Проект "Растения - наши друзья"
проект по окружающему миру по теме

Мухина Ольга Викторовна

Проект разработан для детей разновозрастной группы детского сада. 

Педагог выступает как помощник для детей в их познавательной деятельности.

Инициатива исследовать, помогать, заботиться исходит от малышей.

Воспитатель косвенно мотивирует детскую любознательность, используя игровые приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект 100 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №7 "Улыбка"

Проект

«Комнатные растения – наши друзья»

Воспитатели: Мухина О.В.,

 Сухоешкина Л.В.

октябрь-ноябрь  2015г.

Краткая аннотация проекта.

Настоящий  проект  разработан   воспитателем   высшей квалификационной категории МБДОУ     Детский   сад комбинированного вида  № 7 "Улыбка» Мухиной О.В.

Участники проекта: дети  группы "Ромашка", воспитатели группы, родители.

Время проведения проекта  26.10 -13 11.2015 г.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:

- в экологическом образовании;

- в воспитании гуманного, осознанного отношения к природе;

- в приобретении практических навыков.

Тип проекта - исследовательский, познавательно-творческий.

Результаты проекта:

-   расширение экологических знаний;

-  освоение   норм    поведения  в природном окружении и соблюдение их в  быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе);

-   обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

-   приобретение практических навыков.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос 

Для чего нужны комнатные растения? 

Проблемные вопросы 

  1. Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?
  2. Как правильно ухаживать за комнатным другом?

Обучающие вопросы 

  1. Для чего цветку горшочек?
  2. Может ли растение жить без воды?
  3. Какие растения нельзя выращивать в доме?
  4. Какие съедобные растения можно вырастить дома?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Растения необходимы человеку.

2. Разнообразие

    комнатных цветов.

3. Растениям нужен свет

    и вода.

1. Как правильно

    пересаживать и

    ухаживать за

    комнатными

    растениями.

2. Больше узнать о

    своём любимом

    комнатном растении.

3. Как размножаются

1. В книгах.

2. Просмотр  

    познавательных

    передач.

3. Спросить у взрослых.

4. В интернете

Актуальность

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную.      Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем  душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

Цель проекта:

Расширение представлений детей о комнатных растениях;

формирование основ экологического мировоззрения.

Задачи:

1. Способствовать   расширению  знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжить   знакомство    детей  со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические  навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать   познавательный  интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать,  анализировать, делать выводы).

5. Расширять  экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать   психические    процессы       дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

Этапы работы по проекту

1   Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Выбор оборудования и материалов.

4. Составить план проекта.

5. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

6. Диагностика    детей    по      выявлению  уровня  знаний о мире комнатных растений в начале проекта

2   Основной этап

1. Способствовать   расширению  знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжить   знакомство    детей  со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические  навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать   познавательный  интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать,  анализировать, делать выводы).

5. Расширять  экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать   психические    процессы       дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.

Мероприятия проекта:

1. Беседы:

  • «Комнатные растения в интерьере»,
  • «Знакомство с комнатными растениями»,
  • «Какие комнатные растения живут у вас дома?».

2. Организованная образовательная деятельность:

  • «Комнатные растения» с использованием ИКТ;
  • "Проказы злой волшебницы";
  • " Помоги растению".


  • 3. Чтение художественной литературы:

Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,

«Привередница» русская народная сказка,

стихотворения Е.Благинина «Цветок -огонёк»,

Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,

В. Тушнова «Не понимаю»,

С. Каратов «Комнатные цветы»,

Н. Нищева «Комнатные цветы»,

О. Аленкина «Кактус»,

И. Евдокимова«Кактус»,

Ю. Лысаков «Кактус»,

Б. Ферпер «Бегония»,

Б. Пастернак «Герань» и др.

4. Работа в центре развития речи:

предметные картинки по теме,

картины из серии «Уход за комнатными растениями»,

картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы».

5. Поисково-познавательная деятельность:

экскурсия с родителями в магазины ТЦ цветочный отдел, «Все для сада».

6. Опытно-экспериментальная деятельность:

циклические наблюдения:

Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.

Наблюдение 2. Сравнение комнатного и садового растения (бархатцы).

Наблюдение – исследование 3. Надо ли поливать растение?

Наблюдение 4. Индивидуальные потребности некоторых растений.

Наблюдение 5. За протиранием широких листьев "Дружной семейки".

Наблюдение 6. Опрыскивание растений.

Наблюдение 7. За цветущими растениями.

Наблюдение - опыт 8. Для чего корешки?

Наблюдение 9. За появившимися корешками у черенков и их посадка.

Наблюдение 10. Как размножаются растения.

Наблюдение 11. За рассаживанием цветка.

Наблюдение 12. В погоне за светом.

Наблюдение 13. Рассматривание нового растения - фиалка.

Наблюдение 14. Что изменилось?        

7.Создание выставок:

мини - выставка «Кукольная оранжерея»,

фотовыставка «Ухаживаем за комнатными растениями».

8. Художественное творчество :

  • "Мой любимый цветок" (рисование с натуры),
  • "Делаем кактус",
  • "Цветы небывалой красоты"  (пластилинография).

9. Конструктивно - модельная деятельность:

«Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (конструирование из бросового материала).

10. Экологические игры:

«Если бы ты был комнатным растением».

11.Дидактические игры:

 «Что изменилось?»,

«Найди такой же»,

«Где спряталась матрешка»,        

«К названному растению беги»,

 «Один и много»,

 «Угадай растение по описанию»,

 «Найди растение по названию»,

 «Собери цветок»,

 «Четвертый лишний»,

 «Какого растения не стало?».

12.Пальчиковая игра:

«Наши алые цветы»,

 «Цветок».

13.Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»,

«Цветы и ветер»,

 «Кто быстрее посадит цветы».

14.Хороводные игры:

«Мы на луг ходили».

15.Настольные игры:

«Выложи цветы» (мозаика),

«Собери комнатное растение»,

«Собери цветок»,

Домино – «Цветы».

16.Психогимнастика:

«Я - растение».

17.Физкультминутки:

«Что нужно, чтобы  вырос красивый цветок? »

18.Театрализованная деятельность:

«Веселые превращения».

20.Трудовая деятельность:

Создание в группе службы быта - фирмы "Божья коровка" .

Содержание работ "фирмы":

  • поливка комнатных растений,
  • мытье комнатных растений,
  • уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
  • пересадка  цветов из клумбы,
  • черенкование комнатных растений (гибискус),
  • пересадка комнатных растений (хлорофитум),
  • наблюдение за комнатными растениями в группе,
  • сравнение комнатных растений.

21.Самостоятельная игровая деятельность детей:

-рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,
-раскрашивание цветов в раскрасках,
-продуктивные виды деятельности,
-настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,
-составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

22.Музыка:

  • П. Чайковский «Вальс цветов»,
  • отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона,
  • музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева
  • музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.

23. Просмотр мультфильмов:

«Дюймовочка»

24.Презентации:

  •  «Наши комнатные растения»,
  • Проект "Комнатные растения - наши друзья"

25.Работа с родителями:

  • Фотовыставка «Мы трудимся»;
  • Изготовление визиток фирмы "Божья коровка";
  • Изготовление паспортов  комнатных растений;
  • Памятки "Комнатные санитары".

3   Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Диагностика    детей    по      выявлению  уровня  знаний о мире комнатных растений в конце проекта.

4. Определить перспективу на будущее.

Ожидаемый результат проекта.

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  3. Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга,  как состояние растения зависит от ухода человеком.
  4. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
  5. Приобретение практических навыков.
  6. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
  7. Расширение экологической среды группы.
  8. Активное участие родителей в жизни группы.

Оценка качества реализации проекта.

Проект «Комнатные растения – наши друзья» предусматривает работу с детьми старшей подгруппы, родителями и педагогами и рассчитан на 3 недели.

Анализ мероприятий будет отслеживаться по завершению каждого отдельного проекта с использованием наблюдений, бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности.

Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

По мнению родителей и педагогов, проект «Комнатные растения – наши друзья» интересен и актуален.

Таким образом, мы расширяем экологические знания дошкольников, формируем нормы поведения  в природном окружении и соблюдение их в  быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение детьми практических навыков.

Практическая значимость результатов.

  1. Установлены партнерские отношения с родителями.
  2. Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.
  3. Опыт работы представлен коллегам МБДОУ д/с комбинированного вида №7 "Улыбка".
  4. Выход проекта: открытое мероприятие с детьми "Коллективный труд в центре природы".

Прогностические результаты.

  1. Дети, родители и педагоги получат возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические  навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.
  2. Распространение опыта работы в данном направлении.
  3. Обогащена развивающая среда в группе.
  4. Взаимосвязь детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"

Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...