Конспект занятия в старшей группе «Тайны птичьего мира»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гейде Елена Петровна

Занятие расширяет кругозор детей, дает представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые летают в воздухе и имеют типичное строение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_ptichego_mira_v_tablitse.docx277.92 КБ

Предварительный просмотр:

http://oboi.pw/uploads/11_05_2013/view/201209/oboik.ru_13915.jpg

Конспект занятия в старшей группе по теме «Тайны птичьего мира»

Автор конспекта: Гейде Елена Петровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 102 г. Оренбурга.

Задачи приоритетной образовательной области. Познавательное развитие.

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеют типичное строение.

Задачи  ОО  в интеграции. Социально – коммуникативное развитие: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Речевое  развитие: обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Художественно – эстетическое развитие:  развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов. Физическое развитие :развитие двигательной активности детей.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения самостоятельно находить способы выполнения практических и познавательных задач; формирование устойчивого познавательного интереса.

Оборудование для педагога: Музей Птиц. В музее представлены макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки,  у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Заколки, броши, боа, постельные принадлежности. Аудиозапись «Голоса птиц», слайд-презентация «Кто как поёт». галерея детских работ на тему «Экзотические птицы». Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.

Оборудование для детей:

Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.



Вводная часть

Содержание

Образова-

тельная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образова-

тельные задачи

Целевые ориентиры (характе-ристики)

Воспитатель:

Ребята смотрите что это?

Дети: коробочка.

Воспитатель: интересно что в ней лежит? ( Предлагает ребенку опустить руку в рукава коробочки ощущений)

Ребенок: перо.

О ком же мы сегодня будем говорить?

Дети:о птицах.

Правильно, мы отправимся в мир птиц! И я приглашаю вас посетить музей птиц.

Коммуника- тивная

Общение воспитателя с детьми

Коробочка ощущений

Формировать у детей обобщенное представле-ние о птицах

Мотивиро-

вание детей

Основная часть

Содержание00000

Образователь- ная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образова- тельные задачи

Целевые ориентиры (характе-ристики)

2. Закрепление знаний о видах птиц

Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети: Перелётные и зимующие.

Воспитатель: В нашем музее есть фотовыставка .Посмотрите  ..здесь выделено несколько групп. Назовите птиц этой группы(скворец, ласточка, цапля, грач). Какие это птицы?

Дети: перелетные.

Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель: Назовите птиц этой группы (синица, воробей, ворона, голубь) А это какие птицы?

Дети: зимующие.

Воспитателль:  Ребята а это что?

Дети: кормушки.

Воспитатель: А зачем  люди делают кормушки?

Дети: чтобы подкармливать птиц. Потому что в зимнее время им трудно находить себе еду.

 Кормушки  можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель: посмотрите какие они у нас разные. Из чего же можно сделать кормушку? (из дерева, из коробки, пластиковой бутылки….)

Воспитатель: Посмотрите а это что?

Дети: скворечник.

Воспитатель: а он зачем? Почему его поместили в музей птиц?

Дети: его строят люди для птиц, чтобы им было место, где можно свить гнездо.

Воспитатель

Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети: Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;

Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;

Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;

Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

3. Игра «Четвёртый лишний»

Синица, воробей, сорока ,ласточка.

Сокол, ястреб, цапля, гриф.

Куры, гуси, дятел, индюк .

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»(Рассматривание иллюстрации» Клювы птиц»)

Дети: У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель: Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.

Дети: У птиц разное оперение.

Воспитатель: Верно: Чем пёрышки отличаются друг от друга?

Дети: Перья отличаются по окрасу, длине.

Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.

Воспитатель: Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?

Дети: Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.

Воспитатель: Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

Дети:

Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы (рассматривание схемы «Развитие птиц»).

Воспитатель:Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

5. Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.

Воспитатель: Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?

Дети: Утки, ласточки, чайки,клеста.

6.Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети:

(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

Дети:

7.Игра «Перелетныыые и зимующие птицы»

8.Ребята я вас приглашаю в следующий зал нашего музея. Он напоминает нам лесную полянку. (дети располагаются но полянке,звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

Викторина

Воспитатель:

Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель: Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети: Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети: Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель: А какой вред?

Дети: Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель: Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.

9.Я приглашаю вас в следующий зал Театр моды» Павлин».

Еще в самые древние времена не только женщины, но и мужчины украшали свои наряды при помощи перьев .Тогда использовались преимущественно перья крупных птиц .Позже украшенная перьями одежда использовалась в театральных постановках. Их стали использовать при отделке аксессуаров сумочек и одежды

многие модельеры .В наши дни одежда украшенная перьями экзотических птиц, выглядит очень красиво. Но такие вещи надеть могут далеко не все. Их надевают в основном модницы . И сейчас я предлагаю вам на несколько минут стать моделями.

(демонстрация моделей одежды украшенной перьями).

10. Следующий зал нашего музея это кинозал. Я предлагаю посмотреть вам презентацию» Кто как поет».

 Просмотр слайд-презентации

11. Следующий зал нашего музея это лаборатория.

Воспитатель: А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети: Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Ребята, сейчас вы были маленькими учеными. А вы знаете как называются те люди которые изучают птиц, их виды, где живут, чем питаются-орнитологи.

Коммуникативная, игровая, двигательная, познаватель-но-исследова-тельская, музыкальная, восприятие художествен-ной литера-туры, изобра-зительная.

Беседа, информирвоание, ситуативный разговор, п/и, д/и, рисование, опытничес-кая деятель-ность, вик-торины, прослушивание аудио-записи.

Выставоч-ный мате-риал музея птиц: фото, иллюстрации, кор-мушки, сквореч-ники, яйца разных птиц, перья, мнемотаб-лицы, схе-мы, пред-меты одеж-ды, аксес-суары, ук-рашеннные перьями; презента-ция «Голо-са птиц», оборудова-ние к оп-ыту «Жир отталкива-ет воду».

Формировать у детей обоб-щённое пред-ставление о птицах как живых су-ществах, жи-вущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типич-ное строение.

Научить детей устанавливатьпричинно-следственные связи. Вызвать интерес к природе; желание помогать братьям нашим меньшим.

Заключительная часть

Содержание

Образова-

тельная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образова-

тельные задачи

Целевые ориентиры (характе-ристики)

Воспитатель: Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?    

Дети: Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

Воспитатель: Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.(воспитатель вручает медали «Юный орнитолог».

Коммуникативная

Обобщаю-щая беседа.

Медили «Юный орнитолог»

Активизировать словарь по теме: орнито-логия, сим-вол; разви-вать речевую активность; развивать ло-гическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, жела-ние помогать им.

Вызвать интерес к природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема:"моя семья"

конспект занятия в старшей группе по теме:"Моя семья".Формировать у детей представление о семье как о людях живущих вместе,заботящихся друг о другеЮлюбящих друг друга.Закрепить знания полных имён член...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Весна»

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

Конспект занятия для старшей группы по природному миру. Тема: КВН «Времена года».

Цели занятия: Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Учить использовать ...

Конспект занятия для подготовительной группы "Тайна птичьего гнездышка"

Цель: сформировать  у детей  представление о росте и развитии  птиц.Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость это...

Познавательное занятие в старшей группе "Тайны птичьего полета"

Занятие для старшего возраста в рамках тематичсекой недели "Птицы прилетели - кончились метели"...