НОД Интегрированное комплексное занятие в старшей группе "Путешествие Капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кошелева Елена Витальевна

Закрепление знаний детей о значении воды для всего живого на Земле. Бережное отношение к воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное комплексное занятие в старшей группе.

(авторская разработка)

Тема: Путешествие Капельки.

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого, в жизни человека. Формировать бережное отношение к воде.

Задачи:

1.  Образовательные:  Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить ни растения, ни человек (людям вода нужна для питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении).

2.Развивающие: Учить вырезывать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графически (дорисовывать чешуйки, глаза). Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

3. Воспитательные: Привить бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.

 

Центр активности

Материалы и оборудование

Совместная деятельность

в центрах активности

Центр познавательного развития

Капли воды, изготовленные из бумаги, емкости для опыта, воронка, фильтровальная бумага, ,иллюстрации "для чего и где нужна вода"

Дети объясняют, где в нашей группе мы используем воду, ставят опыты, делают выводы.

Центр социализации и коммуникации

Дети читают стихотворения о воде в ходе путешествия по группе и во время игры -имитации

Центр двигательной активности

Музыкальное сопровождение, мяч, видео

Дети путешествуют по группе, играют в игру-имитацию" Нос, умойся", игру"Ходят капельки по кругу", Физкультминутку"Рыбки",игру"Назови"

Центр изобразительного искусства

Фломастеры, ножницы, контуры рыб, простой карандаш, клей, заготовка панно "Речка", музыкальное сопровождение.

Дети обводят по контуру, раскрашивают, вырезают, приклеивают.

                                                             Ход

                                            Структура занятия

                                     (Оргмомент, приветствие)

Цель этого этапа- включение каждого ребёнка в деятельность, создание благоприятной атмосферы.

(Сидим на ковре, звучит шум дождя, журчание ручейка, шум прибоя)

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, сегодня вас ждёт удивительное путешествие, необычные открытия и увлекательные игры.

- Какие звука мы слышим? (высказывания детей).Все эти звуки -звуки воды.

В: Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо -

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без...!

(воды)

-Правильно, ребята, без воды нет жизни на земле.

Ход занятия (процесс)

(В группу входит девочка в ободке - капельке)

В: -Ребята, кто это к нам прищел? Ты кто?

К: -Я Капелька!

В: -А как тебя зовут?

К: -Меня зовут Капитошка.

В: -И откуда ты? Где твой дом?

К: -Мой дом - это океан, море, речка, озеро, ручеек.

В: -А зачем ты к нам пришла?

К: -Я пришла к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе. Только где же они? Ребята, вы покажете мне моих сестричек?

В: -Давайте покажем Капитошке, где в нашей группе живут ее сестрички, что они делают и какую приносят пользу.

(дети идут по группе и делают остановки)

I. Путешествие

Первая остановка - уголок природы

Аквариум

В: -Кто покажет Капитошке ее первую сестричку?

(пойдем в уголок природы)

В: -Ребята, как вы думаете, почему мы остановились в уголке природы?

(здесь стоит аквариум, в нем живут рыбки)

В: -Расскажите Капитошке, почему рыбки не могут жить без воды.

(это их дом, водя для рыб родная среда обитания, ведь они дышат кислородом, растворенным в воде)

(приклеиваем капельку)

Цветы

В: -Что у нас еще в уголке природы, что не может жить без воды?

(цветы)

В: -А что станет с цветами, если их не поливать?

(завянут)

В: -А почему они завянут?

(цветы  - это растения, они живые, поэтому без воды могут погибнуть)

В: -У меня есть засохший листик, вся вода в нем испарилась. Давайте сравним листочек нашего цветочка и засохший листик.

(цвет, хрупкий)

В: -А как вы думаете, ребятки, почему в нашей группе, дома мы садим цветы, ухаживаем за ними?

(цветы приносят радость, очищают воздух, украшают помещение)

(приклеиваем капельку)

Вторая остановка - кукольный уголок

В: -Кто покажет, где третья капелька?

В: -Как вы думаете, почему ... привел(а) нас в кукольный уголок?

(вода нужна, чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду)

В: -А для чего нужно мыть игрушки?

(чтобы мы играли чистыми игрушками)

(приклеиваем капельку)

Третья остановка - туалетная комната

В: -Расскажите, ребята, Капитошке, почему ее сестричка-капелька поселилась в туалетной комнате?

(вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, выполнять гигиенические процедуры)

В: -Скажите, когда мы с вами обязательно должны мыть руки с мылом?

(после туалета, прогулки, перед едой)

В: -Давайте покажем Капитошке капельку, а Гиаша расскажет и покажет, как нужно мыть руки после прогулки, особенно в летнее время, когда на улице много пыли.

(вешаем капельку)

Игра - имитация на стихи Э. Мошковской "Нос, умойся"

(дети повторяют)

Откроем кран,

Кран, откройся,

Нос, умойся,

Мойтесь сразу оба глаза, мойтесь ушки, мойся шейка,

Шейка, мойся хорошенька,

Мойся, мойся, отмывайся,

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

В: -Закроем кран, дети, хорошо, чтоб вода зря не текла! Я иногда слышу, о чем говорят капельки воды.

