Консультация "Воспитание экологической культуры у дошкольников"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Домникова Евгения Васильевна

Чтобы преотвратить варварское отношение к природе нужно начинать воспитывать экологическую культуру с дошкольного возраста. Это самое подходящее время для формирования у ребёнка основ  восприятия окружающего мира. Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_2.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнает, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь пи наличии определённых внешних условий – среды обитания пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все условия для его жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Совокупность знаний и активных проявлений ребёнка вырабатывает осознанно-правильное отношение к природе. Ребёнок интересуется явлениями природы, понимает специфику живого, практически сохраняет, поддерживает или создаёт для него условия; понимает или сочувствует тем, кто испытывает дефицит каких либо условий, эмоционально откликается, радуется на любые проявления  животных и растений, их красоту.

Такое отношение вполне может сформировано у маленького ребёнка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдать за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.

Человек, как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике каждого ребёнка.

Осознанно-правильное отношение детей к объектам природы я воспитываю путём их практической деятельности с растениями и животными, разными формами взаимодействия и отражения впечатлений о них, выстраивая вокруг чтения о природе.

Чтение книг перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматривании картин. При помощи книг дети получают представление об отдельных, в ряде случаев, экзотических проявлениях  природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

 Наиболее значимым методом в воспитании экологической культуры ребёнка является наблюдение. Наблюдение с детьми я провожу в повседневной жизни в форме циклов за одним и тем же объектом, а так же на занятиях, экскурсиях, прогулках, труде.

Наблюдая  ребёнок учится видеть красивое в окружающей природе, появляется желание сохранить  эту красоту для всех, желание оказывать помощь всему живому, беречь, ухаживать и т.д.

Желание поделиться с окружающими полученными впечатлениями, через изодеятельность, составление рассказов, составлением календарей, в музыкальной деятельности. Всё это обобщается в интеграционном занятии, на котором у детей формируется обобщение представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе. Здесь дети передают своё впечатление о природе посредством поэзии, музыки, изобразительной деятельности.

Кроме занятий и наблюдений мы с детьми ещё занимаемся трудом в уголке природы, на участке детского сада.

Труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения и правильные способы ухода за растениями, животными, воспитывает любовь ко всему живому. Детям становится ближе и понятней растительный и животный мир.

Конкретная забота о растениях и животных развивает в детях такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботится о других.

Так же ребята принимают участие в природоохранных акциях, таких как: «Зелёная ёлочка – живая иголочка», «Покормите птиц», «Вкусная кормушка», «Моя планета Земля».

Вся эта работа воспитывает в детях осознанно правильное отношение к природе.

Не остаётся в стороне и физическое развитие ребёнка, через труд, наблюдения, занятия дети приходят к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Здоров – значит красив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

"Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Экологическое движение- отряд «Эколята-дошколята», как один из современных подходов для формирования первичной экологической культуры у дошкольников.

   Экологическое движение- отряд «Эколята-дошколята», как один из современных подходов для формирования первичной экологической культуры у дошкольников....

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...