Проект "Как мы узнавали о бумаге или такая разная бумага"
проект (старшая, подготовительная группа)

Гришаева Людмила Михайловна

Создание условий для формирования устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете - бумаге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок"

Проектная деятельность с детьми разновозрастной компенсирующей  группы 5-7 лет.

Тема: «Как мы узнавали все о бумаге или такая разная бумага»

                                                                                   

  Авторы:  Ушкалова В.А. воспитатель,

                                                                                     Громова Т.В.воспитатель,

                                                                                          Гришаева Л. М. логопед.

проект реализован: 28 января по 07 февраля  2023 года

Проект «Как мы узнавали все о бумаге или такая разная бумага»

Тип проекта: Смешанный (информационно-практико-познавательный)

Вид проекта: групповой

Длительность: краткосрочный (28 января по 07 февраля 2023)

Участники: дети разновозрастной компенсирующей  группы, родители, воспитатели группы, сотрудники детского сада

Актуальность:

         Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага останется востребованной. Это касается развития детей, их творчества, но и самым прочным элементом международных соглашений по - прежнему остается бумага.

Бумага – предмет знаком дошкольникам, каждый день они с ним сталкиваются. Это доступный и универсальный материал, который так доступен детям. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. 

          Важным моментом является пропаганда бережного отношения к природным ресурсам, привлечение внимания детей, родителей к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию. Обратить внимание обучающихся на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни, на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. К сожалению, люди не задумываются над тем где, как, из чего изготовлена бумага, сколько ее тратится порой неразумно. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя свой кругозор, совершенствуя мелкую моторику рук. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге

Цель: создание условий для формирования устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи для педагогов:

  1. Заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта.
  2. Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.
  3. Разработать методические рекомендации, конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарий праздника.
  4. Укреплять связи ДОУ с семьями воспитанников
  5. Привлечь  родителей к активному участию в реализации проекта, к проявлению творческих способностей.
  6. Вызвать желание у детей и родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада
  7. Повышать компетентность родителей в организации работы по развитию поисково-познавательной деятельности дошкольников в домашних условиях.

Задачи для детей: 

  1. Дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги.
  2. Изучить историю возникновения бумаги.
  3. Вызвать у детей желание изготовить бумагу в домашних условиях.
  4. Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  5. Познакомить детей со способом производства бумаги;
  6. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
  7. Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.
  8. Активизировать речевую деятельность детей.
  9. Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей;
  10. Развивать умение проводить эксперимент, делать выводы на основе проведённого исследования, устанавливать причинно-следственные связи;
  11. Воспитывать взаимопомощь и умение работать группой.
  12. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Этапы проекта «Как мы узнавали все о бумаге или такая разная бумага»

этапы

образовательные области

Содержание деятельности

дети

педагоги

родители

I этап

Организационный (подготовительный)

Подбор наглядного и  дидактического материала (иллюстрации, картинки, фотографии)

Подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть;

Подбор дидактических, сюжетных, подвижных игр;

Беседы с родителями на тему: «Значение работы с бумагой для всестороннего развития ребёнка», «Волшебный мир бумаги».

Консультация для родителей: «Игры с бумагой для детей и взрослых» Консультации для родителей «Бумажная фантазия», «Мастерим игрушки вместе», «Нетрадиционные техники работы с бумагой»

II этап

Практический (выполнение проекта)

Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Социально – личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Физическое развитие

 

Строительные игры:

« Бумажная фабрика»

Сюжетно-ролевые игры:

 « Магазин», « Библиотека», « Магазин бумажных изделий» , « Экскурсия на бумажную фабрику»

Дидактические игры:

«Определи на ощупь»,

мемо «Виды бумаги» (сделанная своими руками),

«Для чего нужна эта бумага?» (сделанная своими руками)

« Волшебная бумага»,

«Бумажная фея»,

«Что изменилось?»,

«Найди нужный вид бумаги»,

«Из какой бумаги сделано?»

 Опыты с бумагой.

  Волшебная бумага

Сравнение бумаги

Разрывание бумаги

Вода и бумага

Шуршащая или поющая бумага

Склеивание бумаги

Летающая бумага

Прочность бумаги

Сметание бумаги

Скорость разложения бумаги

Изготовление бумаги собственного производства( Из макулатуры и опилок»

 Рассматривание  альбома «Такая разная бумага»

 Просмотр видеоролика: фильма  «Интересные факты о бумаге», «Современное производство бумаги».

 Беседы: «Из истории бумаги», «От бересты до бумажного листа», «Какая бывает бумага?», «Дерево – источник бумаги», «Производство бумаги», «Профессии людей, создающих бумагу». 

Словесные игры «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает», «Кто больше назовет предметов из бумаги»

Речевые игры: «Закончи предложение»

«Скажи наоборот»,

«Бумажная, бумажный, бумажные»,

«Так не бывает».

