НОД по познавательному развитию "Свойства воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Маравина Наталья Сергеевна

Занятие для педагогов средних общеобразовательных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Свойства воды".39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейского района

КОНСПЕКТ НОД

ОО «Познавательное развитие»

опытно-экспериментальная деятельность

Тема: «Свойства воды»

для детей средней группы общеразвивающей направленности

                                                Воспитатель: Маравина Н. С.

г.Ейск, 2017 г.

Программные задачи: 

Образовательные: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Рассказать о значении воды в нашей жизни. Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.

Развивающие: Развивать речь, мышление и любознательность детей

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и  теплой водой; клей-карандаш,  заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги   ф-А3, влажные салфетки, ноутбук.

Предшествующая работа: беседы о воде, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, разучивание стихов и потешек о воде.

Ход НОД:

- Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.

Играет музыка. (Дети ходят по кругу)

        Все на свете я полью, всех от жажды я спасу

        Пароходам без меня, ни туда и ни сюда

        Угадайте, кто же я? Я не камень, не песок,

        Мой сыночек ручеек, догадались вы, друзья,

        Как зовут меня? (Вода)

Ребёнок  читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?

 - Люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

- Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

- А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Игра «Вода хорошо – вода плохо»

1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?

2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);

3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.

4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?

- Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза:

- Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём.

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

- Вот какие мы чистые и красивые.

- Ой, ребята я забыла вам сказать, когда  я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её  главный  начальник по чистоте - Мойдодыр.

 Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.

"Полотенцем моют руки"

"Расчёской  вытираются"

"Зубной щёткой намыливают тело"

"Мылом причёсываются".

 -Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется,  Мойдодыр  всё перепутал.

-Давайте вместе попробуем разобраться:

-Полотенцем (что делают?)...

-Расчёской... - Зубной щёткой... - Мылом...

-Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

-А ешё он вам даёт советы:

 "Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею".

"Мойте руки и ноги перед сном каждый день".

"Мойте руки после игр, прогулки, туалета".

 - Будете выполнять советы Мойдодыра? ...Хорошо

Ребёнок читает стихотворение:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам! 

Экспериментальная деятельность:

- Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.

А сейчас возьмите в одну руку  пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

– Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.

-Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)

- Вода не имеет вкуса, она безвкусная. 

- Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

- Какого цвета молоко? (белого).

- Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).

- Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке.

- А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная. 

Воспитатель говорит, что вода  может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду.  

В: - Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?

 Д. - Ответы.

 В: - Вода - волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.

Подвижная игра «Капельки»

Все дети - капельки. Воспитатель – солнышко.

Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли,  соединились в ручейки  и побежали. Прибежали на свои места. 

В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?

 Д. -Ответы детей.

 В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.

 Д. -Дети проводят опыт.

Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает, она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть - вода просто она замерзла! 

В. - А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».

В. -Ребята, а из чего состоит вода?  

Д. - Из капелек.                                                            

В. - Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.

Физ. минутка

 Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

 Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

 Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

 Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя                              

 Раз присели, два привстали

 Руки кверху все подняли

 Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

 Вот и кончили играть.

А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.

Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.

В. - Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!

Дети подходят к центру воды и песка.

 В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше.  Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?

 Д.- (ответы) 

 В. - Правильно, потому, что вода  жидкая! Вытирайте ручки салфетками.

Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду.

-Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса.  Вода жидкая и может литься.

Итог:

- Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.

- Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Отзыв

Наименование мероприятия: организованная образовательная деятельность

Дата и место проведения мероприятия: 18.03.2015 г, МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

                                                                                                                             Образовательная область, тема ООД:  Познавательное развитие «Свойства воды».

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Маравина Наталья Сергеевна, воспитатель МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район.

Форма проведения вид: экспериментирование.

Возрастная группа участников: средняя группа.

Оценка выступления (актуальность, новизна, полнота раскрытия темы, использование современных педагогических технологий, практическая значимость, результативность проводимой работы)

Организованная образовательной деятельности проведена с детьми  средней группы в области познания с использованием  технологии исследовательской деятельности по теме «Свойства воды».

В процессе НОД дети обобщили знания о воде с помощью д/и «Вода хорошо - вода плохо», закрепили знания о свойствах воды с помощью опытов «Пустой - полный», «Какого цвета?», «Тепло - холодно». Использование педагогом исследовательской деятельности способствовала развитию творческого потенциала и познавательной активности у дошкольников, развитию самостоятельности и гибкости мышления. Наталья Сергеевна совместно с детьми организовала деятельность по решению задач путем экспериментирования, нацеливая на применение имеющихся знаний и приобретение новых, что является личностно-ориентированным подходом в обучении.

Используя технологию исследовательской деятельности, в процессе экспериментирования, дети учились мыслить, определять качественные характеристики воды, делать свои выводы и умозаключения. В ходе проведения ООД у детей пополнился и расширился словарный запас.

Представленный материал, признан актуальным и рекомендован, для использования педагогами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва______________________________________________________________________________________________________/_________________/

Отзыв

Наименование мероприятия: организованная образовательная деятельность

Дата и место проведения мероприятия: 18.03.2015 г, МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

                                                                                                                             Образовательная область, тема ООД:  Познавательное развитие «Свойства воды»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Маравина Наталья Сергеевна, воспитатель МДОУ ДСКВ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Форма проведения вид: экспериментирование.

Возрастная группа участников: средняя группа.

   Оценка  выступления (актуальность, новизна,  полнота раскрытия темы, использование современных педагогических  технологий, практическая значимость, результативность проводимой работы)

Данный материал актуален, так как поисково-познавательная деятельность играет огромную роль в развитии личности дошкольников, особенно, если она протекает в форме экспериментирования. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя. Технология исследовательской деятельности способствует повышению у дошкольников мотивации к самостоятельному познанию неизвестных явлений, объектов окружающего мира.

Наталья Сергеевна представила нашему вниманию организованную образовательную деятельность,  по познавательному развитию, по теме «Свойства воды». Педагог использовала современные образовательные технологии: здоровьесберегающие - подвижная игра, физкультминутки; социоигровые - Д/игра «Свойства воды»; экспериментирование - опыты «Пустой - полный», «Какого цвета?», «Тепло - холодно».

ООД проведено на высоком профессиональном уровне. Материал познавательно-исследовательской деятельности подобран грамотно, соответствует возрастным особенностям детей. Наталья Сергеевна, продемонстрировала  презентацию «История капельки», которая очень заинтересовала детей

Представленные материалы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва______________________________________________________________________________________________________/_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области познавательное развитие «Водичка-Водичка»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Авторский конспект по познавательному развитию «Вода. Круговорот воды в природе» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Задачи:Образовательные:  уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; познакомить с явлением круговорота воды в при...

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"

по познавательному развитию "Вода, вода! Кругом вода!"...

Познавательное развлечение "Вода - водичка" средняя группа

Познавательное развлечение «Вода - водичка»средняя группаЦель: сформировать интерес к воде.Задачи:- расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у ...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...