Современный методический комплекс ДО (сопровождение интеллектуальной деятельности дошкольников)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Запорожцева Наталья Геннадьевна

Цель:  реализация деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у  дошкольников

помощь педагогам в организации образовательной деятельности по предоставлению  дошкольникам научных знаний

Задачи: развитие природной потребности ребенка в познании, в совершенствовании его исследовательских способностей

Организация работы педагогического коллектива по всем возрастным ступеням дошкольного возраста  с целью развития научного и критического мышления у дошкольников

Новизна и практическая значимость

Содержание комплекса  посвящено в основном, одному  направлению педагогической деятельности  - познавательно-речевому.

Материалы

o   Направлены на достижение целей развития у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития через решения следующих задач: развитие познавательско-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

o   Предполагают приобретение детьми интегративных качеств: любознательность, активность, способность самостоятельно действовать; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.programmno-metod_kompleks.docx566.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение интеллектуальной деятельности дошкольников

Формирование культуры мышления и познания у дошкольников

Желание исследовать окружающий мир, превратить его в опытное поле и исследовательскую лабораторию свойственно человеку на протяжении всей его жизни, начиная с детских лет. Ребенок желает все пощупать, попробовать на вкус, разобрать, в конце концов, сломать, и всё  только потому, что он занят процессом познания, освоения мира, который является его творческой лабораторией, его опытным полем, полигоном для тренировки сил и задатков, которые разовьются в способности. Помочь разобраться в этом сложном мире, научить дифференцировать получаемую информацию, адекватно понимать поставленные задачи, логически мыслить, делать самостоятельные шаги в выведении закономерностей – важнейшие задачи современного педагога.

Вопрос о необходимости развивать научное, критическое мышление у детей, культивирования у них исследовательских способностей ставился педагогикой и философией давно.

Философы и мыслители древности и современности отмечали важным для человека умение самостоятельно мыслить. Это Гераклит, Квинтилиан, Сократ, Рабле, Коменский, Бэкон, Дьюи, Штайнер,  Белинский, Ушинский, Сухомлинский и др.

Идеи исследовательского обучения тесно сопряжены с концепцией «свободного воспитания» детей. Ж.-Ж. Руссо полагал, что ребенок должен находиться в позиции исследователя, а не получать готовую информацию, т.к. это уже насилие над его природой. Этот мыслитель считал, что знакомство с наукой и научными исследованиями можно и нужно начинать с детства, тем более, что детям свойственна тяга к экспериментированию.

В настоящее время интерес представляет разработанная программа и методика исследовательского обучения А.И. Савенкова, рассчитанная на старших дошкольников и младших школьников. Главной задачей исследовательской деятельности он видит в развитии природной потребности ребёнка в познании, в совершенствовании его исследовательских способностей. Программа деятельности включает в себя три подпрограммы:  

  - исследовательская практика,

- тренинг исследовательских способностей,

- мониторинг исследовательской и проектной деятельности детей.

Под исследовательской практикой понимается проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими собственных творческих проектов.

Среди тем, выбираемых детьми, встречаются самые разные: естественно-научные, технические, гуманитарные. И педагогу следует помочь ребенку в выборе направления исследования, определить наличие необходимых средств и материалов для предстоящей работы, источники информации.

Но также все разнообразие тем для проведения  исследования можно объединить в три группы:

- фантастические (ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений);

- эмпирические (связанные с практикой и предполагающие проведение собственных экспериментов);

- теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов).

Одним из методов активизации исследовательской деятельности является разработка А.И. Савенкова «Экспресс-исследование», которое предполагает длительное изучение детьми определенной проблемы по предложенной педагогом тематике. Например, выяснить, «Почему светит Солнце», «Что такое снег», «Какие деревья произрастают в нашей стране» и т.д. Детям предлагается задуматься об источниках информации (собственные размышления, родители, взрослые, книги-энциклопедии, Интернет или др.) и аккуратно собирать ее по информационным разделам. В дальнейшем предлагается сделать доклад.

Методика проведения детского исследования включает следующие шаги:

  1. Подумать самостоятельно
  2. Спросить у других
  3. Посмотреть в книгах
  4. Познакомиться с видеопродукцией по проблеме исследования
  5. Интернет
  6. Собственные наблюдения
  7. Проведение эксперимента
  8. Расчёты

Тренинг исследовательских способностей заключается в целенаправленной работе педагога по обучению детей следующим навыкам: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать предположения, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, готовить тексты собственных докладов, объяснять и защищать свои идеи.

Мониторинг исследовательской и проектной деятельности предполагает  диагностику познавательных способностей дошкольника, его познавательных интересов, защиту исследовательских и творческих проектов.

Роль педагога – ведущая, он является организатором, консультантом, но у ребенка должно оставаться ощущение, что выбор темы исследования, способов его осуществления выбраны им самостоятельно, именно он – исследователь, интерпретатор. Очень важна постоянная подпитка мотивации детей к исследовательской деятельности.

Целесообразным будет показ педагогом чего-либо интересного (опыта) или рассказ, содержащий какое-либо противоречие, которое заставит ребенка задуматься и пробудит желание узнать что-то новое.

Широту интересов у ребенка необходимо поддерживать, развивать через наблюдения, любопытство, т.к. она является исходным моментом важных творческих операций.

В дальнейшем любопытство трансформируется в такую желаемую черту, как любознательность, которая, в свою очередь, перерастет в познавательную активность.

Наши педагоги проводят занятия с детьми с целью познакомить их с окружающим миром, активизировать их познавательную активность

В ходе эксперимента нами были разработаны модули педагогического управления процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников.

Модули

Задачи

Диагностический

- определить исходный уровень интеллектуального развития ребенка; определить сферу интересов дошкольников; выявить качества личности, необходимые для достижения успеха; выявить уровень коммуникативной культуры дошкольников; определить степень мотивации познавательной и исследовательской деятельности детей.

Мотивационный

- обеспечить условия внутреннего принятия дошкольниками ценности исследовательской и познавательной деятельности как условия их интеллектуального развития и личностного самосовершенствования.

Ценностно-ориентирующий

- сформировать у дошкольников представление об исследовательской деятельности, о значении познавательной и самостоятельной исследовательской практики в личностном самосовершенствовании.

Организационно-деятельностный

- определить цель предстоящей работы;

- уточнение программы исследования;

- подготовка педагогов и психологов к индивидуальной работе по применению новых методов и методик воспитания культуры мышления и познания у детей дошкольного возраста;

- распределение обязанностей участников эксперимента;

- учет и оценка возможностей педагогов-воспитателей в составлении экспериментальных, авторских учебных программ;

- работа по созданию комплекта психодиагностических методик, ориентированных на выявление уровней когнитивного и психосоциального развития ребенка;

- разработка и экспериментальная проверка системы воспитания культуры мышления и познания у дошкольников.

Операционально-деятельностный

- осуществить работу по развитию культуры мышления и познания у дошкольников.

Аналитический

- проанализировать успешность проведенной работы по развитию культуры мышления и познания у дошкольников.

Рефлексивный

- создать условия для самоанализа результатов деятельности и диагностики для каждого участника экспериментальной деятельности.

Также мы разработали деятельностную модель педагогического управления процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников в образовательной работе детского сада №519 САО г.Москвы. В ней имеются следующие структурные компоненты:

  1. Диагностика актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников.
  2. Анализ результатов диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников.
  3. Целеполагание и планирование работы по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников.
  4. Реализация деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников и получение продукта-результата.
  5. Проведение анализа деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников.
  6. Диагностика уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников.
  7. Анализ результатов деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников, коррекция и постановка новых задач.

Деятельностная модель педагогического управления процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников в образовательной работе детского сада №519 САО г.Москвы

Диагностика актуального уровня интеллектуального развития и творческих

способностей дошкольников

Актуальный уровень интеллекту-ального развития ребенка

Сфера интересов

Умение решать логические задачи

Нестандарт-ный подход к решению простых проблем

Творческий подход к деятельности

Коммуника-тивная культура

Мотивация познаватель-ной деятельности

Анализ результатов диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников

Целеполагание и планирование работы по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников

Разработ-ка этапов решения задач

Условия прове-дения работы

Определение форм работы по развитию культуры мышления и познания дошкольни-ков

Выбор средств и методов развития культуры мышления и познания дошколь-ников

Показатели достижения цели

Определение времени, форм и методов контроля за процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников

Реализация деят-ти по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников и получение продукта-результата

Проведение анализа деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников

Диагностика уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошкольников

Анализ результатов деят-ти по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников, коррекция и постановка новых задач



Содержание деятельности по педагогическому управления процессом развития культуры мышления и познания у дошкольников

В Д\с №519 САО г.Москвы

Диагностика актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов.

Анализ результатов диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов.

Целеполагание и планирование работы по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошк-ов.

Реализация деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников и получение продукта-результата.

Проведение анализа деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников.

Диагностика уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов.

Анализ результатов деятельности по управлению процессом развития культуры мышления и познания у старших дошкольников, коррекция и постановка новых задач.

Задачи:

- определить актуальный уровень интеллектуального развития ребенка; сферу интересов; умение решать логические задачи; нестандартный подход к решению простых проблем; творческий подход к деятельности; коммуникативная культура; мотивация познавательной деятельности.

.

Задачи:

- проанализировать результаты проведенной диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов.

Задачи:

- разработать этапы решения задач;

- обеспечить условия внутреннего принятия детьми цели будущей работы;

- разработать условия проведения работы,

- определить показатели достижения цели,

- рассмотреть формы работы,

- определить ср-ва и методы,

- разработать  этапы реш. задач;

- определить время, формы и методы контроля за процессом.

Задача:

 - осуществить работу по воспитанию культуры мышления и познания дошкольников.  

 

Задача:

- проанализи-ровать успешность проведенной работы.

Задачи:

- определить актуальный уровень интеллектуального развития ребенка; сферу интересов; умение решать логические задачи; нестандартный подход к решению простых проблем; творческий подход к деятельности; коммуникативная культура; мотивация познавательной деятельности.

.

Задачи:

- проанализировать результаты проведенной диагностики актуального уровня интеллектуального развития и творческих способностей дошк-ов.

Методы:

наблюдение, беседа, анализ творческих работ.

Средства:

воспитывающие ситуации, диспут, дискуссия, худож.лит-ра, телевидение, мероприятия, коллект. дела, учение, труд, игра

Методы:

Обобщение, работа с документацией и продуктами деятельности детей.

Методы:

объяснение, рассказ, пример, убеждение, беседа, диспут.

 

Средства:

учение, труд, игра.

Методы:

воспитывающие ситуации, объяснение, рассказ, пример, подражание, беседа, убеждение, дискуссия, диспут, упражнение, игры, соревнования, ситуации успеха, театрализация, поощрение, контроль.

Средства:

худож.лит-ра, телевидение, мероприятия, коллект. дела, детский коллектив, обществ.мнение, учение, труд, игра.

Методы:

беседа, дискуссия, диспут.

Средства:

мероприятия, коллект. дела, детский

коллектив, обществ.

мнение, учение, труд, игра.

Методы:

наблюдение, беседа, анализ творческих работ.

Средства:

воспитывающие ситуации, диспут, дискуссия, худож.лит-ра, телевидение, мероприятия, коллективные. дела, учение, труд, игра

Методы:

Обобщение, работа с документацией и продуктами деятельности детей.


Концепция воспитательно-образовательной деятельности

Воспитательно-образовательная работа  ориентирована на разработку педагогической модели содержания, форм организации, методов и средств исследовательской и проектной деятельности как фактора когнитивного и психосоциального развития ребенка. Программа исследовательского и проектного обучения в современном детском саду должна включать в себя три компонента, которые мы условно называем: «исследовательская практика», «тренинг исследовательских способностей», «мониторинг исследовательской деятельности воспитанников».

Исследовательская и проектная деятельность как средство когнитивного и психосоциального развития личности ребенка дошкольного возраста будет эффективна при следующих педагогических условиях:

  • 1. в образовательной программе в качестве самостоятельной будет присутствовать задача использования исследовательской и проектной деятельности как средства когнитивного и психосоциального развития;
  • 2. будет действовать специально разработанная модель обогащения содержания образования в детском саду исследовательской и проектной образовательными технологиями;
  • 3. будут разработаны и внедрены в программу детского сада наряду с традиционными, оригинальные формы организации исследовательской и проектной деятельности;
  • 4. в исследовательской и проектной деятельности детей будут использованы методы, акцентирующие внимание педагогов на когнитивном и психосоциальном развитии;
  • 5. при разработке образовательной программы детского сада будут учтены возможности новейших средств обучения;
  • 6. все участники образовательного процесса (педагоги, психологи, родители) будут иметь психодиагностический инструментарий, позволяющий адекватно оценить уровень когнитивного и психосоциального развития.

Предполагаемые результаты:

В итоге реализации проекта предполагается:

  • разработать авторский вариант концепции использования исследовательской и проектной деятельности как фактора когнитивного и психосоциального развития ребенка дошкольного возраста;
  • разработать общую концепцию «обогащения» традиционного содержания образования путем использования исследовательских и проектных методов обучения;
  • разработать и провести экспериментальную проверку общей схемы организации исследовательской и проектной деятельности в детском саду, определить степень эффективности её отдельных форм;
  • провести адаптацию к новым  условиям традиционных и разработать новые методы и приемы учебно-исследовательской и проектной деятельности детей;  
  • выработать новые походы к организации и содержанию образовательной работы с детьми, ориентированной на использование исследовательских проектных методов обучения детей

Для проведения  всей этой работы педагогический и детский коллективы необходимо подготовить, а именно:

  • оценить профессиональные умения воспитателя: анкета для изучения состояния организации детского экспериментирования, карта анализа занятия (приложение№1);
  • оценить предметно-развивающую среду группы: карта анализа предметно-развивающей среды (приложение№2);
  • обследование уровня развития познавательной активности детей : методика "Древо желаний" В.С. Юркевич (приложение №3);
  • провести необходимые консультации и семинары для педагогов,  информационные памятки (приложение №12-14 );
  • подготовить необходимую  наглядную информацию для родителей (приложение№4-10)
  • Организация конкурсов «Знай-ка», «Маленький исследователь»(приложения 15-16)
  • Организация работы с младшим дошкольным возрастом (презентация приложени№17)
  • организация занятий дошкольников по  научным направлениям:  знакомство с науками анатомией, географией, историей, химией, физикой, биологией, психологией  (приложение 18-21)

Занятия носят комплексный характер и очень часто на них используются электронные презентации изучаемого материала. Показ слайдов проходит на большом экране, что оставляет яркие впечатления у детей, способствует запоминанию материала

Сопровождение интеллектуальной деятельности дошкольников

  • Организованная образовательная деятельность (занятия)
  • Наблюдения, беседы и выводы
  • Опыты, экспериментальная деятельность
  • Педагогические тренинги
  • Конкурсы
  • Тематические недели

Интересная форма организации исследовательской деятельности детей – это проведение Недели науки в детском саду.

  Желание исследовать окружающий мир, превратить его в опытное поле и исследовательскую лабораторию свойственно человеку, начиная с детских лет. Еще Дж. Дьюи, американский философ и педагог выделял инстинкты детей, на которые следует опираться педагогу в их обучении, среди которых: инстинкт делания, творческий инстинкт и исследовательский инстинкт. К этому же склонялись гуманисты прошлого (Ж.-Ж. Руссо и др.), говоря о том, что ребенок должен находиться в позиции исследователя. Знакомство ребенка с наукой и научными исследованиями можно и нужно начинать с раннего возраста, тем более, что это ему свойственно. Детям близки занятия экспериментальной физикой, относящейся к самосохранению, естественными науками (отчего идет дождь, почему зимой вода в реке замерзает, почему у растений зеленый цвет и т.д.). Так считали В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

Детский сад №519 каждый год проводит  неделю науки в рамках эксперимента «Воспитание культуры мышления у дошкольников».

На «Неделе науки» с дошкольниками проводятся различные занятия по научным направлениям; организовываются конкурсы, проводятся беседы, наблюдения, на основании которых делаются выводы; осуществляются эксперименты и опыты, а также для педагогов организовывались педагогические тренинги. Ребята знакомились с различными научными направлениями:

           Научные направления

естественные  (астрономия, биология, география, геология, океанология, химия, физика)

технические (кораблестроение, космонавтика, механика, электротехника, материаловедение)

общественные (история, психология)

Формальные

(математика, логика, информатика)

Предлагаем 3 варианта проведения Недели науки:

1.Неделя науки в детском саду №519

Девиз: «Наука зажигает воображение!»

Дата

Мероприятия

1-й день

.

Торжественное открытие «Недели науки» - «Наука зажигает воображение!»

