проектная деятельность с дошкольниками
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Матвеева Галина Викторовна

Проектный метод всё шире используют педагоги ДОО. Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение знанаий, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.

Предлагаю материал семинара-практикума для педагогов "проектная деятельность  в средней группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «В гостях у вилки»

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.

Сроки проведения: с 11 по 15 ноября.

Итоговое событие: презентация правил по сервировке стола.  

 Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе.

Цель детей: вернуть вилку (узнать как можно больше интересного о вилке).

Задачи проекта (лист 1)

Направления

Задачи

развития

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Физиче-

Развивать ловкость, ко-

Приучать к выпол-

ское

ординацию движений в подвижных играх

нению действий по сигналу

Социаль-

Воспитывать

Совершенствовать

Развивать творческое

но-коммуника-

тивное

самостоятельность и инициативность в орга- низации игр

навыки аккуратного приема пищи, умения правильно пользоваться

столовыми приборами.

Формировать игровые навыки для развития сюжетов игр:

«Семья», «Магазин посуды»

мышление и воображение через игры по системе ТРИЗ

«Теремок» (прием прямой аналогии), «А что было бы, если...» (прием фантастической гипотезы), «Представьте, что вы...» (прием эмпатии))

Познава- тельное

Воспитывать бережное отношение к используемым предметам

Формировать познавательный интерес

с помощью экспериментальной деятель-

ности

Расширять представления о многообразии вилок и их назначении.

Знакомить с правилами сервировки стола.

Развивать умение сравнивать предметы по величине

Художе-

ственно- эстетическое

Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное

отношение к созданным

сверстниками рисунками

Развивать творческие способности (оригинальность, необычность создаваемого изображения) в изобразительной деятельности через использование приемов ТРИЗ и РТВ

Формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции

Речевое

Воспитывать интерес к книгам

Развивать связную

(монологическую) речь через использование приемов ТРИЗ (эмпатию, фантастическую гипотезу)

Упражнять описывать

предмет на основе наглядного моделирования.

Обогащать и активизировать словарь детей на основе углу- бления знаний о столовых приборах

План изменения образовательной среды (лист 2)

Центр развития

Предметы деятельности

Готовят педагоги

Готовят дети или родители

Художественно-речевая деятельность

Иллюстрированные издания произведений К. Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр» (чтение произведений, рассматривание иллюстраций)

Детское сочинительство — сказки о столовых приборах с иллюстрациями (презентация ребенком сказки; составление сборника «С кем дружит вилка»)

Изобразительная деятельность

Пластмассовые вилки (использование нетрадиционного приема — отпечатки)

Шпажки, китайские палочки, вилки (для лимона, сельди, устриц, шпрот) — оформление выставки «Чудо-вилки»

Сюжетно-ро-левые игры

Иллюстрированные правила по сервировке стола (активизирующее общение). Иллюстрации с изображением различных вилок (рассматривание иллюстраций, обсуждение)

Детские наборы столовых приборов (подарки детям). Наборы кукольной посуды, корзиночки для столовых приборов, салфетки (атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Магазин посуды»)

Музыкальная деятельность

Плечики для одежды

Металлические вилки

Изобретение шумового инструмента «Вилкозвона» (ТРИЗ)

Игротека

Схемы с изображением столовых приборов и палочки Кюизенера (дидактическая игра «Собери вилку»)

Планирование образовательной деятельности (лист 3)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность

1

2

Пятница

Утро:

— в группе на месте столовых приборов исчезли вилки (поиск ответа на проблемную ситуацию);

— рассказывание сказки В. Слепкова «История од ной вилки»;

— активизирующее общение «Как появилась вилка?».

Прогулка:

— дидактические игры «Чудесный мешочек», «Маша-растеряша» (о замене функции потерянного предмета), «Цепочка слов», «Хорошо — плохо», «Теремок» (прием прямой аналогии).

Вечер:

— рассматривание иллюстраций в книгах о посуде, столовых приборах;

— дидактическая игра «Представьте, что вы вилка. Что вы чувствуете...» (прием эмпатии);

— беседа о столовых приборах, которые могут стать опасными при условии нарушения правил обращения с ними;

— сюжетно-ролевая игра «Ужин дома»

Речевая:

 — составление описательного рассказа по теме «Моя вилка» на

основе наглядного моделирования;

— чтение стихотворений, загадок о столовых приборах;

— рассматривание иллюстраций с вилками;

— составление описательного рассказа в определенной последовательности;

— игра «А что было бы, если бы вилка сама могла выбирать себе хозяина, кого бы она выбрала?» (прием фан- тастической гипотезы)

Понедельник

Утро:

Познавательно-исследовательская:

— отгадывание загадок и чтение стихотворений о

столовых приборах;

— экспериментирование «Исследование свойств металла»;

— дежурство по столовой «Учимся правильно сервировать стол».

Прогулка:

— игровое упражнение по развитию мелкой моторики рук «Составь вилку» из природного материала.

Вечер:

— сюжетно-ролевая игра «Открытие магазина посуды»;

— организация хозяйственно-бытового труда «Помоем кукольную посуду»

— экспериментирование «Чем удобнее есть?» (китайскими палочками, шпажкой, вилкой);

— рассматривание выставки вилок;

— обсуждение (удобства данных предметов по назначению);

— непосредственное апробирование шпажек, китайских палочек, вилок;

— выводы, умозаключения (удобнее есть  вилкой)

Вторник

Утро:

— игровые упражнения «Я считаю до пяти», «Найди отличия»;

— доступная для рассматривания выставка вилок;

— для игры с палочками Кюизенера предложены схемы с изображением столовых приборов. Прогулка:

физкультминутка «Вилка — это вилка...»;

«час» двигательного творчества (эстафеты «Чья
команда быстрее и правильнее сервирует стол»,
«Кто быстрее нарисует вилкой дорогу к домику»).
Вечер:

сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды: распродажа столовых приборов» (возвращение вилок в группу);

— презентация правил по сервировке стола;

— изодеятельность «Ковер в детской комнате» (отпечатки)

Изобразительная:

— «Дорисуй след от вилки...»;

— беседа «Кто оставил след?»;

— опытная проверка (направление следа);

— дорисовывание;

— обсуждение полученных   рисунков, на что похожи?

    Проектный метод все шире используют педагоги ДОО.  Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и  способы достижения цели, использование разных видов детской
деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Метод проекта обучает педагогов целеполаганию, планированию воспитательно- образовательной работы системно, логично, комплексно.

Возможности использования проектной деятельности при организации жизнедеятельности детей достаточно широки. Метод проектов  всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы. Исходя из особенностей дошкольного возраста (наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление), результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Поэтому и темы проектов должны быть  близки, понятны детям. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Этап проектов достаточно подробно описаны в литературе. Многие педагоги и целые педагогические коллективы используют эту технологи в работе и охотно делятся своим опытом. Но «белые пятна» остаются: и хотелось бы привлечь к ним внимание педагогов.

Существует много определений проекта. Но если мы говорим проекте для детей дошкольного возраста, то наиболее содержательным  кажется определение, данное в книге «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения» (Авт.-сост. Л.С. Киселева др.). «Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная  для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения  ребенком окружающей среды».

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определяем тему проекта

Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют календарный праздник, называя его событием.

Но событие не единственный источник темы. В качестве других  темообразующих  факторов могут выступать заинтересованность детей объектом или явлением (динозавры, игрушки, герои мультсериалов и т.п.); вопросы детей (Почему..? Кто самый..? Как сделать..?); традиции детского сада или социального окружения (день радости, неделя спортивных игр, театральный фестиваль, клумба  выпускников, день города и т.п.); изменения в природе или ближайшем окружении (листопад, прилет птиц, открытие фонтана и т.п.).

Предварительно определившись с темой, важно представить её детям, а еще лучше сформулировать вместе в эмоционально-образной форме. Деятельность будет продуктивнее, если в теме уже определен ее характер («Листья кленовые, листья дубовые! Делать картины из вас будем новые», «Птиц изучаем — зимой выжить помогаем», «Баранки выпекаем — маму угощаем», «Всех в кафе мы приглашаем, от души всех угощаем», «Если мы в поход пойдем — много нового найдем», «У меня семья большая. Я о ней так много знаю» и т.п.).

При формулировке темы и определении сроков важно учитывать н возрастные особенности детей разных возрастных групп детского сада. Так если для воспитанников 6—7 лет актуальна тема «Мы уже не малыши, скоро в школу поспешим», то для малышей 3—4 лет — «Погремушки оставляем, в игры новые играем».

При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации. Если мы (дети и взрослые), например, хотели научиться печь баранки, то результат: научились, а форма презентации — чаепитие с родителями, презентация книги рецептов и т.п.

С чего начать?

Важно, как начать проект, как заинтересовать детей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый? Что лежит в основе мотивации? Частично ответ на этот вопрос мы нашли в исследованиях С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой и рекомендациях к программе «Радуга». Авторы выделяют три типа мотивации:

  • исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам реальным и вымышленным. Это игровая мотивация;
  • мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, сортировать пособия в разные «домики»,  убираться в группе);
  • мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребенку — поделка для игры, атрибут к костюму, доска для игры в шашки, подарок для мамы).