Составление рассказов по схемам «Опиши предмет».» Сказка о бумажке»

Чтение: Стихи: «Я листок бумажный»

«В сказочном царстве»

«Шуршат осенние кусты» Ф. Усачев

«Лист бумаги» С. Мехалков

«Смешной цветок» Агния Барто

«Под рукой оживают цветы» В. Н. Напреенко

«Простой листок бумаги» Н. Колесова

«Бумажный кораблик по имени "Книга" А. Сметанин Сказки: «Сказка о бумажной фее» З. Литвинова

«Сказка о бумажном маге» Ю.Марковцев

«Сказка о бумажной балерине» Д. Новак

«Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна

Рассказ: «Откуда пришла бумага?» Б.Житков

Конструирование: « Самолет», « Кораблик», « Лодочка», « Лягушка- хлопушка»

Просмотр мультфильмов: «История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»), «Фиксики» (серия «Бумага»)

Лепка «Глиняные дощечки»,

Рисование: рисуем по ткани, по мокрой бумаге. Нетрадиционное рисование комочками бумаги

Аппликация; « Зайка», изготовление поделок из разных видов бумаги

Изготовление бумажных штор из снежинок

Изготовление пригласительных

Инсценировка сказки  

« Путешествие в бумажное королевство»

Танец с бумагой.

Игры-соревнования « Бумажная эстафета»

Зарядки по теме проекта.

Физкультминутки: «Бумажные фантики»,

«Свеча»

«Мы бумагу мяли, мяли»

Дыхательная гимнастика «Бумажный комочек»

п/и «Хождение по газетам» ,  «Чесальщицы-мотальщицы», « Авиаторы», « Веселые рисовальщики» 

сюрпризный  момент: Дети обнаружили что в центре « Мы художники» исчезла вся бумага. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?», «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?».

Эти вопросы остались без ответа.

Проблемная ситуация: « Что мы знаем о бумаге? Что хотим узнать? Как узнаем?

НОД на тему: «Путешествие в прошлое бумаги», «История возникновения бумаги» , «Применение бумаги» 

Подобрать по теме художественные произведения

 

Подобрать мультфильмы по теме.

Раскраски по теме

подобрать

Подобрать и разучить пальчиковые и логоритмические гимнастики по теме.

Мини – музей «Такая разная бумага»

Принести кусочки бересты, кусочек однотонной   белой ткани 10*10 см.

Делаем  бумажные костюмы детям для сказки .

Сделать бумажную мебель для бумажной комнаты.

Пригласить родителей на праздник « Путешествие в бумажное королевство»

III этап заключительный. Презентация продуктов творческого проекта.

Проведение экскурсий для детей других групп  в мини-музей « Такая разная бумага»

Создание альбома «Такая разная бумага». Бумага, изготовленная своими руками.

Презентация проекта

«Путешествие в мир денег»

Сказка « Путешествие в бумажное королевство

Прогнозируемые результаты:

  1. В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате, закрепили свойства и качества бумаги.
  2. Изучив различные источники, мы опробовали два  метода изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя мы смогли получить бумагу разного цвета. Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны. 
  3. Проведенная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.
  4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.
  5. Дети выражают в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
  6. Дети заинтересовались темой проекта, проявили свою познавательную активность: рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.
  7. У детей повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта.
  8. Дети активно используют в игровой деятельности полученные знания.
  9. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.
  10. Работа с родителями способствовала обогащению в группе развивающей среды. У родителей появился интерес совместной игровой деятельности.

Продукты реализации проекта:

  1. Сказка « Путешествие в бумажное королевство»
  2. Создание мини-музея « Такая разная бумага»
  3. Картотека  загадок, пословиц и художественной литературы  по теме.
  4. Презентация проекта.
  5. Создание бумажной комнаты.
  6. Создание коллекции бумажных костюмов.

Приложения к проекту.

Подбор  материала:

  1. Конспекты НОД.
  2. Стихотворения о бумаге.
  3. Загадки о  бумаге
  4. Сказки.
  5. Дидактические игры.
  6. Консультации для родителей
  7. Игры с бумагой.
  8. Сценарий праздника «Путешествие в бумажное королевство»
  9. Мультфильмы и видеоролики.
  10. Календарно- тематический план недели.
  11. Фотохроника о совместной деятельности с детьми во время проекта

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика- синтез, 2014
  2. Н. Е Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012
  3. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», Мозаика- синтез.- М, 2011
  4. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика - синтез, М, 2011
  5. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017
  6. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012
  7. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.: Педагогическое общество России, 2003

 Конспект занятия по экспериментированию с бумагой
«Волшебница бумага»



Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Материал: Камни, береста, гуашь, бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка, «ящик ощущений» с разными видами бумаги, миска с водой, спички и железная миска для воспитателя, бумажный колпак и накидка, карта опасностей, рисунок с изображением барашка, бумага серого цвета, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Предлагает детям отгадать загадку:

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная... (бумага)


- Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем-то заменить бумагу? (ответы детей).

