"Бумага - она такая разная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Высотина Елена Дмитриевна

Конспект НОД познавательного характера для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx329.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого занятия

 «Бумага – она такая разная»

Составила: Высотина Е. Д.

Л-Кузнецкий, 2016.

«Бумага – она такая разная».  НОД познавательно-экспериментального характера.

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, с разными видами бумаги, выявить таланты детей.

Задачи:  Уточнить представление детей об истории бумаги, что делают бумагу из древесины, о способе ее производства, ее различном назначении.

                Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности. Помочь с помощью опытов определить свойства бумаги.

                Развивать мыслительную активность, умение анализировать и делать выводы.

                Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Образовательные области: познавательная,  социально-коммуникативная, речевое, физическое.

Методы и приемы: беседа, видео –экскурсия, исследование, опыты, показ.

Оборудование и материал: для музея -  камень, глина, береста, бумага разного вида, видеопроектор; для детской деятельности – кусочки разной бумаги (салфетка, бумага для письма, картон, емкость с водой, скрепки и кусок бумаги для фокуса; для педагога – спички и свеча, таблица для занесения данных эксперимента, крассворд.

Ход НОД:

  • Сегодня мы поговорим с вами о …. А о чем мы будем говорить – надо отгадать  (дети отгадывают кроссворд, угадываемое слово состоит из первых букв предметов)
  • Как вы думаете, бумага была всегда? А кто знает историю появления бумаги?   Предлагаю вам посетить музей, чтобы заглянуть в прошлое.  Нас уже ожидают.

Экскурсовод:    Здравствуйте. Я ваш экскурсовод. Меня зовут Светлана. Сегодня я хочу вам рассказать о том, как появилась бумага. Перед вами первый экспонат. Это камень. Скажите, какое отношение к бумаге он имеет? (предполагаемые ответы детей)

Раньше люди использовали камень, так как люди не умели писать высекали рисунки. Но камень – оказался очень неудобным материалом. Пройдемте дальше.

Люди стали искать более удобный материал для письма. Здесь мы видим бересту. На ней писали наши предки которые жили в Древней Руси. Писали специальным костяным инструментом.

Пробовали писать на дощечках покрытых воском, но он таял.

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Но его держали в большом секрете. Первая бумага была толстая, шероховатая, темного цвета. И только через много – много лет, люди научились изготавливать тонкую, белую  бумагу которую мы используем в наше время.

Педагог:  А вы не задумались, может писать на камне или бересте не так сложно? Попробуем? (детям предлагается нацарапать знак на камне, бересте, на восковых дощечках)

Экскурсовод:  Наша экскурсия подошла к концу, спасибо за внимание.

Педагог: Дети, вам понравилось в музее истории бумаги?

  • Поиграем в игру «Бывает – не бывает". Если я назову вам предмет, и он выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
  • А хотите посмотреть как делают бумагу в наше время на фабрике? Предлагаю вам прямо сейчас отправиться в кинотеатр. Занимаем места.

(показ видеофильма об изготовлении бумаги на фабрике в наши дни).

Дети, давайте еще раз вспомним,  как делают бумагу?

Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем -то заменить бумагу? (ответы детей). Какой мы можем сделать вывод?

  • В музее мы видели образцы бумаги. Как вы думаете, она одинаковая или разная? Давайте пройдем в лабораторию и все рассмотрим.

Как можно определить: бумага гладкая или шершавая?

Толстая или тонкая?

Сомните бумагу, какая бумага легче сминается?

Порвите бумагу, какая легче рвется?

Намочите кончик бумаги в воде, какая намокает быстрее?

А сейчас давайте выясним, какая бумага лучше горит? (показывает педагог)

Какой мы можем сделать вывод?

  • Итак: мы сделали вывод, что бумага бывает разной, знаем, где ее используем. А я знаю одного мага  волшебника, который использует бумагу в своем фокусе. Поприветствуем нашего волшебника.

(звучит магическая музыка, ребенок показывает фокус с бумагой и скрепками)

  • Что вы узнали сегодня интересного? Что вам понравилось? Надеюсь, что сегодня вы расскажете много нового и интересного своим мамам и папам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Физминутка: По бумаге я бегу

                              Все умею, все могу (бег на месте)

                              Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх крышей)

                              Хочешь елочку в снегу (присели)

                              Хочешь – дядю, хочешь – сад (повороты в сторону)

                              Мне любой ребенок рад (прыжки на носочках)

ЗАГАДКА - КРОССВОРД

http://foto-babochek.ru/images/sinjaja-babochka_10_small.jpghttp://kis.net-forum.ru/sew/components/com_virtuemart/shop_image/product/070712-maxwell_mw_3011.jpghttp://mywishlist.ru/pic/i/wish/_100x100/000/797/103.jpeghttp://www.playing-field.ru/img/2015/052303/0149889http://gribochek.su/books/item/f00/s00/z0000010/pic/000049.jpghttp://calori.ru/products-filter/Arbuz.jpg

ТАБЛИЦА ЗКСПЕРИМЕНТА

1 эксперимент (рвем)

2  эксперимент (мнем)

3  эксперимент (размокает в воде)

4  эксперимент (горит)

http://www.ikeavoz.by/uploads/products/500x500/PIAimages/0085757_PE213580_S5.JPG

http://farm8.staticflickr.com/7182/6836172514_3056eecb22.jpg

http://www.dominoeshair.co.uk/wp-includes/js/jquery/rustic-paper-texture-i9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент образовательной деятельности "ТАКАЯ РАЗНАЯ БУМАГА"

экспериментальная деятельность. ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗНАНИЙ О БУМАГЕ И ЕЕ СВОЙСТВАХ. интеграция образовательных областей: ПОЗНАНИЕ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ...

Такая разная бумага

Занятие по экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада ...

Конспект НОД для детей старшей группы "Такая разная бумага"

Очень интересное занятие , насыщенное разными методами и приемами...

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга.

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга....

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми   Тема занятия: «Такая разная бумага.»...

Проект «Как мы узнавали все о бумаге или такая разная бумага»

       Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, соврем...

Проект "Как мы узнавали о бумаге или такая разная бумага"

Создание условий для формирования устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете - бумаге....