Главные вкладки

    Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками.
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Знания, полученные детьми во время организованной образовательной деятельности, помогают ребятам во время наблюдений самостоятельно понять происходящее в природе процессы, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически  грамотного, безопасного  для природы и здоровья человека поведения.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_rabote_s_doshkolnikami.docx23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками.

    В наше время дети, редко общаются с природой. И в работе мы часто замечаем, что дети знают неплохо растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь ознакомление с окружающим миром  начинается со знакомства  с объектом ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. В любом месте можно найти интересные для наблюдений природные объекты: вода, деревья, травы, насекомые, птиц и др. Из практики можем сказать, что дети с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа. Где одновременно затрагиваются и  творчество, и интеллект, и чувства детей. Еще  в середине 17 века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было что делать «пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают, нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр». Работая с детьми дошкольного возраста можем сказать, на сколько важно не упустить возможность использовать именно исследовательскую деятельность, для освоения детьми новых знаний об окружающем мире.

    Знания, полученные детьми во время организованной образовательной деятельности, помогают ребятам во время наблюдений самостоятельно понять происходящее в природе процессы, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически  грамотного, безопасного  для природы и здоровья человека поведения.  

    Чем старше дети, тем менее значима роль воспитателя, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребенком исследований. Разнообразнее становится и формы обобщения материала. Но здесь у нас бывают ошибки, т.е. мы меньше даем самостоятельности, больше руководим, опережаем ответы детей и т.д.

    При проведении исследовательской деятельности  используем  интегрированный подход. Так как, выполняя задания, дети ведут не только наблюдения и экспериментируют, но и рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки, рассказы.

    Исследовательская деятельность  «Русская березка»

    Объект исследования

    В качестве объекта исследования выбрано дерево береза, что обусловлено рядом причин.

    1.Это растение растет на территории детского сада и родного края, однако большинство детей и взрослых не обращают на неё внимание. Гораздо больший интерес дошкольники  проявляют к животным и к ярким, красиво цветущим растениям. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые, поскольку у последних нет способов передвижения, аналогичных животным.

    2.Деревья — прекрасный объект для фенологических наблюдений, в частности, береза имеет ярко выраженные сезонные изменения. На примере березы могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

    3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

    Деревья — это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями.

    Подготовка материалов и оборудования 

    Для проведения исследований мы использовали: карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейку,  лупы, коробку для оформления коллекций семян, слайды, фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев, лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных, емкости для проведения экспериментов (например, упаковочные материалы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов), кормушки, скворечники.

    1.Дождемер. Это нехитрое устройство для измерения количества осадков несложно было нам изготовить из больших пластиковых бутылок.

    Способ изготовления: Снять пробку, разрезать бутылку пополам, перевернуть верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставить в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам емкости и скапливаться на дне. Чтобы дети случайно не порезались, нужно заклеить острые края бутылки клейкой лентой.  Нанести на стенки дождемера шкалу (цветные полоски для наблюдений младших детей или же цифры — для старших).

    2.Ловушки для почвенных животных также изготавливаются из пластиковых бутылок, например, пятилитровых.

    Способ изготовления: Разрезать бутылку пополам, верхнюю часть убрать, а края нижней обмотай изолентой. Подойдут и различные банки с достаточно широким горлышком.

    3.Модель дерева.  Нарисовали карточки с изображением березы в разное время года (зима, весна, лето, осень)

    4.Набор «Что нужно нашему дереву». Для исследований сделали с ребятами плоские (бумажные) изображения объектов, которые нужны для жизни нашего дерева: солнышко, листик, дождевой червяк, бабочка, капелька воды, снежинка и т.п.

    5.Коробка для коллекции. Приготовили коробку, в которую дети складывали все предметы, связанные с березой (семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры и т.п.).

    Работа с литературой

    Составили картотеку: подобрали стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о березе.

    Подготовительная работа с детьми

    Беседа. Перед началом исследовательской деятельности провели беседу о деревьях. Рассказали детям, что люди всегда очень заняты своими делами и обращают на деревья мало внимания, поэтому иногда этим растениям бывает грустно, им не хватает нашей заботы. Вот мы и предлагаем всем нам подружиться с каким-либо деревом, узнать как можно больше о его жизни, выяснить, в чем оно нуждается. Для «общения» мы выбрали березу.

    Это помогло нам выяснить представления детей о деревьях, и в частности о березе и отношения к ней, заинтересовали проблемой. Поиск ответов на поставленные вопросы решали разными способами.

