Конспекты занятий, развлечений по формированию предпосылок экологического сознания
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Леонова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Тема: «В природе нет «плохих» и «хороших»,

мы все нужны друг другу».

Задачи:

Расширять и уточнять представления детей о природе, о  домашних и диких животных; «пищевых цепочках»;

Развивать умение устанавливать их сходства и различия;

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Упражнять в составлении рассказов о диких животных;

Развивать у детей умение объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы;

Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;

Расширять кругозор детей.

Материал: карточки с изображением домашних и диких животных, картины из серии «Дикие животные»: «Зайцы», «Белки», «Бурые медведи», схемы-модели животных, 2 обруча, 3 круга, схемы питания животных.

Содержание проделанной работы:

Игра «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»

Знакомство детей по темам: «Как лось и белка проводят время в лесу», «Волк и лиса - хищники», «Сравнение бурого и белого медведя».

Чтение рассказов Шорышко «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Белка», «Волк»; рассказов из книги В.Н.   Танасийчук «Экология в картинках»: «Олени и хищники», «Цепочки в лесу»; книги Владимира Зотова «Лесная мозаика»; Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» мир животных и растений».

Составление «пищевых цепочек».

Ход деятельности:

Внимание детей обращаю на красивую, необычную коробочку.

- Давайте посмотрим, что в ней. Педагог достаёт из неё карточки с изображением диких и домашних животных и письмо. Читает письмо.

«Здравствуйте, ребята. Я сегодня не смог приехать к вам в гости. Так как началась весна, и у меня много работы. Скоро будет тепло, и вы обязательно пойдёте в лес. Но прежде чем отправляться в лес, вы должны хорошо знать  животных, картинки которых я вам прислал, правила поведения в лесу. И должны запомнить, что в природе нет «плохих» и «хороших», все нужны друг другу. До свидания. Лесовичок».

- Вот мы сегодня с вами должны выяснить, есть ли в лесу «хорошие» и «плохие»?

- Лесовичок отправил нам такие загадки:

Где живёт он?

В самой чаще

Самый, самый настоящий.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит малину, любит мёд,

Сладкоежкою слывёт.

Всего сильнее он

Любит долгий крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет –

Лишь когда весна настанет.           (Медведь).

 

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт.            (Корова).

- Какие это животные?

(медведь – дикое животное, корова- дикое животное).

Карточку с изображением медведя кладём в один обруч, карточку с изображением коровы – в другой обруч.

А теперь выясняем, чем похожи домашние и дикие животные.

Дети находят схемы, и кладут их в общее пространство между обручами.

Ответы детей, обобщение:

Тело покрыто шерстью, у всех животных – 4 ноги, есть у животных пасть, все животные вскармливают своих детёнышей своим молоком.

- Все животные вскармливают своих детёнышей своим молоком, то к какому классу они относятся?

- А теперь давайте выясним, чем всё-таки дикие животные отличаются от домашних?

Домашние животные  живут рядом с человеком, дикие - в лесу. Дети раскладывают карточки домашних и диких животных в разные обручи, под знаками «дом» и «дерево (лес)».

Человек заботится о домашних животных, они его не боятся, он кормит их, строит для них жилища, дикие животные сами добывают себе пищу, и устраивают себе жилища.

- А теперь подумайте и скажите, сможет ли свинья выжить, попав в лес?

Ответы детей.

- Человек заботится о домашних животных (покажем стрелочкой). А животные приносят человеку какую-нибудь пользу?

(Корова даёт молоко, овца – кожу и шерсть, лошадь перевозит тяжести и т.д.) Всё показывается стрелочками.

- Вот видите, домашние животные не могут прожить без человека. Но и человек нуждается в домашних животных. Мы нужны друг другу.

Воспитатель показывает схемы, а дети определяют классы животных: травоядные, хищники и всеядные.

- Ребята, а как человек может помочь диким животным?

(В зимнее время лесник подкармливает лосей, кабанов, зайцев сеном, заготовленными ветками – вениками деревьев, кустарников).

