Познавательно- исследовательский проект на тему "Волшебная соль"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Филимонова Анна Сергеевна

Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт проекта45.73 КБ
Файл картотека опытов1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кизнерский детский сад №4»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Волшебная соль»

Воспитатель: Григорьева А.С.

Кизнер, 2016 г.

Паспорт проекта:

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя);

Тип  проекта: познавательно- исследовательский;

Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники старшей группы   5-6 лет;

Цель: Узнать историю возникновения соли, определить ее свойства, зачем нужна соль, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах;

Задачи:

  1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся.
  2. Стимулировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы  соли.
  3. Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат,  радоваться процессу и результату.
  4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.

Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи.                                       И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а не чего о ней не знаем.

Гипотеза: Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности.

Анализ ситуации: Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. Двое из детей,  делясь впечатлениями после летнего отдыха, рассказали о своей поездке с родителями в Сочи. В своих рассказах Настя и Тимур много раз упоминали о том, что вода в море очень соленая, не похожая на наши водоемы. Ребята стали задавать много вопросов, почему вода соленая? С этого и началось… Ребята продолжали задавать вопросы. Тогда и возникла идея создать проект.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору материала  по теме;
  • Просмотр видео по добыче соли;
  • Чтение пословиц, поговорок о соли;
  • Беседа о пользе и вреде;
  • Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»;
  • Прослушивание Словацкой сказки «Соль дороже золота» (аудиозапись);
  • Чтение русской  народной  сказки «Соль»
  • Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображениями изделий из соли.

Ожидаемый результат:

  • Появление интереса к исследованию природы;
  • Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышения уровня усвоения программного материала;
  • Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

  1. Подготовительный этап
  • Подбор методической литературы для педагога.
  • Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
  1. Основной этап
  • Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
  • Беседы с детьми по данной тематике.
  • Разучивание поговорок и пословиц о соли.
  • Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.
  • Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».
  1. Заключительный этап
  • Мастер- класс «Радуга в баночке».
  • Обобщение и систематизация  полученных знаний.
  • Рассказ о проведении исследований, показ фотографий.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Понедельник – Вторник

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор познавательной, научной и методической литературы.

    Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников  информации.

         Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

  • Подбор литературы со сказками, пословицами, поговорками о соли.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, творческой деятельности с детьми.

Основной этап

Среда- Четверг

  • Беседа «Что такое соль, для чего она нужна?» 

              Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

  •  Опытно-экспериментальная деятельность

«Изучение свойств и качеств соли».

«Эффект мертвого моря»

«Сравнение кристаллов соли и сахара»

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

  • Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали».
  • Знакомство с художественными произведениями.                                 - Пословицы, поговорки, загадки о соли;

-Чтение русской народной сказки «Соль»

- Прослушивание словацкой сказки- аудиозаписи «Соль дороже золота» перед сном.

 Творческая мастерская. 

  • Рисуем с помощью соли «В гости к Солнышку»

Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.   

  

Заключительный этап

Пятница

  • Мастер- класс «Радуга в баночке».
  • Рассказ о проведении исследований, показ фотографий.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

  • Изучение информации, беседы.
  • Анализ познавательной литературы.
  • Подбор материалов и оборудования для исследований.
  • Экспериментальная деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Творческая деятельность.

Заключение:

Таким образом, в  ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Вместе провели много интересных опытов с солью. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль цветными  мелками, декорировали ими баночки  и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях.

А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

        


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект «Всё о соли»

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей сред...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СОЛИ»

Познавательно-исследовательский проект...

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...

Познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль".

Наука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Это соль. Мы решили пополнить знания о н...