Конспект НОД "С зайцем Коськой на поиски Родничка" - познавательное развитие.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы "С зайцем Коськой на поиски Родничка" - познавательное развитие; экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_zaytsem_koskoy_na_poiski_rodnichka.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

  «С зайцем Коськой на поиски Родничка»

Познавательное  развитие

 в подготовительной к школе группе.

Воспитатели: Бобина Т.Ю.

Цель. Обогащение представлений о значении воды  для всего живого, экологическое воспитание.

Задачи.

Образовательные

 - продолжать учить  работать с картой ,  схемой, определять  пространственное расположение предметов, направление движения, отражать это в речи;

 - обогащать представления детей о круговороте воды в природе, о переходе воды в разные состояния (твердое, газообразное ) в зависимости от температуры воздуха, обогащать представления о природных явлениях: дождь, град, снег;

 - обогащать представления о значении воды в жизни человека;

 -совершенствовать навыки количественного счета в пределах 20,  упражнять в  соотношении количества предметов с числовым изображением; продолжать учить измерять объем жидких и сыпучих веществ  с помощью условной меры; называть части целого ( половина, три части из четырех и т.д.);

 - продолжать знакомить с многоугольниками на примере шестиугольника; упражнять в конструировании снежинки  из шестиугольников.

Развивающие

 -  развивать связную речь, умение ясно и четко выражать свои мысли;

 - развивать познавательную активность у детей, интерес к проведению опытов с водой; объяснять появление пара, влияние воды на световой луч, на звуки;

- развивать умение устанавливать взаимосвязи между состоянием окружающей среды, жизнью и здоровьем людей и всех живых организмов;

- развивать мелкую моторику (подготовка руки к письму);

 - развивать фантазию, воображение;

- развивать умение работать подгруппами и в парах.

Воспитательные

 - воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему;

 - воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранять чистоту рек, воздуха, лесов.

Предшествующая работа:

Просмотр мультфильма  «Заяц Коська и Родничок».

Работа с картой, со схемами.

Наблюдение природных явлений: дождя, града, снегопада, тумана, знакомство с круговоротом воды в природе.

Проведение экспериментов с водой, снегом. льдом, светом, звуками; наблюдение за паром.

Рассматривание иллюстраций о природных ресурсах, о загрязнении водоемов, лесов, воздуха земли человеком, рассуждения о том, к чему это может привести.

Количественный счет предметов в пределах 20, знакомство с цифрами, с двузначными числами второго десятка; деление целого предмета на части, соотношение целого и части, название частей предметов (одна вторая часть - половина, одна четвертая  часть)

Знакомство с геометрическими фигурами, конструирование из геометрических фигур.

Пособия.

Игрушки заяц Коська и Родничок.

 Презентация, слайд – схема , карта, материал для проведения экспериментов – чайник с горячей водой, стеклянная банка с крышкой, снег; стеклянный сосуд , фонарик, стаканы, по разному заполненные водой, металлическая палочка; материал для отсчета и измерения объема; овощи, сыпучие продукты. муляжи ягод и фруктов, контейнеры с водой, мерки; дидактический материал для изготовления фильтров – разрезные круги с изображением цифр;

интерактивная игра «Поможем лесу».  Листы со схематичным изображением деревьев  и нарисованной дорожкой  - путь капельки воды от корня до листа (подготовка руки к письму0, наборы шестиугольников для конструирования снежинки.

Содержание НОД.

1-я часть.

Утром  мы встретили  зайца  Коську. Он был очень грустный.

 Коська - Я потерял своего друга Родничка. Вдруг с ним что-то случилось и ему нужна  помощь. А я не знаю, где он. Ребята, вы знакомы с моим другом Родничком?

(Да, мы смотрели мультфильм «Заяц Коська и Родничок». Там заяц и Родничок  бегали наперегонки.)

 Восп. - А вы знаете, как образовался родничок? (Из подземных вод) – Вода есть не только на поверхности земли, но и глубоко под землей. Она попадает туда после сильных дождей и таяния снега. Через отверстия в земле подземная вода проникает  на поверхность. Вот так и образуются родники.

Коська: Дружба с Родничком очень важна для меня, я думаю, что и для вас она тоже важна.

( Родники дают начало   большим полноводным рекам, реки несут свои воды в моря. Из миллионов капелек воды  состоят океаны. )

Дети подходят к карте.

Восп.  – Что можно сказать, глядя на карту?

 (Большую часть земного шара  покрыта водой)

 Коська  - Как обозначена вода на карте земного шара?  Как обозначены реки?

 (на карте водное пространство обозначено синим и голубым цветом. Синими волнистыми линиями на карте обозначены реки. )

Восп.        - На берегах рек люди издавна строили  города, потому что где вода, там – жизнь. Может быть, если бы на нашей планете не было воды, наша планета была бы необитаема.  Как вы думаете, почему? (Животные и растения не могли бы жить без воды. Даже сам человек больше чем  наполовину состоит из воды. )

 Восп.     - Очень важно, чтобы с Родничком ничего не случилось.

Дети: Мы поможем Коське найти Родничка.

 Восп.     - С чего начать поиски, куда отправляться?

 

Коська: Родничок оставил карту и отметил на ней свой путь.

Дети подходят к карте.

 Восп.      - Откуда  начинается путь нашего Родничка?  (  Путь Родничка начинается с земного склона.  Дальше Родничок отправился в реку.)

 Коська:      - А что же здесь происходит? На берегу реки стоит завод и из трубы в реку стекает грязная вода.  К чему это может привести? ( Вода в реке станет грязной, в ней нельзя будет купаться. Животные не смогут пить такую воду, рыбы и другие живые существа могут погибнуть. Нужны  фильтры, чтобы очищать грязную воду)

    Восп.  - Фильтры можно изготовить из деталей. Какой формы  труба и  какой формы отверстие в ней? (Труба в форме цилиндра, а отверстие в ней круглой формы) – Значит и фильтры должны быть такой же формы. Нам нужно изготовить три фильтра, чтобы вода была как можно чище.  Как сделать это быстрее? (Разделиться на команды) У каждой команды есть круглая основа под фильтр с цифрами и детали с отверстиями. Нужно, чтобы детали совпали с основой не только по количеству деталей, но и  по форме и размеру.

     

(Дети делятся на команды и строят  фильтры  из разных геометрических фигур)

  Коська -  Посмотрите, какая теперь стала речка? (Чистая, прозрачная)

Восп. На берегу такой чистой речки приятно отдохнуть, и животные будут здоровы.

 Коська. - А куда же Родничок  отправился дальше?  - Стрелка показывает вверх. Родничок отправился в небо? Как это может быть.? Ведь у него нет крыльев.

 (Вода испаряется с поверхности  пруда .)

 Коська - Как это происходит?  (Солнце нагревает поверхность  земли, вся вода, которая находится на поверхности  земли и водоемов,  от тепла превращается в пар.  Пар   легкий – легкий, как пух, он  легче воздуха. Поэтому  водяной пар  поднимается вверх. Из водяного пара образуются облака.)

Коська: -Я не совсем понимаю, как это происходит.

 Восп. - Мы покажем опыт с помощью стеклянной банки, горячей воды и кусочков льда.

Проводится опыт «Испарение воды».

(Солнце нагревает поверхность  воды, вода от тепла превращается в пар. Капельки пара поднимаются вверх и собираются в виде облака. Так наш Родничок оказался в небе, полетел в виде облака с другими облаками ).

 Коська - Какие красивые облака.

Восп.  - Они все причудливой формы. Одни  облака  напоминают животных, другие – волшебные замки или цветы. Займите места за столами. Рассмотрите  облака на ваших рисунках.  – Что они вам напоминают? Дорисуйте облако так, чтобы оно во что-то превратилось.

                  Дети выполняют задание на развитие воображения.

   Восп. - Куда  дальше показывает стрелка?

 (Она показывает опять вниз.)

  Коська: Облако опустилось на землю?

 

  (Нет, маленькие частицы пара объединились в капли, капли тяжелее воздуха, они стали падать вниз в идее дождя. )

  Восп.  А во что превращаются капли воды во время похолодания? (В лед, тогда идет град)

Восп. Град обычно выпадает летом и быстро тает. А в какое время года лед на земле бывает лед?

   (Зимой, во время морозов   реки, пруды и все лужи  покрываются льдом.)

 Восп.       -  На земле есть места, где лед никогда не тает.

Коська: Разве бывают такие места?

( На северном и южном полюсах. А в холодных океанах плавают ледяные глыбы - айсберги.)

Коська: Значит, наш друг родничок  может превратиться и в капельки дождя, и в пар, и в ледяные градины?

 Восп.   - Конечно, ведь Родничок  - это вода, а вода может иметь три состояния, какие?

                ( Жидкое, (просто вода),  твердое (лед)  и газообразное (пар).)

 Коська: Родничок любит подшутить надо мной, превратиться то в лед, то в снежный вихрь, то в волну, то в облако. С ним так весело!.

    - Поиграем с Коськой в игру «Будь внимательным»  

Игра «Вода, лед, пар».

 Восп.  - Проследим по карте путь Родничка. Где он оказался?

(Родничок попал в лес в виде дождя)

Коська.  – А как вы думаете, дождь полезен для леса?

(Вода  проникает в землю, земля становится влажной, корни деревьев и растений  впитывают влагу корнями.  Частицы воды по стволам и стеблям  попадают в листья, цветы и плоды.)

Коська – Значит наш Родничок  может попасть в ствол дерева?

 Восп. - Мы тебе покажем, как это происходит. Ребята, займите свои места за столом. Нужно помочь капельке пройти путь от корня до листочка на макушке дерева. Проведите линию простым карандашом не пересекая контур дорожки и не отрывая карандаш от бумаги.

Дети выполняют задание – подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики.

Коська.  – Дождь идет летом. А зимой наш Родничок превращается в снег. А снег полезен для леса?

    - (Зимой в лесу сугробы, они  защищают  корни деревьев и растений от холодов.)

Коська  - А как получается снег?

Восп. Зимой, высоко над землей, где очень холодно водяные пары не успевают перейти в воду, потому что сразу замерзают. Во что они превращаются?

    ( Они превращаются  в крохотные ледяные кристаллики. Они малы, как пылинки. Ледяные кристаллики шестиугольной формы.)

Восп.  Они соединяются друг с другом и превращаются в снежинки. В мире нет двух одинаковых снежинок. Рассмотрите снежинки, что у них у всех общего?

               ( все снежинки имеют по шесть лучиков.)

Коська: Как интересно. Мне хочется посмотреть, как получаются снежинки.

 Дети выкладывают снежинки из шестиугольников за столами (работа в парах)

Коська: А как получаются хлопья снега?

(Когда снежинки падают на землю. Они соединяются друг с другом, получаются хлопья снега, идет снег)

 Восп.  – Когда закончится зима наступит весна, вся природа оживет. Весной и летом  мы любим приходить в лес на отдых. Давайте заглянем в летний лес.

 

Коська:  - Ой, что здесь творится! Я сам себя не слышу!

Дети рассматривают картинку. Люди пришли в лес, срубили елку, оставили мусор, не затушили костер, слушают громкую музыку.

Интерактивная игра «Поможем лесу».  (В первую очередь нужно затушить костер. Выключить громкую музыку, чтобы не пугать лесных обитателей. У Вылечить дерево.  Убрать мусор.  В лес лучше приходить пешком, машина может повредить растения и муравейники)

Интерактивная игра «Помоги лесу»

  - Отправляемся дальше на поиски Родничка.

 (Дальше наш Родничок попал в лесной ручей, потом – опять в реку.  Из реки  - на станцию для очистки воды)

 Коська  -А для чего нужна такая станция?

 (На такой станции речную воду очищают, чтобы люди могли ее пить)

Восп. Зимой станция для очистки воды выглядит вот так. Она работает круглый год. Дальше вода попадает в водопровод. Где же оказался наш Родничок?

( Он попал в город)

А дальше его путь теряется.

        2-ая часть.

Мы определили, сто наш Родничок попал в город.

    - А вы знаете, как вода используется людьми? Нужно определить, где может находиться Родничок.

Дети составляют коллаж.

1.Вода используется в земледелии. Она нужна для полива растений.

2. В животноводстве. Чтобы поить животных и ухаживать за ними.

3. Для питья и приготовления пищи.

4. Вода – это   растворитель. В воде растворяются  соль, сахар, лимонная кислота, лекарства, краски. Вода растворяет грязь и смывает ее.

5 Вода  нужна для тепла, батареи с горячей водой согревают помещения.

6. Вода используется как инструмент. Вода может разрезать лед.

7 Вода используется в спорте.   – Какие виды спорта связаны с водой? (плавание, гребля, хоккей, конькобежный спорт, керлинг, лыжный спорт)

8. Вода нужна, чтобы тушить пожары.

Водяной: Ваш Родничок у меня. Люди не берегут природу, загрязняют водоемы, воздух, не  ценят воду, я беспокоюсь, что так скоро и воды не останется, а я без воды жить не смогу, ведь я – Водяной, поэтому ваш Родничок будет жить у меня вот в этом сосуде. Так он лучше сохранится.

 - Но мы не можем жить без воды, нам нужен наш Родничок.

Водяной – выполните мои задания, я подумаю, вернуть ли вам его.

 1-е задание.

 Нужно помочь мне отобрать продукты для приготовления   трех  блюд при помощи воды: щей из овощей, макарон с соусом  и компота. У меня есть три рецепты, но я не могу их расшифровать.

Разделитесь на команды. Перед вами карточки – рецепты блюд их нужно расшифровать и приготовить блюда, следуя рецептам.

Щи: половина кочана капусты, две моркови, 5 картофелин, 1 луковица, 5 стаканов воды,  1 столовая ложка соли, 1 веточка укропа.

Макароны: 3 мерные ложки макарон, 2 стакана воды.

Компот. 3 мерные ложки вишен, три четверти яблока, 2 мерные ложки смородины, 5 мерок воды, 3 ложки сахара.

        Деть выполняют задания.

Водяной – Справились ли вы с заданием? Какие продукты вы приготовили для приготовления блюд?

                             ( дети описывают рецепты)

  -Почему щи соленые, а компот – сладкий? (Соль и сахар растворяются в воде)

 - Почему Щи пахнут  укропом и петрушкой, а компот – ягодами? (Вода растворяет запахи)

3-е задание. Сделать радугу.

 - Когда луч света проходит сквозь воду, он превращается в радугу.

4-е задание. Сыграть мелодию.

        (Чем больше воды в стакане, тем ниже звук, чем меньше воды в стакане, тем звук выше)

Волш. – а теперь подберите слова к слову «вода».

 (чистая, прозрачная. Живая, морская, минеральная, подземная, пресная, речная, родниковая проточная т.д.)

Волш.  – Могу ли я вам доверить Родничок. Знаете ли вы, как сохранить воду на  нашей земле?

   

Нужно строить очистные сооружения. Чтобы не загрязнять водоемы.

Очищать водоемы с помощью фильтров.

Не загрязнять воздух.

Отдыхая на берегу рек, озер, в лесах не разбрасывать мусор.

Закрывать за собой краны, следить, чтобы они были исправными и вода не капала.

Волшебник освобождает Родничка.

   Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?»

 

 - Почему заяц Коська и Родничок такие счастливые

 ( Мы  преодолели длинный путь и  спасли Родничка)  - итог.

Родничок и Коська дарят нам разноцветные капельки. ( Самоанализ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» направление «Социальный мир» в группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет «Родной город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» направление «Социальный мир» в группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет  «...

«В поисках Кляксича» конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема «В поиске клада» 2023г.

Формирование   у детей знания о числе, геометрических и временных представлений, с помощью интересных заданий, на основе перцептивных (ручных) действий для накопления опыта и его осмысл...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие», раздел: «Формирование элементарных математических представлений», «Шахматное развитие». Тема: «В поисках сокровищ» (итоговое в форме квест-игры для дет

Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений с помощью элементов игры в шахматы.    Образовательные задачи:- Формировать умение сравнивать к...