- А как человек использует животных леса? (мясо животных, мех, змеиный яд, рога).

- А сейчас подойдите к плакату, мы с вами составим «пищевые цепочки».

- Какие животные питаются растительной пищей?

Дети выкладывают насекомых, птиц, животных.

В следующем столбце они выкладывают карточки тех животных, которые питаются предыдущими живыми организмами, и так далее до хищников.

Получаются схемы, а теперь подумайте:

- Что может случиться, если исчезнут все птицы?

- А нужны ли на земле хищники или нет?

Нет животных плохих и хороших.

Вывод:

Мы говорили о животных и поняли, что в лесу нет «плохих» и «хороших», мы все нужны друг другу.

Когда человек приходит в лес, он должен соблюдать определённые правила.

Рассматривают пособие «Правила поведения в лесу».

Послушайте стихотворение «Про всех на свете» Б.Заходер.

Все-все, все

На свете

Нужны

И мошки

Не меньше

Нужны, чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Плохие дела

И кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это конечно,

Ошибкой окажется.

Все-все-все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

А сейчас мы пойдём на экскурсию в картинную галерею. Экскурсоводами будут сами дети.

Рассказывают о зайце, белке, медведе.

В память об экскурсии от Лесовичка, детям дарятся книги о животных, календарики. 

 

Тема  «Хвойные леса и их обитатели».

 Задачи:

Расширять и уточнять представления детей о природе, о многообразии окружающего мира: хвойных деревьях (ель, сосна, лиственница), диких животных и птицах (какие животные и птицы находят пищу в хвойном лесу). Знакомство с понятием «лес».

Уточнить представления детей о разном назначении хвойного леса в жизни человека: оздоровительная, эстетическая, хозяйственная;

Формировать умение обследовать предметы (шишки) разной формы: при обследовании включать движения рук по предмету;

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Развивать умение делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; употреблять слова в точном соответствии с их смыслом; упражнять в образовании однокоренных слов; умении поддерживать беседу; монологическую форму речи;

Совершенствовать умение передавать в рисунках образ ели, умение создавать новый тёмно-зелёный оттенок; создавать плакат, направленный на сохранение елей;

Расширять кругозор детей, знакомя с тем,  почему ель бывает зелёной и зимой, и летом;

Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

 Материал:

иллюстрации хвойных деревьев, ветки сосны и ели, «ящик ощущений», в котором лежат: шишки сосны, ели, кедра, лиственницы; изображение ели, карточки с изображением птиц и животных: дятел, снегирь, синица, сорока, клёст, белка, рысь, лось, медведь и т.д.; 2 схемы.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов о ели, сосне, пихте, лиственнице, кедре из книг: «Растения леса» «Атлас родной природы», авторы Т.А.Козлова, В.И.Сивоглазов; «Лесная мозаика» В.Зотова, «Планета – наш дом» Н.А.Рыжовой; чтение экологических сказок; чтение стихотворения С.Я.Маршака «Праздник леса»; цикл наблюдений за елью, составление схемы, организованная деятельность «Путешествие в тайгу»; рисование ели и сосны разными способами.

Ход:

В группе детей встречает Лесовичок. Приветствует детей и говорит:

- Я для вас приготовил задания, но прежде чем их  искать выполнять, отгадайте мою загадку:

Что за странная девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

После этого дети подходят к первому заданию – картинам хвойных деревьев.

- Какой лес нарисован на картинке?

- Какие хвойные деревья вы знаете?

- Чем хвойный лес отличается от лиственного леса?

- Как вы узнали, что это ель? (сосна)

- Как называется лес,  в котором растут только сосны? (бор)

- Как называется лес, в котором растут только ели?

- А сейчас послушайте загадку:

                                 Вроде сосен,  вроде ёлок,

А зимою без иголок.   (Лиственница).

- А почему вы так решили?

И ещё одна загадка:

Какая красавица.

Раз в год одевается?