     Были заданы детям следующие вопросы:

    • Чем деревья отличаются от других растений?
    • Какие деревья вы знаете?
    • Деревья — живые или нет? Почему вы так считаете?
    • Сколько деревьев растет возле нашего детского сада? Как они называются?
    • Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
    • Как вы думаете, кто сажает эти растения в городе? Для чего?
    • Кто из ребят видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
    • Где вы видели деревья в нашем городе?
    • Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
    • Как вы думаете, где деревьям лучше живется—в лесу или в городе? Почему вы так считаете?
    • Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
    • Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? У вашего дома? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

    В процессе обсуждения мы направляли ход мысли детей в нужное русле, обобщали сказанное, сравнивали разные точки зрения ребят. По окончании обсуждения был сделан вывод: Ближе познакомиться с березой на территории детского сада, расширить знания о ней, проявить интерес и бережное отношение к березе.

    Экскурсия. Провели экскурсию по территории детского сада. При наблюдении за деревьями, особое внимание уделяли березам, их красоте, особенностям внешнего вида, сходству, различиям во внешнем облике.

    Попросили детей определить настроение березы, представить, о чем она думает. Кто помогает деревьям? Есть ли у них друзья". Предложили детям погладить кору березы, понюхают ее прижаться к ней щекой, обнять дерево.

    Подвели итог экскурсии: Если каждый человек найдет себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев, и для людей. И рассказали, что многие дети в разных уголках нашей страны уже подружились с деревьями.

    Исследовательская деятельность

    На этом этапе  наблюдали за жизнью дерева (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают), провели разнообразные исследования (детально изучили листья, кору и другие части дерева, почву под ним, ее обитателей). Исследовательская деятельность детей  сочеталась с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделялось эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть ее красоту и сопереживать. Дети также участвовали в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывали растению помощь, создавая для него благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т.п.).

    Изучаем листья и крону

    Загадки:

    Падают с ветки, золотые монетки.
    Летом вырастают, а осенью опадают.

     1.Задание

    Ранней весной провели  наблюдения за почками, из которых развиваются листья.

    Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.) Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут? Нарисовали, как из почки появляется листок.

    2. Задание

    Выяснить на дереве много или мало листьев? Густая у него крона или нет? Предлагаем объяснить свою точку зрения самостоятельно.

    3. Задание.

    Выяснить, может ли тень дерева двигаться. Выслушаем мнения ребят по этому вопросу. (Солнечным утром отметили контур тени.  Обвели его на земле мелом) В течение дня следили  за тем, как изменяются очертания тени, отмечали  ее движение на земле. Обсудили с ребятами, почему тень движется.

    4. Задание

    В жаркий день постояли несколько минут на открытом месте, а потом спрятались в тени дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где жарче — под листвой или на открытом месте? Где больше солнечных лучей?

    5.Задание

    Исследование  листьев березы.

    Предложили ребятам погладить листок руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Рассмотрели листья под лупой.

    Предложили детям потрогать поверхность листа с закрытыми глазами. Что они чувствуют?

    Выяснили, как лист прикрепляется к ветке. Внимательно рассмотрели его черешок. Какой он: округлый или плоский, где шире — у основания листа или ближе к ветке?

    Засушили понравившиеся детям листья и поместим  их в коробку для коллекций.

    Какого цвета листья нашего дерева? Светло-зеленые или темно-зеленые? Есть ли на них пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья одинаково окрашены? Нарисовали листья березы.

    Предложили  опавший листок аккуратно растереть в руках.  Дети рассказали, чем он пахнет, что им напоминает этот запах.

    Нашли на дереве листья, объеденные насекомыми. Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытались обнаружить их на дереве.

    Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?».

    Цель: развивать умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Ход игры:

    Разделить ребят на две команды. Участники первой будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

    6.Задание

     Осенью предложили детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставить их в группе в вазу.  Засушили их на память, ведь целую зиму наше дерево будет стоять без листьев.

    Дети самостоятельно рассказали, как меняется цвет листьев нашего дерева с весны до осени. В заключении выполнили творческое задание: нарисовали  листья березы в разное время года.

    Литература

    1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Москва 2005. -  82с.

    2.Прохорова Л.Н.Экологическое воспитание дошкольников М.: АРКИ, 2004. – 72с.

       3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду М.: Линка-Пресс, 2002. – 116с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

    Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)...

    Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

    Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Перспективный план работы по познавательно- исследовательской деятельности ( окружающий мир) с дошкольниками 5-6 лет

    Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Все явления природы, которые окружают детей , позволяют формировать у дошкольников бережное отношение к природным матери...

    Опыт работы "Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников"

    Опыт работы воспитателя по организации  исследовательской деятельности  с дошкольниками...

    Опыт работы по теме «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»

    Выступление на педсовете - обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников....