занятие по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Степанова Ирина Леонидовна

Мой край родной – Алтай

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме:

«Мой край родной – Алтай»

                                                              Воспитатель: Домальчук И.Л.

                                       г. Алейск 2017

Занятие начинается под песню М. Евдокимова «Алтай».

Ведущий. Читает стихотворение Л. Дайнеко .

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки, опушки нет родней.

Есть ветки у листочка, овражек у ручья.

У каждого на свете есть Родина своя.

Дети читают стихотворение «Мой любимый Алтай»

Раскинулись степи Алтая

И вширь, и в длину далеко,

Посмотришь, как будто нет края

Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,

Любуюсь – какая земля!

Покрытые новым убором

В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,

Любимый, цветущий мой край,

Ты – житница Родины нашей,

Ты – золото наше, Алтай.

Ведущий:

Ребята, сегодня мы будем говорить о нашем крае. Более 70лет тому назад образовался Алтайский крайАлтай и Алтын – эти два слова похожи между собой. Алтыном в старину называли золото. Алтай – золотой край.

Ребята, вы хотите  услышать легенду о создании Алтая? Тогда внимательно послушайте эту легенду.

 Легенда о создании Алтая
Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край — обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого — Алтай, что в переводе означает «золото» 

У каждой страны , города, села есть свой герб и флаг(показать герб и флаг России), есть они и в Алтайском крае (показ и обсуждение)

Богат наш край – всё это природные богатства. Но самое главное богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный.

• Почему мы так говорим?

В нём проживают украинцы, немцы, казахи, армяне, коренные жители – алтайцы, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.

С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

- Чем же богат наш край? Об этом и пойдёт сегодня речь.

Наша Родина богата

И Алтай наш славится

Мёдом, хлебом, облепихой

Катунью – красавицей!

Наш Алтай очень красивый

Катунь – светлая вода

Кто приедет в края наши –

Не уедет никогда!

Стук в дверь.

Ведущий: Ребята, кто-то к нам стучится в дверь… Заходи, гость дорогой!

(входит Леший).

Леший: Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я – Лесник. Живу в лесу, в своём волшебном царстве. А сегодня решил прийти к вам в гости, т. к. мне птицы – царицы донесли, что вы сегодня беседуете о моём золотом крае – Алтае. А как же вы без меня? Ведь в моём царстве столько зверей, птиц. Вы ведь, наверное, и не знаете, какие животные обитают в алтайских лесах и полях?

Ведущий: Вот ты Леший и ошибаешься, детки хорошо знают животных своего края, правда, ребята? Давайте с вами их назовём.

(волк, лиса, бобр, лось, заяц, косуля, марал, соболь, олень)

Ну, что убедился?

Леший: Молодцы, детишки! А давайте я с вами поиграю в игру «Кто лишний». Вы должны прослушав названия животных, определить, какое животное не живёт у нас на Алтае. Ну что, готовы? Тогда слушайте внимательно.

Волк, белка, обезьяна, барсук

Заяц, соболь, кенгуру, медведь

Олень, ёж, лиса, верблюд

Косуля, марал, лошадь, лось.

Молодцы, ребятки! А вы знаете, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безобразие.

Как вы думаете, что они придумали? (Правильно они создали Красную книгу).

Почему именно красную? (это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу)

А каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих).

В нашем алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).

Ребята, а вы знаете, сколько у меня красивых деревьев в лесу растёт.

Ведущий: А давай, леший, у ребят спросим, может они знают, какие деревья растут на Алтае?

(берёза, дуб, клён, тополь, кедр, осина, сосна, ель, ива)

Леший: Мой дом не только красив, он ещё и кормит, и лечит. А что в лесу можно собирать? (грибы, ягоды, лекарственные травы).

А вот я сейчас и проверю, знаете ли вы лекарственные растения. В своём кузовке я припас для вас загадочки. Слушайте внимательно.

1. Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

• А что вы знаете об одуванчике?

«в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили тёмные пятна на коже и веснушки»

2. На лесной опушке

Стоят подружки

Платьица белены

Шапки зелены. (берёзка)

• А кто сможет рассказать о пользе берёзки?

«давным – давно, берёза приносит пользу человеку. Это знаменитый берёзовый веник в бане и берёзовый дёготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания».

3. Путника друг –

Скромный, невзрачный листок

Ты на пораненный палец

Влажной заплаткою лёг

Многим у нас невдомёк

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног. (подорожник).

«Если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживёт».

4. Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь себе кружку, в которой дымится

Душистый отвар. (ромашка)

5. Первоцвет весенний

Жёлтенький цветок

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний

Ключик от весны

Ни тебе ли снятся золотые сны?

Будь же осторожен

Не сорви его

Мягкого, душистого

Друга моего. (мать –и- мачеха)

«Мать – и – мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях».

Леший: Ну, что ж молодцы, порадовали меня своими знаниями.

Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Давайте будем беречь, и охранять их!

1. Дерево, трава, цветок и птица.

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

2. Природу не уродуй

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть!

Леший: Ну что, ребятки, у вас мне очень интересно, но мне пора домой возвращаться. Меня уже совсем заждались жители моего лесного царства. А вам большое спасибо за ваши знания.

 до свидания. (Леший уходит).

Ведущий: Когда говоришь «Алтай» - то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озёра, быстрые реки.

На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Обь образуется от слияния рек Катуни и Бии.

• Ребята, а давайте представим себя в роли рек Катунь и Бия, которые сольются в одну большую реку Обь?

Дети под музыку шума воды, с лентами голубого и зелёного цвета исполняют импровизацию движения рек.

Также наш край богат полезными ископаемыми, такими как, поли металлыповаренную сольсодубурый угольникелькобальтжелезную руду и драгоценные металлыАлтай знаменит уникальными месторождениями яшмыпорфировмраморовгранитов, минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями.

Ребята, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наш Алтайский край

 В нашем крае очень много городов, сёл, деревень.

• Какие из них вы знаете? (ответы детей)

• Как называется столица Алтайского края(Барнаул)

Поэтому этот город на карте обозначен крупной звёздочкой?

• Кто сможет показать его на карте?

• Знаете, почему он так называется?

Когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называлось? (в этих местах водилось много волков).

Ведущая.

Равнина, равнина, ни яра, ни пади,

Равнина на север, равнина на юг,

Как будто гористую землю разгладил

Горячий, гигантский утюг.

Здесь воду качают полынные ветры,

Бежит на поля ледяная вода.

Здесь смотришь и видишь на сто километров

Полсотни туда и полсотни – сюда.

В Алтайском крае много степей. Самые большие называют Кулундинскими степями. А название их произошло от слова «кулун» - т. е. жеребёнок, потому что когда-то здесь, в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

• Скажите, а где мы с вами живём? (в городе)

• Как он называется? (Алейск)

• Покажите на карте то место, где мы живём?

Ведущий. Алейск! Сибирский город мой родной!

За то, что ты душою так прекрасен,

За то, что девственно укутан красотой.

Неисчерпаемо и разно.

Ты утопаешь в зелени весной.

Укрытый золотом в осеннее ненастье.

И, бережно серебренной красой,

Зимой приносишь алейчанам счастье.

Твой друг, Алей, в слиянии с тобой,

Сближает, здешних горизонтов, дали,

И вечно, нестареющий душой,

Уносит в омутах, невзгоды и печали.

 

Твоя судьба из давних лет,

Всегда стремиться к процветанью.

Трудов людских, неслыханных побед,

Не оградить неведомую гранью.


Друзья! Любите город наш родной!

Без нас, Алейск, лишённый процветанья.

И трепетно, заботливо, с душой,

Ему свои несите дарованья!


 Ребята, сегодня мы с вами поговорили об Алтайском крае, а на следующем занятие мы поговорим с вами о нашей малой Родине  (Алейске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...