Таким образом, возвращаясь к теме проекта, в самом его начале должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.

  Главное, в самом начале проекта должно произойти что-то, побуждающее детей к дальнейшей деятельности (искать, выяснять, пробовать, спрашивать, проверять, выбирать). Принимают участие в создании такой ситуации все участники воспитательно-образовательного процесса. Конечно, воспитателю проще и привычнее делать всё самому, но интереснее (в первую очередь для детей) и продуктивнее (для всех субъектов образовательного процесса), если в процесс вовлекаются разные участники. Тем самым мы решаем проблему

отчужденности и изолированности дошкольного воспитания и создаем условия для позитивной социализации воспитанников, роста родительской компетентности, что в конечном итоге свидетельствует о профессионализме педагога.

Планируем вместе

На следующем этапе дети вместе с воспитателем (при посильном участии членов семьи) составляют план действий:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, родителям, старшему брату);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы (принадлежности, оборудование) использовать;
  • что нужно сделать в первую очередь;

—        с какими предметами научиться работать для достижения цели.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для планирования
 работы по теме проекта можно использовать вопросы, предложенные авторами программы «Сообщество»: «Что мы об этом знаем?», «Что хотим узнать?», «Как будем узнавать?» (или «Что нужно сделать, чтобы узнать?»).

 На этом этапе в соответствии особенностями детей каждой возрастной группы планируются образовательные задачи, которые можно решить в рамках сформулированной темы. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, родителей воспитанников и при необходимости социальных партнеров.

Реализация задуманного

В рамках каждого проекта решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной их деятельности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности (особенно игра) связаны с темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создают условия, в которых дети могут применить свои знания в деятельности.

Содержание организованной деятельности находит отражение и продолжение в оформлении группы и центрах развития. Этому способствует и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с темой и при активном участии детей и родителей.

Необходимо помнить, что проектная деятельность характеризуется наличием партнерских позиции и формы организации, изменением образовательной среды (при активном и деятельном участии детей и членов семей).

Кроме того, необходимо помнить, что знания приобретаются через глаза, уши, а главное — через руки и деятельность (науки потому и называются естественными, что в их основе лежат эксперимент, опыт, деятельность). Поэтому при планировании продуктивной деятельности необходимо продумывать варианты дальнейшего использования полученных «продуктов». Где могут пригодиться раскрашенные кленовые листья? Да ведь с ними можно танцевать рассыпать по ковру, и собирать, считать, сделать красочную гирлянду для украшения музыкального зала к празднику!

Реализуя вместе с детьми намеченный план деятельности, важно  максимально использовать разные органы чувств, т.е. продумать, какие игры, упражнения, задания, вопросы можно использовать по ходу  проекта. Например, тема проекта «Осень милую встречаю, урожай я собираю»: «Угадай на вкус» (овощи и фрукты или по-разному приготовленный овощ (сырой, вареный, тушеный, соленый, квашеный). «Узнай по описанию (на ощупь, по запаху)»; отгадывание или придумывание загадок, в основе которых лежат описания с опорой на различные анализаторы и т.п.

Не менее важно опираться на личный опыт ребенка и возможности ближайшего окружения: «Найти осень по дороге в детский сад» (продают овощи с машин; убирают листву, люди в куртках: идет дождь» и т.п.); «Где дома можно увидеть "следы" осени» (мне купили новые резиновые сапоги; мы с мамой убрали летнюю обувь, достали осеннюю; бабушка вернулась с дачи; дома пахнет яблоками; мама готовит кабачки на ужин; папа принес банки из гаража и т.п.). Благодаря такому подходу ребенок не просто воспринимает готовую информацию, чего явно недостаточно для его развития (несмотря на разнообразие форм — речь взрослых, картинки, песни, стихи), а учится сам наблюдать, сравнивать, искать, опираясь в первую очередь на «инструменты», которыми он обладает с рождения, но, к сожалению, не всегда умеет использовать в полном объеме (слух, обоняние, зрение и др.).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников»

 Семинар-практикум

Проектная деятельность

(на примере  средней группы)

Составила:

 Старший воспитатель

Матвеева Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность старших дошкольников

проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность старших дошкольников в условиях ДОУ "Ёлочка, живи!"

Данный проект позволяет в условиях  воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели.Познакомить детей с жизн...

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»

В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...

Познавательно - проектная деятельность старших дошкольников через ознакомление с экологией: «Огород на подоконнике».

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....

Проектная деятельность с дошкольниками "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."

Презентация результатов краткосрочного проекта с детьми раннего возраста "Как на масляной неделе из трубы блины летели..."...