Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
статья на тему

Белова Татьяна Владимировна

Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.  Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»

«Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель

Белова Т.В.

Тюльган, 2018г.

Тема игры является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Однако игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования, заменяется на другие виды деятельности (продуктивную, экспериментальную). Одной из причин вытеснения игры из дошкольного детства является несформированность игровых умений дошкольников.

Детская игра –  это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Игра признается ведущим для развития ребенка-дошкольника видом деятельности. В то же время ни один вид деятельности детей в детском саду не вызывает столько трудностей в организации, сколько игра.

Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных ситуаций преодолеет малыш играя, - в значительной степени зависит от взрослых. Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций.  Игра — самый консервативный и при этом самый изменчивый вид детской деятельности. Дети, поколение за поколением, играют в одни и те же игры, однако игра претерпевает изменения, обусловленные изменением мира детства, современной биокультурой ситуацией, инновациями в дошкольном образовании.

В педагогике и психологии игру традиционно определяли видом детской деятельности, в которой осуществляется активное взаимодействие ребенка с внешним миром.

В современном детском саду игра выступает в разных формах:

•        как спонтанная деятельность детей, требующая поддержки

•        как свободная самостоятельная деятельность ребенка;

•        как деятельность, организуемая педагогом в целях социализации ребенка и решения образовательных задач.

Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования признает право ребенка на спонтанную игру в условиях детского сада.

Спонтанные игры могут возникать под влиянием факторов, которые оказывают сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу ребенка дошкольного возраста (детские, а часто и взрослые, художественные и мультипликационные фильмы, компьютерные игры, события и др.).

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что педагогическая поддержка игровой деятельности дошкольников  в современных детских садах  заключается в следующем:

•        подготовка необходимых атрибутов, способствующих развертыванию игровых сюжетов;

•        обогащение представлений детей об особенностях деятельности людей определенных профессий, о трудностях и опасностях, о достижениях и победах в их профессиональной деятельности;

•        создания проблемно-игровых ситуаций, стимулирующих продолжение игры.

Этого явно не достаточно. Воспитательно-образовательный процесс сегодня должен обладать достаточным арсеналом форм, методов и приемов организации игровой деятельности дошкольников, ставящих личность дошкольника в позицию ее активного участника. Активность детей в игре во многом зависит от уровня их игровых умений. Анализ содержания игровой деятельности детей позволяет выделить следующие игровые умения:

•        умение определить замысел игры и развить замысел по ходу игры;

•        умение выбрать  сюжет;

•        умение отобрать необходимые игрушки, предметы-заместители и создать предметно-игровую обстановку;

•        умение определить содержание, последовательность игровых действий;

•        умение контролировать ход игры, дать ей оценку;

•        умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

•        умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

•        умение строить ролевой диалог.

•        умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Формирование игровых умений успешнее происходит при условии целенаправленного руководства игрой, в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения.

Важно заранее предусмотреть возможные трудности, в том числе индивидуальные затруднения конкретных детей, и запланировать варианты помощи.

Начнем с конкретизации затруднений.

1.Ребенок не умеет определить  замысел игры и выбрать  сюжет.

Современные технологии предлагают проектирование вместе с дошкольниками игровых ситуаций-событий.  

Событие — это значительное происшествие, случай, в который включены несколько персонажей; благодаря событию выстраиваются взаимоотношения между персонажами; у события всегда есть завершение. Важно учитывать, что события должны быть для ребенка эмоционально привлекательны. Например, игровыми событиями сюжетно-ролевой игры «Школа» могут быть:

•«Собираемся в школу» — посещение школьного базара в гипермаркете, выбор школьных атрибутов, одежды, участие в конкурсах для будущих первоклассников;

•«На перемене»— учитель помогает ученикам организовать подвижные игры, ведет учеников на завтрак;

•«Необычные ситуации на уроках» — первоклассник устал учиться, собрал во время урока свои вещи и решил пойти домой; первоклассник принес на урок игрушки и решил поиграть во время урока (сочинение реплик, вариантов поведения учителя, учеников).

Игровые ситуации педагог может проектировать совместно с детьми старшего дошкольного возраста, например, используя метод «мозгового штурма». Это позволяет накопить большое количество разнообразных игровых ситуаций.

Следующий шаг — это уточнение и пополнение представлений детей по теме игры.

Если содержание представлений о социальной действительности затрагивает эмоционально-чувственную сферу ребенка — обладает свойством «эмоционального заражения», удивляет, вызывает эмоции сорадости, сочувствия, то в этом случае содержание игры становится достоянием личного опыта ребенка.

В младшем дошкольном возрасте могут быть использованы такие методы как рассказ-аналогия, игра-расспрашивание.

В рассказе-аналогии собственные представления ребенка о каком-либо событии становятся основой для сюжета и детализируются рассказом-аналогией воспитателя (про самого ребенка или про мальчика, девочку) — о лечении, о выходных, о походе в магазин. Рассказ-аналогия воспитателя повторяет сюжет, известный ребенку, выделяя действия, фразы, подчеркивая эмоции — все, что облегчает создание игрового сюжета. Рассказ воспитателя сопровождается показом игровых действий: «Поправил зеркальце, вот так», «Наберу пипетку и капаю, вот так».