Лесовичок хвалит детей, и все вместе идут к следующему заданию.

На столе лежат ветки сосны и ели. Дети определяют, какая ветка от ели, а какая от сосны и почему? (Добиваться, чтобы дети в речи использовали слово «хвоя»).

- А сейчас мы пойдём к следующему заданию, там нас ждёт загадка и отгадка. На столе стоит «ящик ощущений», а вней лежат сосновые , еловые, лиственничные, кедровые шишки. Дети на ощупь определяют шишки и называют, от какого дерева.

Следующее задание:

Что под нами вверх ногами?

(Корень).

Детям вносится изображение корней сосны и ели. дети определяют, от какого дерева корни и что связано с таким расположением корней.

Лесовичок хвалит детей и предлагает следующую загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка).

На планшете рассоложен рисунок ели, на столе карточки птиц и животных, которые находят пищу и дом в хвойном лесу, и вставляют в прорези ели.

Следующая загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает?                  (Дерево).

Дети переходят к следующей схеме, на которой показано разное назначение хвойного леса  в жизни человека.

- Окошечки на карте закрыты, нужно подойти, открыть окошечко и рассказать, что делают из древесины и хвои хвойных деревьев.

- Молодцы, как вы много знаете о хвойных деревьях и думаю, что Лесовичок  доволен вашими ответами.

А сейчас послушайте мой рассказ о том, почему хвойные деревья круглый год стоят зелёными.

У хвойных деревьев хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом раскидистом дереве. Сбрось ель осенью весь свой колючий, зелёный наряд – ей, чтобы одеться густой хвоёй, всей весны и лета не хватит. Так долго будут расти хвоинки. Хвойные деревья тоже меняют свои хвоинки, но не сразу, а постепенно. Ели, чтобы полностью «переодеться», сменит все старые иголки, нужно около 9 лет. У лиственницы хвоя растёт быстрее и вырасти за лето она, успевает, а раз ей весеннего и летнего времени хватает, чтобы поменять хвоинки, то осенью она сбрасывает хвою. Вот почему хвойные деревья зимой и летом бывают зелёными.

Дети становятся как ёлки, изображают ель, ёлочку, ёлку.

Садятся за столы.

- Лес – это замечательное природное богатство, поэтому лес надо беречь. Но, ребята, Лесовичок очень расстроен тем, что скоро наступит праздник - Новый год и в лесу начнут рубить ёлочки, а ему жалко каждое деревце. А вам жалко ёлочки?

- Лесовичок, в детском саду тоже будет праздник, но мы будем украшать искусственную ёлку. Сейчас, чтобы стоял запах хвои, люди придумали ароматизаторы, я сейчас включу аромалампу, и пока мы будем рисовать, у нас в группе будет пахнуть хвоей.

Нарисуем плакаты про ель, чтобы напомнить людям о том, что ель – живая и ей лучше расти в лесу.

Показываю плакат природоохранного содержания, на нём слова, призывающие любить и беречь природу. Задача детей – придумать плакат про ёлку, нарисовать его, сочинить слова, которые следует написать на плакате.

Дети рисуют.

Полное изготовление плакатов осуществляют  в течение дня, рассматривают их.

Чтение стихотворения «Живи, ёлочка!»

 

 

 

Литература:

1. Н.А. Рыжова  «Планета – наш дом»

2. В.В. Зотов «Лесная мозаика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

План-конспект занятия по эколокии (старше-подготовительная группа) на тему ООД по формированию предпосылок экологического сознания "Речка, реченька,река..."

Интеграция образавательных областей: Познание (формиравание целостной картины мира, расширение кругозора), Безопастность (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, правила безопас...

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

Конспект занятия по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике».

Конспект занятия  по формированию предпосылок экологического сознания в первой младшей группе детского сада «Огород на подоконнике»....

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

Открытое занятие по формированию предпосылок экологического сознания в группе старшего дошкольного возраста.

Тема: « Воздух» Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха;- формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавате...