Конспект занятия в старшей группе «Тайны птичьего мира»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие расширяет кругозор детей, дает представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые летают в воздухе и имеют типичное строение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_ptichego_mira_v_tablitse.docx | 277.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по теме «Тайны птичьего мира»
Автор конспекта: Гейде Елена Петровна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 102 г. Оренбурга.
Задачи приоритетной образовательной области. Познавательное развитие.
Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеют типичное строение.
Задачи ОО в интеграции. Социально – коммуникативное развитие: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Речевое развитие: обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Художественно – эстетическое развитие: развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов. Физическое развитие :развитие двигательной активности детей.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения самостоятельно находить способы выполнения практических и познавательных задач; формирование устойчивого познавательного интереса.
Оборудование для педагога: Музей Птиц. В музее представлены макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки, у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Заколки, броши, боа, постельные принадлежности. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт». галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.
Оборудование для детей:
Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.
Вводная часть
Содержание | Образова- тельная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образова- тельные задачи | Целевые ориентиры (характе-ристики) |
Воспитатель:Ребята смотрите что это?Дети: коробочка.Воспитатель: интересно что в ней лежит? ( Предлагает ребенку опустить руку в рукава коробочки ощущений)Ребенок: перо. О ком же мы сегодня будем говорить? Дети:о птицах. Правильно, мы отправимся в мир птиц! И я приглашаю вас посетить музей птиц. | Коммуника- тивная | Общение воспитателя с детьми | Коробочка ощущений | Формировать у детей обобщенное представле-ние о птицах | Мотивиро- вание детей |
Основная часть
Содержание00000 | Образователь- ная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образова- тельные задачи | Целевые ориентиры (характе-ристики) | |
2. Закрепление знаний о видах птицВоспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить? Дети: Перелётные и зимующие. Воспитатель: В нашем музее есть фотовыставка .Посмотрите ..здесь выделено несколько групп. Назовите птиц этой группы(скворец, ласточка, цапля, грач). Какие это птицы? Дети: перелетные. Воспитатель: Почему птицы улетают на юг? Дети: Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Воспитатель: Назовите птиц этой группы (синица, воробей, ворона, голубь) А это какие птицы? Дети: зимующие. Воспитателль: Ребята а это что? Дети: кормушки. Воспитатель: А зачем люди делают кормушки? Дети: чтобы подкармливать птиц. Потому что в зимнее время им трудно находить себе еду. Кормушки можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни. Воспитатель: посмотрите какие они у нас разные. Из чего же можно сделать кормушку? (из дерева, из коробки, пластиковой бутылки….) Воспитатель: Посмотрите а это что? Дети: скворечник. Воспитатель: а он зачем? Почему его поместили в музей птиц? Дети: его строят люди для птиц, чтобы им было место, где можно свить гнездо. Воспитатель Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан? Дети: Из дерева. Воспитатель: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко. Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц? Дети: Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин; Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь; Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки; Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч; Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему. 3. Игра «Четвёртый лишний»Синица, воробей, сорока ,ласточка.Сокол, ястреб, цапля, гриф.Куры, гуси, дятел, индюк .4. Сравнение птиц по разным признакамДействительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например? Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях. Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах). Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»(Рассматривание иллюстрации» Клювы птиц») Дети: У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки. Воспитатель: Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку? Дети: Нет. Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее. Дети: У птиц разное оперение. Воспитатель: Верно: Чем пёрышки отличаются друг от друга? Дети: Перья отличаются по окрасу, длине. Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела. Воспитатель: Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга? Дети: Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета. Воспитатель: Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец? Дети: Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы (рассматривание схемы «Развитие птиц»). Воспитатель:Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу. 5. Игра «У кого кто?»