В игре-расспрашивании педагог расспрашивает одного из детей о событии, которое было в недавнем опыте. Например, о том, как он ходил к врачу: «Что у тебя болело? Ушко?», «Как смотрел доктор?», «Поправил зеркальце на лбу?», «Как сказал лечить?», «Капали в ушко?», «Вот так?», «А что мама говорила — "Не бойся"?», «Завязала ушко, вату приложила?», «Сказала, снимать нельзя?». Педагог повторяет то, что рассказывает ребенок и вносит в рассказ уточнения, которые помогают выделить элементы сюжета.

Для детей старшего дошкольного возраста интересны мастер-классы, которые могут знакомить с деятельностью и отношениями людей разных профессий (балетный урок, репетиция в театре, совместная работа фасовщиков и укладчиков товара в гипермаркете, работа поваров на кухне и пр.). Самый продуктивный для организации игры вариант, когда в таком мастер-классе принимает участие взрослый — представитель профессии (например, родитель), а дети становятся участниками интерактивного общения.

2. Ребенок не умеет строить ролевой диалог, подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Традиционный подход: вспомнить знакомую сказку с участниками. Предложить играть по-новому – придумать одну новую общую сказку, только немного не такую. Пересказывать преобразованную сказку с заменой главного героя, его задач, волшебных средств.

3. Ребенок не умеет определить содержание, последовательность игровых действий

Самостоятельная игра не всегда требует вмешательства педагога. Оно становится возможным, если игровые действия и сюжеты носят однообразный характер.

Традиционный подход: педагог подключается к уже начатой игре ребѐнка, используя подходящие по смыслу роли и внесение нового дополнительного оборудования для игры.

Современный подход представленный в исследования ученых предполагает использование проблемно-игровых ситуаций, которые «мешают» детям играть (Е.Е. Кравцова), т.е. нарушают привычную логику игровых действий, например:

•        парикмахер «нечаянно» покрасила волосы клиента в розовый цвет;

•        в кафе работает официант, который «неправильно» составляет блюда: например, в мороженое кладет соус, а овощной салат поливает шоколадом.

Смысл таких проблемно-игровых ситуаций в том, чтобы развеселить детей и подвести к возможности вариативного ролевого поведения.

Еще один способ прямого влияния на игру — это внесение необычных, «таинственных» предметов. Нужно разгадать, кому они могут принадлежать, как они попали в игру, придумать дальнейший ход развития событий, варианты использования предметов и атрибутов (шляпа, платок, записная книжка, телефон, подзорная труба и пр.).

4. Ребенок не умеет отобрать необходимые игрушки, предметы-заместители и создать предметно-игровую обстановку.

В традиционных подходах к решению данного затруднения ученые предлагают в рамках продуктивной деятельности изготавливать игровое пособие вместе с дошкольниками.

Современный подход  в рамках «игры в подготовку к игре»  предлагает использовать форму детского коллекционирования.

Коллекционирование — собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар в гипермаркете», коллекции театральных билетов и программок для игры «Театр», коллекции открыток, предметов, игрушек для игры «Музей» и др.).

Сотворчество воспитателя и детей создает условия для перехода от «игры в подготовку к игре» к самостоятельной игре детей, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей

Подводя итог, отметим, что подходы к организации игры претерпевают изменения, которые обусловлены изменениями феномена детства, местом игры в жизни ребенка, содержанием и формами проявления игровой активности детей. Учет разных стартовых возможностей в форме развитых или не развитых игровых умений предполагает вариативность(разнообразие стратегий) в организации  и руководстве спонтанной игры дошкольников.

Современный подход к поддержке игровой детской деятельности предполагает систему действий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку становления и развития основ ключевых компетентностей дошкольника, признаками которых являются инициатива, активность, любознательность, самостоятельность, Что и характеризует ребенка как субъекта детской деятельности.

Литература

1.Боровикова Л.В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности//Детский сад: теория и практика. 2015. №1, -с.56-60

2.Долгова А. Особенности организации игровой деятельности детей в условиях модернизации дошкольного образования// Детский сад от А до Я.-2015, №4, -с.62-69.

3.Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. – Дрофа, 2010.- 176 с.

4.Смирнова Е.О., Рябкова ИЛ. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников //Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 15-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет

Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет п...

Общие рекомендации для педагогов по организации педагогического сопровождения игровой деятельности детей с учетом игровых предпочтений мальчиков и девочек

Представленная информация будет полезна для педагогов при планировании сюжетно- ролевых игрс учетом игровых предпочтений мальчикови девочек...

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.  Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....

Презентация "Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников"

В презентации  раскрывается понятие педагогического сопровождения игровой деятельности, принципы организации игры, содержание педагогического взаимодействия и сопровождение игровой деятельн...

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Основные важные аспекты игровой деятельность. Для чего она нужна? Как развить у дошкольника интерес к игре. как сделать игру более разностороннней и продолжительной. все это в данной статье....