята, подойдите к ракете, которую принесли ребята. У Юрия Алексеевича ракета называлась «Восток», а у нашей ракеты нет названия. Придумаем!

Дети: Да. «Смелый», «Быстрый», «Лунтик», «Звезда» и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю приклеить название на ракету. Подходите, помогайте. (Воспитатель вместе с детьми выполняют работу).

Воспитатель: Вот какая красивая ракета! Нам, для полёта, не хватает ещё шлемов (показывает образец), которые мы с вами смастерим на конструировании, и нужны фотографии будущих космонавтов.

Воспитатель: Но, это поправимо! Я приглашаю вас на фотосессию.

Заносит макет скафандра для фото сессии.

Дети встают в макет скафандра, воспитатель фотографирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»

Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»

Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и лепке в первой младшей группе

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц

Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе. Обереги своими руками.

В нашей стране живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами. Наша обязанность знакомить де...