А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?» Грач-грачата, Воспитатель: Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите? Дети: Утки, ласточки, чайки,клеста. 6.Обобщение признаков, выведение типичного строения птицВоспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных? Дети: (Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями. Дети: 7.Игра «Перелетныыые и зимующие птицы»8.Ребята я вас приглашаю в следующий зал нашего музея. Он напоминает нам лесную полянку. (дети располагаются но полянке,звучит аудиозапись «Голоса птиц»).ВикторинаВоспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину. У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди). Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка). Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица). Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь). Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба). У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль). Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся). Воспитатель: Как человек использует птиц в своей жизни? Дети: Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц. Воспитатель: Какую пользу приносят птицы в природе? Дети: Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений. Воспитатель: А какой вред? Дети: Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах. Воспитатель: Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду. 9.Я приглашаю вас в следующий зал Театр моды» Павлин». Еще в самые древние времена не только женщины, но и мужчины украшали свои наряды при помощи перьев .Тогда использовались преимущественно перья крупных птиц .Позже украшенная перьями одежда использовалась в театральных постановках. Их стали использовать при отделке аксессуаров сумочек и одежды многие модельеры .В наши дни одежда украшенная перьями экзотических птиц, выглядит очень красиво. Но такие вещи надеть могут далеко не все. Их надевают в основном модницы . И сейчас я предлагаю вам на несколько минут стать моделями. (демонстрация моделей одежды украшенной перьями). 10. Следующий зал нашего музея это кинозал. Я предлагаю посмотреть вам презентацию» Кто как поет». Просмотр слайд-презентации11. Следующий зал нашего музея это лаборатория.Воспитатель: А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). Опыт: жир отталкивает водуДавайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили? Дети: Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла. Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Ребята, сейчас вы были маленькими учеными. А вы знаете как называются те люди которые изучают птиц, их виды, где живут, чем питаются-орнитологи. | Коммуникативная, игровая, двигательная, познаватель-но-исследова-тельская, музыкальная, восприятие художествен-ной литера-туры, изобра-зительная. | Беседа, информирвоание, ситуативный разговор, п/и, д/и, рисование, опытничес-кая деятель-ность, вик-торины, прослушивание аудио-записи. | Выставоч-ный мате-риал музея птиц: фото, иллюстрации, кор-мушки, сквореч-ники, яйца разных птиц, перья, мнемотаб-лицы, схе-мы, пред-меты одеж-ды, аксес-суары, ук-рашеннные перьями; презента-ция «Голо-са птиц», оборудова-ние к оп-ыту «Жир отталкива-ет воду». | Формировать у детей обоб-щённое пред-ставление о птицах как живых су-ществах, жи-вущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типич-ное строение. | Научить детей устанавливатьпричинно-следственные связи. Вызвать интерес к природе; желание помогать братьям нашим меньшим. |
Заключительная часть
Содержание | Образова- тельная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образова- тельные задачи | Целевые ориентиры (характе-ристики) |
Воспитатель: Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц? Дети: Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду. Воспитатель: Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.(воспитатель вручает медали «Юный орнитолог». | Коммуникативная | Обобщаю-щая беседа. | Медили «Юный орнитолог» | Активизировать словарь по теме: орнито-логия, сим-вол; разви-вать речевую активность; развивать ло-гическое мышление, внимание и память; | Вызвать интерес к природе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема:"моя семья"
конспект занятия в старшей группе по теме:"Моя семья".Формировать у детей представление о семье как о людях живущих вместе,заботящихся друг о другеЮлюбящих друг друга.Закрепить знания полных имён член...
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Весна»
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру...
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...
Конспект занятия для старшей группы по природному миру. Тема: КВН «Времена года».
Цели занятия: Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Учить использовать ...
Конспект занятия для подготовительной группы "Тайна птичьего гнездышка"
Цель: сформировать у детей представление о росте и развитии птиц.Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость это...
Познавательное занятие в старшей группе "Тайны птичьего полета"
Занятие для старшего возраста в рамках тематичсекой недели "Птицы прилетели - кончились метели"...