Занятие "Путешествие по островам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие элементами   опытно - экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ostrovam.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

Конспект НОД

по познавательному развитию

«Путешествие по островам»

группа детей возраста от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности

Подготовил: 

  Савина М.В., воспитатель

Моршанск, 2017

Конспект непрерывной образовательной организованной деятельности для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Путешествие по островам игр»

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Образовательная область: «Речевое развитие»,

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Образовательная область: «Физическое развитие»

 

Задачи:

  1. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. («Познавательное развитие»).

Формировать умение детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Выделять в задачах условие, вопрос, ответ. («Познавательное развитие»).

Развивать пространственное представление. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и цвете. («Познавательное развитие»).

Формировать умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, сравнивать группы предметов. Закреплять умение детей правильно пользоваться знаками. («Познавательное развитие»).

Развивать внимание, мышление, быстроту реакции. («Познавательное развитие»).

Формировать умение детей соотносить две части одного предмета. («Познавательное развитие»).

  1. Формировать умение детей подбирать к существительным подходящие по смыслу глаголы: ползет (змея, ребенок, улитка, гусеница, червяк, черепаха, жук олень, муравей); висит (картина, одежда, штора, ключ, скворечник, бельё, люстра, сосулька); прыгает (девочка, обезьянка, заяц, белка. кенгуру, кузнечик, лягушка); плывет (корабль, лодка, плот, утка, бревно, кит, собака, мальчик). («Речевое развитие»).

Закреплять умение детей различать слова по первому слогу : ба: банка, баран, банты, банан, бабочка, бабушка, баклажан, барабан; ва: ваза, вафли, варежки, валенки, вагон, вата, василек, ватрушка; ма: маска, малыш, мальчик, малина, масло, матрешка, маки, машина; са: санки, самолет, самокат, сапоги, сачок, сахар, сабля; та: танк, такси, табуретка, табло, тапочки, такса, таблетки, таз. («Речевое развитие»).

Обогатить и расширить активный словарь детей: антонимами (веселый – грустный, горе – счастье, лето – зима, грязь – чистота, правда – ложь, закрытая открытая, интересная – скучная слабость – сила, повесить – снять, пустой - полный). («Речевое развитие»).

  1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие»).
  2. Способствовать развитию крупной и мелкой моторики обеих рук. («Физическое развитие»)
  3. Развивать координацию речи с движением. («Физическое развитие»)

 

Методы и приемы:           

  • практические: дидактические игры: «Придумай и реши логическую задачу» «Определи место нахождения предмета», «Сравнение двух групп предметов», «Данетка»; речевая игра «Найди слово», «Скажи наоборот», «Назови действия», пальчиковая игра «Пароход»  с речевым сопровождением; физминутки.
  • наглядные: рассматривание: слайдовая презентация.
  • словесные: вопросы, поощрение и одобрение.

 

Материалы и оборудование: корабль, глобус, карточки – лото, предметные картинки, слайдовые презентации, магнитофон, проектор, ноутбук, счетные палочки.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Пароход», физминутки «Игра с солнышком», «Корабль».

Игровая

Дидактические игры: «Придумай и реши логическую задачу» «Определи место нахождения предмета», «Сравнение двух групп предметов», «Данетка»; речевая игра «Найди слово», «Скажи наоборот», «Назови действия».

Познавательно-исследовательская

Решение противоречий, рассматривание глобуса.

Коммуникативная

Придумывание и решение логических задач, вопросы о место расположении геометрических фигур, сравнении двух групп предметов.

 

 

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент:

Дети на сайт детского сада получают письмо,  в котором загадочный друг приглашает их в путешествие.

«Ребята, хочу вас пригласить в увлекательное путешествие по островам игр. Я, думаю, что вы умные, смышлёные, внимательные и любознательные ребята. Обещаю вам, что это путешествие принесет положительные эмоции»

 

Воспитатель обращается к детям.

- На чем можно путешествовать?

Дети получают письмо на электронную почту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос.

Развит интерес и познавательная мотивация.

 

2.

Решение противоречий.

Путешествие на самолете хорошо этоПлохо это:Путешествие на поезде хорошо это:

Плохо это:  Путешествие на корабле хорошо это:  Плохо это:

 

 

Дети решают противоречия.

 

 

 

 

 

3

Рассматривание глобуса.

- Глобус – это что?

- Что и каким цветом изображено на глобусе?

- Какого цвета на глобусе больше?

 

Воспитатель предлагает детям занять места на корабле.

Слайдовая презентация картинка моря.

Обращает внимание на море. Оно спокойное и поэтому путешествие предвещает быть без происшествий.

 

Дети решают отправиться в путешествие на корабле.

 

 

 

 

 

Дети проходят на корабль и занимают места.

Развит познавательный интерес.

4

На корабле появляется пират.

- Так это вы получили мое письмо?

- Одному мне скучно бороздить морские просторы, и я решил пригласить вас путешествовать вместе со мной. Вся команда в сборе. Отправляемся! Вот мы и в открытом море.

Пират задает вопросы детям.

- Что вы знаете о море?

- Какая в море вода?

- Каких морских обитателей вы знаете?

- Каким море бывает в разную погоду?

- Молодцы! Много вы знаете о море

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы пирата.

 

 

 

 

 

 

Пират благодарит детей за их знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированы представления о море

 

 

 

 

 

 

 

5

Остров «Познайка»

Дидактическая игра    с использованием ИКТ                    «Придумай и реши логическую задачу»

- Посмотрите на картинки и составьте задачу.

- Какое условие задачи?

- Какой вопрос в задачи?

- Как вы решили задачу?

- Какой ответ получился в задачи?

 

Дети сходят на остров «Познайка»

 

 

 

 

Дети составляют и решают логические задачи.

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. Выделять в задачах условие, вопрос, ответ.

6

Пират дает задание детям на ориентировку.

- Рассмотрите картинку и определите, где находятся геометрические фигуры.

- Где находится квадрат?

- Где находится круг?

- Где находится прямоугольник?

- Что находится под кругом?

- Где находится шестиугольник?

- Что находится между квадратом и шестиугольником?

- Что находится над кругом?

- Что находится между трапецией и прямоугольником?

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение детей определять место расположения геометрических фигур.

7

Дидактическая игра    с использованием ИКТ                    «Сравнение двух групп предметов»

- Сколько бабочек в левом прямоугольнике?

- Сосчитай и назови цифру.

Сколько бабочек в правом прямоугольнике?

- Сосчитай и назови цифру.

- Сравни группы предметов.

Дети считают и сравнивают группы предметов.

Сформировано умение детей сравнивать группы предметов.

 

 

Пират предлагает пройти на палубу и отправиться в дальнейшее путешествие.

Физминутка

От зеленого причала оттолкнулся пароход

Он шагнул назад

А потом шагнул вперед

И поплыл, поплыл по морю

Набирая полный ход.

Дети проходят на палубу.

 

 

Дети вместе с пиратом выполняют физминутку.

 

Дети встают

Делают шаг назад

Шаг вперед

Выполняют движения руками

 

Шагают на месте

Развита координация движения.

9

Игра «Данетка»

- Белый медведь живет в лесу?

- Птицы летают?

- На Севере бывают полярные ночи?

- Пингвины умеют летать?

- У моржа есть клыки?

- У рыб есть крылья?

- Морская вода соленая?

- Рыба-пила существует?

- Тело рыб покрыто шерстью?

Дети отвечают на вопросы только словами да и нет.

 

 

 

Развито внимание, мышление, быстрота реакции.

10

Остров «Говорилка»

Игра «Найди слово»

Ребята, перед вами лежат карты-лото с первым слогом слов и карточки с предметами. Вы должны найти слово, начинающееся на данный слог.

- Какой  первый слог в ваших словах?

- Все ли слова начинаются с данного слога?

Дети сходят на остров «Говорилка»

 

 

Дети берут карточки с предметами и соотносят с определенным слогом и называют его.

Закреплено умение детей различать слова по первому слогу

 

 

11

Дидактическая игра    с использованием ИКТ                    «Скажи наоборот»

- Внимание на экран.