Познавательное занятие-досуг «Созвездие Северного полушария» (передвижной планетарий)

Развивающее занятие «Путешествие паучка»

2-й день

Познавательное занятие-развлечение «Детективная наука» (2мл)

Познавательное занятие-проект «В мире металла» (подг.гр)

3-й день

Интегрированное занятие «В мире мифов» (ст, подг)

4-й день

Интеллектуальный конкурс «Знай-ка»

Экологическая сказка «Ручеек» (ст.гр)

Тренинг мышления для педагогов – семинар-практикум

5-й день

Тренинг «Путешествие в мир эмоций» (ст гр)

Знакомство детей с миом звуков, их свойствами – «Изучение звуков»

6-й день

Конкурс «Маленький исследователь»

Участие в окружном семинаре «Взаимосвязь различных аспектов, методов и средств в интеллектуальном развитии детей»

7-й день

Закрытие «Недели науки»

2.Неделя науки в ГОУ д/с №519

Девиз: «Всё интересно то, что неизвестно»

Дата

Мероприятия

Ответственные

1-день

Торжественное открытие «Недели науки»  - «Всё интересно то, что неизвестно!» знакомство с науками физикой и химией

Конкурс «Знай-ка»

Ст. воспитатель воспитатели групп

2-й день

Конкурс «Маленький исследователь»

Знакомство малышей с наукой физикой «Зимние опыты с водой»  (занятие со 2 младшей группой на прогулке)

Воспитатели 2-й мл. гр

3-й день

Знакомство с наукой анатомией «Мой умный носик» (средняя группа)

Знакомство с наукой астрономией «Солнышкина семья» (средняя группа)

Знакомство с наукой физикой «Свойства воды» (средняя группа)

Воспитатели средних групп

4-й день

Знакомство с наукой физикой «Воздух и вода» (старшая группа)

Знакомство с наукой географией «Путешественники и первооткрыватели» (подготовительная группа)

Воспитатели старшей и подготовительной группы

5-й день

Знакомство с наукой биологией «Зимние гости» (подготовительная группа №11) «Земноводные»  (подг. гр.)

Воспитатели подготовительных групп

6-й день

Закрытие недели науки: Фото отчеты для родителей, награждение активных участников «Недели науки»

Ст. воспитатель, воспитатели групп

3.Неделя науки в ГОУ д/с №519

Девиз: «Хочу всё знать!»

Дата

Мероприятия

Ответственные

1-день

Торжественное открытие «Недели науки»  - «Надо в наш научный век все на свете знать!» Конкурс «Маленький исследователь»

Ст. воспитатель воспитатели групп

2-й день

Конкурс «Знай-ка»»

Знакомство малышей с наукой физикой: 1. «Прятки-игры с водой»  (занятие со 2 младшей группой),2.»Освобождение ягод из ледяного плена»

Воспитатели 2-й мл. гр

3-й день

Знакомство с наукой химией, экологией «Лимон» (старшая группа №9 в гостях у старшей группы № 10)

Знакомство с наукой анатомией «Язычок»» (2младшая группа)

Воспитатели старших групп, воспитатель младшей группы

4-й день

Знакомство с наукой географией  и химией «Материки земного шара, вулканы»(старшая группа№10 в гостях у старшей группы № 9)

Воспитатели старшей

5-й день

Знакомство с наукой анатомией «Как мы дышим»(старшая группа №9 в гостях у старшей группы № 6)

Воспитатели старших групп

6-й день

Знакомство с наукой физикой «Волшебная вода» (средняя группа)

Знакомство с наукой историей «Волшебные листья и ягоды» (хохлома для подготовишек, использование ТСО)

Воспитатели средних групп

Воспитатель подготовительной группы

6-й день

Закрытие недели науки: Фото репортажи для родителей в виде газет и буклетов,  награждение активных участников «Недели науки»

Ст. воспитатель, воспитатели групп

«Неделя науки» открывается праздничным мероприятием, на котором  детей знакомят с особой сферой человеческой деятельности - наукой: ее структурными, функциональными компонентами, методами (цель, объект, предмет, анализ, обобщение, передача и использование достоверных сведений, построение  новых или улучшение существующих теорий, прогнозирование их развития).

В первый день «Недели науки» дети отгадывают загадки:

Стоит на крыше верхолаз

 И ловит новости для нас.

(Антенна)

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)

Без разгона в высь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский …
(Вертолёт)

Мне загадку загадали
Это что за чудеса?
Руль, седло и 2 педали
Два большущих колеса.
У загадки есть ответ
Это мой …
(Велосипед)

Надрывается, поёт,
Спать засоням не даёт.
(
Будильник)

Читают стихи:

CIMG0071

Тайны созданья, загадки природы

Людей волновали, манили всегда

Разум и воля сподвигли народы

Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:

Сеченов, Павлов, плеяда врачей!

