НОД "Весенний прилет птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ФИРСОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

Цель: формировать представление о сезонных (весенних) изменениях в  природе и о перелетных птицах.

Задачи:
1. Обучающие: совершенствовать знания о признаках весны и о жизни перелетных птиц.
2.  Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, связной речи,  речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

3.Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое,  бережное отношение, любовь ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod._vesenniy_prilet_ptits.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по познавательно- исследовательской деятельности. Ознакомление с окружающим миром.

«Весенний прилет птиц»

 (для детей старшей группы)

Цель: формировать представление о сезонных (весенних) изменениях в  природе и о перелетных птицах.

Задачи:
1. Обучающие
: совершенствовать знания о признаках весны и о жизни перелетных птиц.
2.  Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, связной речи,  речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

3.Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое,  бережное отношение, любовь ко всему живому.

Демонстрационный материал:
Презентация с картинками изображения птиц;  картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья ; мнемотаблица «Весна», конверты с заданиями; фотоаппарат; раскраски .

Методические приемы: использование мнемотехники, игровой момент, вопросы, загадки, художественное слово, игры, анализ.

Ход НОД:

(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, я пришла к вам в гости и приготовила много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

Воспитатель: Ребята посмотрите на таблицу. Настала теплая весна. Греет ярко солнышко. Журчат вёсёлые ручьи. Расцвели первые подснежники. Появилась зеленая трава. На деревьях набухли почки. С юга вернулись перелетные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики и бегать по лужам. А теперь вы попробуйте рассказать мне по картинкам о весне.


E:\slide_7.jpg

Воспитатель: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

Прилетели птицы – грачи, ласточки, скворцы.
Все вы просто молодцы!»

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?
Дети: Грач,  кукушка, ласточка, скворец.

Воспитатель: А как можно назвать этих птиц одним словом? Какие они?
Дети: Перелетные.

Воспитатель: А почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод.

Воспитатель: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.

Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.

(Дети и рассматривают изображения с гнездами кукушки,грача, ласточки)

Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.

(Потягивания — руки вверх)

А внизу леса, поля —
Расстилается земля.

(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на чудо — дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим.

Воспитатель: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?
(Ответы детей).

Воспитатель: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

Словно Солнышко плывёт,

Шею изгибая,

Клювом воду зачерпнёт,

Хорошо летает!

 Лебедь

 Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец! " – 
Пел у скворечника     (скворец)

По весенней чёрной пашне
кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет -
крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя …
(Грач)

Воспитатель: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

Воспитатель: Игра “Собери картинку”. 

На столах лежат  конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные  птицы.
(Проводится игра).

Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжелой заболела мать. Лежит она , детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня в горло, принесите мне водички!..» (Ненецкая сказка «Кукушка») .
Какие птицы жили у бабуси?
(Два весёлых гуся).

Воспитатель: Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!

Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!

Воспитатель:  Я думаю, что вы тоже не будете обижать птиц и будете им помогать. Охраняйте птиц и берегите нашу природу!

Дети: Да.

 Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы! А чтобы вы ребята не забывали птиц у меня есть для вас сюрприз – вот эти птички прилетели к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....

Прилет птиц.

Конспект  занятия  в  подготовительной  группе  по  конструированию  из  бумаги....

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"

Сценарий   тематического занятия  (кружок  «Свет  православия»)Сорок  сороков (прилет птиц)  Программные  задачи:- познакомить детей  с календар...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: « Прилет птиц». (рисование ладошками)

Тема: « Прилет птиц ».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчес...

Конспект НОД по экологии "Весенний прилет птиц" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект предназначен для ознакомления детей с особенностями жизни птиц весной и воспитания у детей бережного отношения к пернатым....

Праздник прилета птиц

В первые дни весны на участке с детьми можно понаблюдать, как прилетают птицы....