Главные вкладки

    Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками
    статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Рыбина Наталья Алексеевна

    Исследовательская деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

    Средняя группа МБДОУ – детский сад «Радуга»

    Саратовской области   Лысогорского района  Р.п. Лысые Горы

    Воспитатели : Рыбина Наталья Алексеевна, Сорочкина Елена Владимировна



     " Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования." 
                                             Р. Н. Бунеев

    Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    «Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».

                                                                                            С. Гин

    При проведении экспериментов придерживаются следующей структуры :

    1. постановка проблемы;

    2. поиск путей решения проблемы;

    3. проведение наблюдения;

    4. обсуждение увиденных результатов;

    5. формулировка выводов.

    Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

    По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:

     Констатирующие (позволяющие  увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление)

    Обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

    Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса)

    Исследования положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

    Поэтому уже со 2 младшей группы велась работа по проекту «Неживая природа», где предметом исследования были свойства воды, песка, глины, камней.

    «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе  собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

    Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.

    Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

    Детское экспериментирование тесно связано с другими видами  деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить  свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

    Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем  глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

    Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.  Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

    Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения  (т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим ,и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

    В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева:

    «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация экспериментально-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками.

    Ребёнок-это не сосуд,который надо наполнить,а огонь,который надо зажечь.(восточная мудрость)...

    Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками.

    Знания, полученные детьми во время организованной образовательной деятельности, помогают ребятам во время наблюдений самостоятельно понять происходящее в природе процессы, провести собственные исследо...

    Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе изучения природы

    Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

    Организация исследовательской деятельности в работе с детьми с ОНР

    Дети любят принимать участие в исследовательской деятельности. Они с удовольствием экспериментируют, наблюдают, анализируют....