Ручей засох,

Родник иссяк,

А мы из крана кап, кап, кап...

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет

И нет водицы - нет, нет, нет.

Давайте будем беречь воду!

(приклеиваем капельку)

В: -А еще помощник воспитателя здесь набирает воду, чтобы помыть пол в группе, спальне, раздевалке.

Четвертая остановка - чайник на столе

В: -Как вы думаете, почему мы остановились у стола?

(здесь живет капелька

когда мы хотим пить, мы берем из чайника чистую, кипяченую воду)

В: -Правильно, мы пьем кипяченую воду. Скажите, а можно пить воду из-под крана?

(нельзя, там микробы, поэтому может заболеть живот)

(приклеиваем капельку)

Пятая остановка - мойка

В: -Кто покажет нам шестую капельку?

В: -А как вы считаете, почему в мойке живет капелька?

(помощник воспитателя моет посуду, после того, как мы поели)

(приклеиваем капельку)

В: -Посмотрите, ребята, как много требуется воды для того, чтобы в группе всегда было чисто, чтобы нам с вами приятно было здесь находиться. Вот, Капитошка, сколько в нашей группе живет твоих сестричек капелек, которые приносят нам большую пользу.

В: -А сейчас садитесь на стульчики и послушайте, что я хочу вам сказать.

(садятся на стулья)

Итоги путешествия

В: -Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называют водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

К: -Ребята, давайте поиграем в мою любимую игру: "Ходят капельки по кругу".

В: -Хорошо. Я буду мамой тучкой, а вы будете капельками.

Игра "Ходят капельки по кругу"

игра -имитация круговорота воды в природе

(музыкальное сопровождение: дождь, ручей, река, океан, пузырьки)

В: -Ребята, какое природное явление мы увидели в нашей игре?

(круговорот воды в природе)

II. Опыты.

В: -Ребята, у меня в стакане вода.

- Скажите, что вы знаете о свойствах воды?

(жидкость, прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, замерзает - лед, нагревается - пар)

В: -Молодцы!

Опыт.

В: -Ребята, теперь посмотрите: перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: -Нет! В одной емкости вода чистая, а в другой грязная. Воду нужно пить чистую.

В: -Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее лист специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Д: -Вода стала чистой

В: -А что стало с нашей бумагой?

Д: -Она стала грязной

В: -Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить обитатели рек, морей и океанов?

Д: -В чистой.

Д\и - Игра - мяч. "Назови"

В: -А теперь поиграем в игру - назови обитателей морей, рек, озер.

В: (Показывает) У меня есть маленькая речка с чистой водой. Но чего-то в ней не хватает. Можете сказать, чего?

Д: -Не хватает рыбок.

В: -Давайте с вами сделаем рыбок для этой речки. Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.

Физкультминутка. "Рыбки".

видео -рыбки плещутся в воде

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняются волнообразные движения в воздухе.)

Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко" (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)).

А третья сказала: "Мне хочется спать!" (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит)0.

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями (дрожь)).

А пятая крикнула: "Здесь крокодил! (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот)).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают)).

В: -Присаживайтесь к столикам

III. Практическая часть

В: -У вас на столах есть картон, трафареты и карандаши. Обведите рыбок, дорисуйте фломастерами детали (чешуйка, глазки) и вырежьте готовых рыбок. Старайтесь все выполнять аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь воспитателя в ходе работы. Во время выполнения работы звучит музыка (шум дождя, прибоя). Готовых рыбок прикрепляют на панно - речку. (садятся)

Окончание игры (итог занятия, прощание, рефлексия)

В: -Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые. В такой воде рыбкам будет приятно плавать. Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, сделали красивых рыбок.

В: -Давайте еще раз скажем Каптошке, где у нас живут сестрички-капельки. (плакат с изображением, для чего и где нужна вода).

Плакат

В: -Где в нашей группе нужна вода?

Ответы детей. (показ плакатов)

В: -Молодцы! А теперь послушаем стихотворение.

С. Петров: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

На прите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Капитошка:  Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница - вода!

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной влагой. Только вы не забывайте о пользе воды и о бережном к ней отношении. (Вешает каждому ребенку капельку)

В: -Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного комплексного занятия с детьми младшего возраста по «ознакомлению с окружающим» «Маша и Саша»

конспект интегрированного комплексного занятия с детьми второй младней группы по Окружающему миру...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшу»

- дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички.            - вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем.          ...

Интегрированное комплексное занятие по развитию речи для педагогов ДОУ во второй младшей группе "Путешествие в сказку"

Интегрированное комплексное занятие по развитию речи для педагогов ДОУ во второй младшей группе "Путешествие в сказку"...

Конспект комплексно – интегрированного открытого занятия в старшей группе по теме: «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексно – интегрированного занятия в старшей группепо теме: «Путешествие в зимний лес»  Цели: закрепление знаний об изменении в природе зимой, ознакомление со свойствами воды в виде э...