Я вам расскажу как делают бумагу. Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги.
Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага.
(Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства).
Предлагаю вам смять бумагу (мнется), разорвать (рвется, непрочная), положить в миску с водой (размокает). А сейчас я вам покажу как бумага горит.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает.
Вы уже хорошо знакомы со свойствами бумаги, и я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого нам нужен герой – бумажный человечек. Я предлагаю выбрать одного из вас. Наденем на него бумажный колпак, бумажную накидку.
Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать нашему герою, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку?, А перепрыгнуть через костер?
Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек.        Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет?».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики».
(По сигналу, самолетики летают по площадке с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром». Игра повторяется 2-3 раза).
Дети, вы поиграли, пора и поработать. А что мы будем делать, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?» (Баран).

Вот, посмотрите рисунок с изображением барашка. Мы будем «одевать» барашка в «шубку». (Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок с изображением животного у которого отсутствует шерсть. На рисунке внутри контура – не закрашенное место). Шубку барашку можно «сшить» из старой ненужной бумаги. Какие ее свойства будут при этом использоваться? (режется, рвется, мнется, намокает). Бумагу разрывают на кусочки, которую сминают в шарики. Намазывают кусочки клеем и приклеивают их на изображение барашка. Молодцы ребята, хорошая шубка получилась у барашка. Когда работаете все вместе и работа спорится.
Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
- Наше занятие закончено. Все дети молодцы.

Конспект комплексного занятия по теме «Мир бумаги»

Задачи:

- формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность,

- обогащать представления о связях между природными явлениями,

- поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов,

- обобщить знания детей о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни. Научить определять качество бумаги /цвет, гладкость, прочность, толщину/, и свойства / впитывает воду, мнется, режется, горит/.

- развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество,

- воспитывать бережное отношение к природе, ее охране: желание бережного использования бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание бумаги разной, беседы.

Материал для занятия:

- камни, береста, разные виды бумаги,

- «цветочки « из разной бумаги,

- ножницы, спиртовка, емкости с водой.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что стоит на этом столе?/перечисляют предметы/

Все предметы разные, но скажите что их все объединяет7 Что у них общее? Да, эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага? Вот об этом вы сегодня узнаете.

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.

Очень давно люди писали на бересте. Мы уже говорили, что береста – это наружная часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты- письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако такой способ письма был неудобен.

Тогда люди придумали другой способ письма- листы из тонкой кожи животных - пергамент. Это очень прочный материал . Были даже целые книги напечатанные на пергаменте. Но появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой     восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ.        Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику. Давайте посмотрим видео ролик о производстве бумаги. Просмотр. Вот вы и увидели как делают бумагу.

А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага?

Конечно, все это /перечисляли дети/- делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет .Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. Очень важен сбор макулатуры.

Физминутка.

А сейчас давайте мы познакомимся с бумагой поближе. Подойди к столикам.

Опыт 1. Предложить детям сложить несколько раз разные виды бумаг и сделать вывод. Вывод: Салфеточная бумага складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чертежная сгибается с трудом.

Опыт 2. Бумагу разрезать ножницами.

Опыт 3. Кусочки бумаги мнут. Вывод:

Опыт 4. Кусочки бумаги опускают в воду /какая намокает быстрее/

Опыт 5. Разорвать квадратики из разной бумаги / в каком случае нужно приложить больше усилий/. Вывод:

Опыт 6. Нужно подбросить кусочки бумаги одинакового размера /какой упадет быстрее , почему?/ Вывод:

Опыт 7. Взрослый показывает, как бумага горит. Вывод:

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Хотите?

Игра называется  «Найди сходства и отличия»

-Я буду называть вид бумаги, а вы должны отыскать на столе предмет, изготовленный из данного вида/картонная коробка, газета, альбом.

Рефлексия.

Вот сколько нового мы узнали о бумаге. Хочу вам предложить : давайте представим, что вся бумага вдруг исчезла. Как мы будем жить? Что делать? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?

Что интересного вы сегодня узнали?

 

Пословицы:

Бумага все стерпит.

Бумага терпит, перо пишет.

Не на бумаге сказано, а делом показано.

Что написано пером - не вырубишь топором.

Гладко было на бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент образовательной деятельности "ТАКАЯ РАЗНАЯ БУМАГА"

экспериментальная деятельность. ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗНАНИЙ О БУМАГЕ И ЕЕ СВОЙСТВАХ. интеграция образовательных областей: ПОЗНАНИЕ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ...

Такая разная бумага

Занятие по экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада ...

Конспект НОД для детей старшей группы "Такая разная бумага"

Очень интересное занятие , насыщенное разными методами и приемами...

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми   Тема занятия: «Такая разная бумага.»...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской активности в старшей группе на тему: «Такая разная бумага»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. ...

"Бумага - она такая разная"

Конспект НОД познавательного характера для детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Как мы узнавали все о бумаге или такая разная бумага»

       Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, соврем...