- Сейчас вы должны подобрать противоположное действие к изображённому на экране.

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают слова антонимы.

 

 

Обогащен и расширен активный словарь детей: антонимами (веселый – грустный, горе – счастье, лето – зима, грязь – чистота, правда – ложь, закрытая открытая, интересная – скучная слабость – сила, повесить – снять, пустой - полный).

12

Игра-соревнование «Назови действия»

У каждой группы имеется карта-лото и вы их должны заполнить. Будьте внимательны. Я показываю картинки, а вы должны быстро подобрать к существительному глагол действия, например Утка плывет. Ну, что начнем. Выигрывает та команда, которая первой заполнит все поля лото.

 

 

Дети делятся на группы.

 

 

 

Дети подбирают к существительному глагол действия.

 

 

 

Формировать умение детей подбирать к существительным подходящие по смыслу глаголы: ползет (змея, ребенок, улитка, гусеница, червяк, черепаха, жук олень, муравей); висит (картина, одежда, штора, ключ, скворечник, бельё, люстра, сосулька); прыгает (девочка, обезьянка, заяц, белка. кенгуру, кузнечик, лягушка); плывет (корабль, лодка, плот, утка, бревно, кит, собака, мальчик).

13

Дети отправляются на борт корабля.

Игра с солнышком (физминутка)

Утром солнышко встает выше, выше, выше.

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Весело, весело солнышко смеется,

Но, а нам на земле хорошо живется.

Дети проходят на палубу.

 

Дети вместе с пиратом выполняют физминутку.

Тянутся вверх, вставая на носочки.

Садятся на корточки.

 

 

 

Дети шагают и улыбаются.

Развита координация движения.

14

Остров «Угадай-ка»

Дидактическая игра    с использованием ИКТ «Кто спрятался?»         

Вы должны определить, какое животное спряталось на  экране.        

Дети сходят на остров «Угадай-ка»

 

Дети определяют, какое животное спряталось  на экране.

Сформировано умение соотносить две части одного предмета.

15

Игра ТРИЗ (кольца Луллия) «С какого дерева листок»

- Вы должны назвать дерево и подобрать к нему листок.

Дети называют дерево и подбирают к нему лист.

Сформировано умение соотносить две части одного предмета.

16

Пальчиковая игра «Пароход»

По реке плывет кораблик,

 

 

Он плывет издалека,

 

 

На кораблике четыре Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

 

У них длинные хвосты,

 

 

 

И страшны им только Кошки,

Только кошки и коты!

 

 

Прижать основание ладошек друг к другу, пальцы раскрыть – «кораблик».

Приставить горизонтально левую руку к глазам – «смотрим вдаль».

Показать четыре пальца.

 

Приставить обе ладошки к ушам.

Кончики пальцев обеих рук соединить вместе и далее медленно развести руки в стороны.

Ладони расположить тыльной стороной от себя, затем пальчики слегка согнуть – «коготки».

Развита крупная и мелкая моторика рук.

17

Выкладывание корабля из счетных палочек по памяти.

Дети по памяти из счетных палочек выкладывают «корабль».

Развита мелкая моторика рук, сформирована познавательная мотивация.

 

 

Список литературы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.              
  2. Никитина А.В. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (5-7 лет)./Авт.-сост.– СПб.: КАРО, 2009.      
  3. Давидчук А.: Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО – Издательство: Сфера, 2015.
  4. Веракса Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. – Москва, Мозаика-Синтез, 2012.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Кораблекрушение около необитаемого острова»

Моделирование проблемных ситуаций, развитие поисковой деятельности детей...

Спортивное развлечение "На острове Буяне"

                               «На острове Буяне…»Цели:Совершенствование образно-чувственного восприя...

Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"

Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе. Тема:"Остров на море лежит Град на острове стоит..."

Тема: "Остров на море лежит             Град на острове стоит..."Знакомство детей с архитектурой древней Руси, отметить её оригинальность, красоту, прочность построе...

Сюжетно - ролевая игра "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие по островам Математики"

Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы. Задачи: Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно. Развивать психические процессы: зрительную ...

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: Путешествие по островам.

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором месте по счету? Развивать к...