Познавательное занятие в старшей группе "Тайны птичьего полета"
план-конспект занятия (старшая группа)

Морару Светлана Викторовна

Занятие для старшего возраста в рамках тематичсекой недели "Птицы прилетели - кончились метели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Дата:  18. 03 2024

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социализация, коммуникация, физическое развитие.

Тема занятия: «Тайны птичьего полета»

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи занятия:

обучающие:

  • продолжать знакомство детей с объектами живой природы птицами; расширять имеющиеся представления детей о внешнем виде;
  • способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период; изменение их поведения - греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов; 
  • расширить и закрепить представления о перелетных птицах, их строении;
  • закрепление признаков весны, знаний о жизни перелетных птиц;
  • познакомить с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;

развивающие:

  • формировать умение составлять рассказы по схеме;
  • развивать внимание, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, обогащать кругозор детей;
  • развивать познавательный интерес и любознательность,  умение соотносить действия с текстом; 
  • развивать умение устанавливать закономерности и связи в природе;
  • развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
  • развивать  познавательного интереса в процессе экспериментирования.
  • развитие творческой активности детей
  • активизировать и обогащать словарный запас детей по теме «Птицы»

воспитательные:

  • воспитывать умение сопереживать и эмоционально - доброжелательно относиться к живым объектам; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Материал и оборудование:

«Чудо-дерево»;   запись голосов птиц;   картинки перелетных и зимующих птиц;  модель схема птиц;  логическая цепочка питания птиц;

пластилины и доски для пластилина по количеству детей;   зеленая поляна.

Предварительная работа:

Изготовление скворечников, наблюдение за изменениями в природе во время прогулки,беседы о временах года, деревьях, птицах рассматривание иллюстраций с изображением весны, птиц,чтение художественной литературы, разгадывание загадок по теме, индивидуальная работа с детьми по разучиванию стихов

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, наши ладошки, (хлопают три раза)

резвые ножки. (топают три раза)

Эй, язычки, просыпайтесь, (цокают языком три раза)

скорей открывайтесь. (моргают глазами)

Здравствуй дружок, здравствуй дружок, (поворачиваются друг к другу,

улыбаются)

оживим наш волшебный кружок. (встают в круг)

Руку мне дай, и я тебе дам (подают друг другу руки)

И будет весело нам! (улыбаются)

Дети стоят в кругу и выполняют упражнение - приветствие

2. основная часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, где нас ждет много интересного.

Мы с вами отправимся в весенний лес. (Слайд 1) Ребята! А на чем можно добраться до леса? (Пешком, на автобусе, машине, поезде). Мы поедем с вами на машине (Слайд 2)

Физминутка (аудиозапись – пение птиц, звуки леса)
Едим, едим на машине, 
(вращение руками по кругу)

на педаль. («нажимают» на педаль)
Газ включаем, выключаем, (вперед правой рукой )

пристально мы вдаль. (правую руку прислоняем ко лбу)
Дворники стирают капли. 
(двумя руками влево – вправо)

Вправо, влево чисто так.
Едим, едим на машине, 
(вращение руками по кругу)

мы шоферы просто класс. (показываем большой палец)

 Выходим из машины. Когда мы ехали, что вы слышали?

1.Упражнение на дыхание «Ветерок»

 Ребята, наше солнце пригревает и подул весенний ветерок.

Дует, дует ветерок (часто ф-ф-ф)

Очень тихий ветерок (тянем - легко)

Посильнее он подул

А теперь сильней подул (сильно)

Все листочки он раздул.

 И мы вместе с ветерком переправились на весеннюю полянку.

А сейчас вы отгадаете сами, о ком мы сегодня с вами будем говорить. Составьте фигуру вместе со мной

(Танграм - Слайд 3)

О ком сегодня пойдет речь? Сядем на пенечки. В лесу поют звонко, весело птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело к нам столько птиц?

Педагог: Почему птицы прилетели к нам?

наступила весна, солнце ярче светит, растаял снег, стало тепло).

Педагог: Это главное чудо весны – именно весной к нам прилетают наши пернатые – друзья, приносят весну на своих крыльях. Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? 

 Педагог: Вы обращали внимание, что некоторые птицы прилетают все вместе - «стайками» (повторим). Например, журавли, выстраиваются в виде треугольника - «клином» (повторим). Другие выстраиваются в одну линию -«цепочкой» (повторим) (Слайд 4)

ПедагогСчиталось, что весна по-настоящему приходит с прилетом последних перелетных птиц. Обратите внимание на наш лес, но птиц в нем не видно. Ребята, а вот письмо. Прочитаем его?

Педагог: «Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться»

Игра « Отгадай загадку»

Педагог: Ребята, поможем перелетным птицам? Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием. (Дети находят конверт с цифрой 1) Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц (дети отгадывают загадку и птица появляется на слайде - Слайд 5)

В деревянный свой дворец

Прилетел весной … (скворец)

 

Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг. (грач)

 
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

 

Летят, как самолётики, изящны и легки –

Раздвоенные хвостики, собой невелики (ласточка)

 

Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку? » (кукушка)

 

Пестрая крякуша,
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку -
Спотыкалочку. (утка)

Педагог: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? 

Педагог: Зачем птицы строят гнёзда?

Педагог: А из чего птицы строят гнезда? (из веточек, соломы, мха, коры, земли)

Педагог: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда? (на деревьях, на земле, под крышей)

3.Игра «Сходство – различие»

Педагог: С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.

Педагог: Что общего есть у всех птиц. Назовите части тела птиц (Туловище, голова, хвост, клюв, лапы)
Педагог: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

(Слайд 6 – 7)

4. Игра «Найди ошибку художника» (карты)

Педагог: А теперь проверим насколько вы внимательные (конверт № 3)

Художник получил задание нарисовать птиц. У каждого из вас есть его картина. Нужно проверить, не ошибся ли художник, выполняя свою работу.

Возьмите картинку, найдите ошибку, подберите ответ.

5. Физминутка «Птичка-невеличка».

Педагог: Все ошибки нашли, молодцы! Что ж самое время передохнуть. Приглашаю вас поиграть.

Птички-невелички

По небу летали. (дети бегают врассыпную, взмахивая руками)

Сели под окошко,

поклевали. (присели на корточки, имитируют как птицы

клюют зерна)

Встрепенулись птички,

Выпрямили спинки. (встали, потянулись)

Песенку запели, на полянку полетели.

6. Игра «Скажи одним словом» (с мячом)

Педагог: Молодцы! И с этим заданием справились. А вот и следующий конверт №4

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я начну предложение, а вы его закончите. Например:
У ласточки длинный хвост, она … 
/длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … 
/теплолюбивая/.
У соловья звонкий голос, он … 
/звонкоголосый/.
У аиста длинные ноги, он какой? … /
длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /
длинноклювый/.
У ласточки острые крылья, она … 
/острокрылая/.

Педагог: Дети, с вами немного отдохнем и поиграем
7. Игра «Назови птенца» (с мячом)

Педагог: Пора найти следующее задание волшебника конверт №5 .

 Когда у птиц появляются птенцы?

Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.
(У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля - журавленок)

8. Пальчиковая гимнастика «Грачи» (проводится 2 раза - правой и левой рукой)

Мы лепили куличи, (лепят ладошками пироги)

к нам грачи. (машут кистями рук)

Первый грач испёк пирог, (массаж большого пальца)

второй ему помог. (массаж указательного пальца)

Третий грач накрыл на стол, (массаж среднего пальца)

четвёртый вымыл пол. (массаж безымянного пальца)

Пятый долго не зевал, (массаж мизинца)

пирог у них склевал. (противоположной рукой стучат по ладошке)

Раз, два, три, четыре, пять, (показывают пальцы, начиная с мизинца)

грачей считать. (сжимают пальцы в кулак)

9.Упражнение «Для чего нужны птицы?»

Педагог: Ребята, а зачем нам нужны птицы?

Надо ли охранять и беречь птиц? (Да) Сейчас мы расскажем как.

Педагог: Должны все помнить взрослые и дети (вместе)
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Весною птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.

Педагог: Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Садимся в машину (Слайд 8)

в машину дружно сели (дети садятся)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофёр педаль нажал, («нажимают» на педаль)
И машина мчится вдаль. (поднимают пяточки)

садятся на стульчики. 

птицы поют, журчит ручей, шумит лес).

Дети: Из теплых стран, с юга.

Дети: Они вернулись на свою родину,

Дети: перелетные

Дети отгадывают загадки

Дети: построить гнезда)

Дети: Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.

Дети: По окраске перьев, внешнему виду, размеру 

Дети: весной

Дети: уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Дети вышли из машины

3. Заключительная часть

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, о ком сегодня мы беседовали на занятии? Каких перелетных птиц вы запомнили? Ребята, мне понравилось, как вы работали, слушали, думали, отвечали. Молодцы! Посмотрите, к нам вернулись наши перелетные друзья (на веточке)

Педагог: Возьмите перелетную птичку и пусть они всегда будут рядом с вами и напоминают вам о весне. А мы пойдем на прогулку, и закличками будем созывать птиц, чтобы быстрее к нам пришла весна.
 

Дети отвечают.

Используемая литература:

1. Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!».

2. Е.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой».

3. Д. Сквайр «Перелётные и зимующие птицы. Их особенности».

4. Т.А. Шорыгина «Беседы: о домашних и декоративных птицах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий викторины по экологии для старших дошкольников "Тайны птичьего полета"

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут вик...

Конспект занятия в старшей группе «Тайны птичьего мира»

Занятие расширяет кругозор детей, дает представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые летают в воздухе и имеют типичное строение....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

Конспект занятия для подготовительной группы "Тайна птичьего гнездышка"

Цель: сформировать  у детей  представление о росте и развитии  птиц.Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость это...

"Тайна снежинки" познавательное занятие в старшей группе "Шалуны"

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?Узоров таких даже мама не знаетИ пряжи нигде не встречали такой -Наш город весь белый, слегка голубой.А, может быть, их вырезают из ситцаИ тихо спускают ко мне...

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Тайны деревянной ложки"

Познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новы...