Сотни сердец бьются в такт с медициной,

И свет их горит, словно пламя свечей.

Для Родины нашей в нелегкое время

Должны мы продолжить ответственный путь.

Наука- это не тяжкое бремя,

Наука – соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,

Волнений, исканий, открытий – не счесть!

Науке себя посветить без сомнений

И вклад привнести – для каждого честь!

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!                 Заберется на чердак                 Он считает, что от дум        

Он сидит угрюмый,                         Или мчится, вот чудак,        У него мужает ум.

Сам себе твердит он так:                 В дальний угол сада;        А Маруся, ей пять лет,

"Думай, Вовка, думай!"                 Сам себе твердит он так:        Просит Вовку дать совет

                                        "Думать, думать надо!"        И сказать: во сколько дней        

                                                                        Ум становится умней?

ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ?

Я думаю о том:

Умеют думать звери?                 

Вот, шевельнув хвостом,                 Есть мысли у телят?

Котенок входит в двери,                 Я видел, как телята

Он думает о том,                        Хвостами шевелят                Я думаю про птиц:

Что будет с ним потом?                И вдаль глядят куда-то.         Должны подумать птицы,

                                        Бывают у собак                Куда им полететь

Нерадостные мысли.        И где им приютиться,        

Задумается пес –                Должны, в конце концов,                И уши вниз повисли.        Подумать про птенцов!

                                                                        Я бабушку спросил: -

                                                                        Умеют думать звери ? –                                                                                 Она сказала: - Нет! –

Но я еще проверю.

Торжественное открытие начинаем с показа научных опытов, которые проводит старший воспитатель. Например, «Паинька и ванька-встанька», «Послушное и непослушное яйцо», «Вареное или сырое?» (действия с куриным яйцом), «Танцующая фольга» (эксперименты со статическим напряжением), «Вдвоем веселее» -

занимательные опыты для детейраскручивание за веревочки одновременно двух картинок, отчего кажется, что изображения помещены на одном рисунке), «Висит без веревки» (эксперименты с густым раствором соли, огнем и ниткой),

фокусы для детей

эксперименты с водой и различными химическими соединениями, придающими ей различные цветовые оттенки и другие занимательные опыты (Том Тит "Научные забавы"). 

CIMG0079

                Химические опыты: шарик наполнился углекислым газом, который получился при смешивании щелочного раствора и кислоты

CIMG0099

CIMG0107

Наши будущие ученые показывают  свой         первый        

Физический опыт с эффектом оптического         обмана.

Конкурсы «Знай-ка» «Маленький Исследователь» являются апофеозом всей экспериментальной работы детского сада «Воспитание культуры мышления у дошкольников». На конкурсе дети представляют свои исследовательские работы, которые готовят на такие темы, которые им интересны («Мое хобби», «Летательные аппараты», «Как появляется лягушка», «Мир аквариума», «Чем моя кошка отличается от других» и др.). Дети с удовольствием участвуют в защите своих работ.

 При первичном знакомстве дошкольников с науками  происходит  формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы предпосылки успешного овладения дошкольниками   определенными знаниями, умениями, навыками. Мы также обратили внимание, что дети проявляют себя по разному: одни из них хорошо умеют рассуждать, другие обращают на себя внимание сообразительностью в практических вопросах; другим легко удается обнаруживать ошибки и неправильности, придумывать что-нибудь новое, изобретать, т.д. При этом у ребенка могут одновременно обнаруживаться весьма разные умственные  качества.

    Таким образом, благодаря всем этим мероприятиям  ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений,  зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире, повышая, тем самым, уровень своего развития, в том числе, его готовность к обучению в школе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет п...

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.  Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.  Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....

Презентация "Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников"

В презентации  раскрывается понятие педагогического сопровождения игровой деятельности, принципы организации игры, содержание педагогического взаимодействия и сопровождение игровой деятельн...

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Основные важные аспекты игровой деятельность. Для чего она нужна? Как развить у дошкольника интерес к игре. как сделать игру более разностороннней и продолжительной. все это в данной статье....

«Использование современных педагогических технологий для развития интеллектуальных способностей дошкольников»

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов...