Конспект НОД "Путешествие в прошлое куклы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель: Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать; научиться изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kukly.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №36 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

Конспект занятия для детей средней группы

«Путешествие в прошлое куклы»

Составитель:  Абдумелова Е.В.

 2016 г.

«Путешествие в прошлое куклы»

Цель:

- развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;

- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать…

- развивать мелкую моторику рук.

- научится изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.

 Материалкуклы в  русских народных костюмах : девочка и  мальчик.; сундучок; куклы: глиняная, тряпичная, соломенная, деревянная.

Музыкальное сопровождение. «Космическая» музыка, русская народная музыка, слайды старинной русской одежды.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие. Какие средства

передвижения вы знаете? (Ответы детей). Давайте совершим путешествие в

        прошлое на машине времени. Итак, готовы? Отправляемся.

       (в сопровождении «космической» музыки проводится пальчиковая гимнастика)

Машина времени у нас,

В полет отправимся сейчас, 
Сколько же часов затратим?

1, 2, 3, 4, 5.

Ну, а если силы взвесить,

Можем пролететь и десять. 
6, 7, 8, 9, 10

 Воспитатель:  Вот мы и прибыли в прошлое. (на сцене девочка и мальчик в старинной одежде, играет русская народная музыка).

 Воспитатель: Какие странные дети! И одеты чудно, и играют по особенному. Куда же мы с вами прибыли? Никто из вас не догадался? (В прошлое, в Древнюю Русь).

 Воспитатель: Правильно! Когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Правда, похоже? Так вот… Давным-давно на Руси все так одевались. Была и особая манера разговора .                                                    

 

Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.

(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой. (показывает)

- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?

Дети отвечают на вопросы.

 - Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка).  Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. 

Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?

Воспитатель (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)

- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….

- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)

- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).

- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…

Ну а теперь давайте поиграем.

Игра на словообразование «Какая кукла»

Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла?

Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и катит мяч обратно.

 Кукла из дерева – деревянная,

 Кукла из соломы – соломенная,

Кукла из резины – резиновая,…

Физкультминутка: Пальчиковая гимнастика    

 Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
В миску молока налью, (наливаем молоко)
Положу туда крупу (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.(поставить на плиту)
Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.

Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы), нитки.

Воспитатель: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани. (показывает) прямоугольный  туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…

Изготовление детьми Пеленашки.

Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем колыбельную.

 Дети:     Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Приходи ночевать,
Нашу Машу качать.  

.

Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.

 

 Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку.  Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.

Список использованной литературы:  

  1. Куприна Л. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов ДОУ» Детство–Пресс
  2. О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Детство-пресс 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".

Цель: привлекать внимание  детей к народной игрушке- кукле....

Конспект открытого занятия с детьми средней группы на тему «Путешествие в прошлое куклы»

(Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество)Цель: приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.Задачи:Образовательные:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...