педагогический проект "Зимушка - красавица"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Козлова Роза Николаевна

Педагогический проект "Зимушка - красавица" для детей подготовительной к школе группы. Проектная идея: конкретизировать представления детей о зиме. как о времени года. Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческо-информационный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_zima.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №18 «Теремок» комбинированного вида» г. Новая Ладога

Педагогический проект «Зимушка – красавица»

Козлова Р.Н., воспитатель

Парфенова Р.А., воспитатель

Скобелева Н.С., учитель - дефектолог

2016 год

город Новая Ладога

    Вид проекта:

познавательно-исследовательский, творческо-информационный,

    По продолжительности: долгосрочный

    Сроки реализации:

 декабрь-февраль.

    Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

    Участники проекта:

 воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Капелька», воспитатели, учитель – дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители (законные представители).

    Проектная идея:

Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

    Актуальность проекта:

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность  получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка - красавица» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

    Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.

    Задачи проекта:

— для детей:

  • расширять знания детей о зиме;
  • развивать творческие способности, мелкую моторику рук;
  • создавать условия для самореализации, саморазвития;
  • воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

 — для педагогов:

  • создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

— для родителей:

  • стимулировать творческую активность родителей через совместные мероприятия;
  • формировать интерес к жизни детей в ДОУ;

    Интеграция образовательных областей:

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Содержание деятельности:

Подвижные игры и эстафеты.

Физкультминутки.

Пальчиковая гимнастика.

Речь с движением.

Зарядки для глаз, лица.

    Задачи области:

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными видами движений);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности;

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Содержание деятельности:

Беседы и свободное общение.

Беседы – рассуждения.

Дидактические игры.

Исследовательская деятельность, опыты и эксперименты.

Просмотр презентаций.

Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и книгах о зиме, Новогоднем празднике, зимующих птицах, диких животных.

    Задачи области:

  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы),  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  • Уточнять и расширять знания  об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка).
  • Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • развивать познавательный интерес, любознательность к окружающему миру;
  • развивать воображение, творческую активность, фантазию;
  • расширять кругозор детей; прививать любовь к своей Родине, ее традициям и обычаям

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Содержание деятельности:

Беседы.

Словесные и речевые игры.

Творческое рассказывание.

Совместное чтение рассказов и сказок.

Чтение и заучивание стихов.

    Задачи области:

  • упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима»;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • совершенствовать речевые навыки общения.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Содержание деятельности:

Продуктивно-творческая деятельность.

    Задачи области:

  • Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах;
  • развивать творческие способности, творческую активность;
  • воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели;
  • вовлекать детей и родителей в совместные виды деятельности.

    Образовательная область «Социально-коммуникативная»

    Содержание деятельности:

Сюжетно-ролевые игры.

Беседы.

Просмотр презентаций, фильмов, мультфильмов.

Различные виды игр.

Продуктивно-творческая деятельность

    Задачи области:

  • формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников,
  • формировать позитивные установки к различным видам деятельности;
  • формировать основы безопасного поведения в быту;
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

    Ожидаемые результаты по проекту:

— для детей

По окончанию проекта дети смогут:

  • устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
  • осознанно правильно относиться к растениям и животным.
  • расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

— для родителей(законных представителей):

  • заинтересованность и сотрудничество родителей(законных представителей) как участников педагогического процесса.  
  • участие семей группы в выставке новогодних игрушек в мини-музее ДОУ «Старые и современные новогодние игрушки».
  • участие семей группы в конкурсе «Символ года – обезьяна»

— для педагогов:

  • повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • распространение педагогического опыта.

    Этапы реализации проекта:

     I этап – подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

   Работа с детьми.

Выявление субъективного опыта.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Зима – самое холодное время года.

Зимой реки замерзают.

Зимой мало птиц.

Зимний праздник — новый год.

Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках.

Можно лепить из снега Снеговика или Снежную Бабу, снежную крепость.

Что мы хотим узнать?

Чем питаются зимой дикие животные?

Как сделать цветные льдинки?

Почему бывают метели?

Где живет Дед Мороз со Снегурочкой?

Почему на Новый год наряжают елку, а не другое дерево?

Куда зимой прячется заяц?

Где мы можем узнать?

Спросить у мамы или папы.

Спросить у воспитателя.

Узнать из компьютера.

Прочитать в книге.

Узнать из фильмов, телепередач.

Посмотреть картинки.

Узнать из мультфильмов.

    Деятельность педагога

  • Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта;
  • Поиск художественной литературы для чтения занимательной литературы, информационного материала для бесед;
  • Создание картотек стихов, загадок, игр;
  • Мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о зиме;
  • Поиск аудиозаписей на тему: «Зима. Зимние развлечения»;
  • Создание образцов творческих работ с детьми;
  • Разработка конспектов занятий
  • Размещение информационного материала по теме проекта
  • Сбор творческой информации через сеть интернет;

    Деятельность детей

  • Совместное чтение сказок, рассказов:

 Г.П. Шалаева. «Рассказы про новый год», С. Иванов «Каким бывает снег», С.Маршак «Двенадцать месяцев».

  • Цикл бесед о зиме, зимних месяцах, о празднике Новый год, о зимующих птицах, диких животных.
  • Просмотр мультфильмов

Праздник новогодней елки, 1991, СССР, Союзмультфильм

Дед Мороз и лето, 1969, СССР, Союзмультфильм

Снеговик — почтовик, 1955, СССР, Союзмультфильм

    Сотрудничество с родителями(законными представителями):

  • Оформление папок-передвижек для родителей: по теме

«Зима», «Зимние подвижные игры».

  • подборка стихов для разучивания с детьми дома,
  • предложить принести корм для подкормки птиц,
  • анкетирование родителей « Во что любит играть ваш ребенок зимой?»
  • консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
  • беседы с родителями о необходимости участии их в проекте.

    II этап – основной (практический):

Наблюдения.

Занятия.

Лексические темы: «Зима. Зимние месяцы. Новый год. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. Зимние развлечения»

Беседы.

  • «Почему мне нравится зима».
  • «Как звери в лесу зимуют».
  • «Как зимуют домашние животные»
  • «Как человек помогает зимой животным в лесу».
  • «Почему скрипит снег?»
  • «Помоги птицам».
  • «Зачем зимой снег»
  • «Осторожно! Зимние травмы»
  • «Как заботиться о здоровье зимой».
  • «Откуда идёт снег»

Свободное общение:

  • «Как помочь зимующим птицам?»
  • «Как обращаться с гирляндами?»,
  • «Когда опасно кататься на льду?»,
  • «Где рождается снег и иней?».

Создание проблемных ситуаций «Ваня ел на прогулке снег», «Кошка уронила ёлку».

Просмотр презентаций: «Зимние игры на санках», «Красавица зима», «Как встречают Новый год в разных странах?», «Покормите птиц зимой», «Как зимуют животные наших лесов?»

Составление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».

Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».

Дидактические игры:

  • «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • «Кто что делает зимой?»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Времена года»
  • «Четвертый лишний»
  • «Разрезные картинки»
  • «Где чей хвост»
  • «Где чей домик»
  •  «К названному дереву беги»
  • «Узнай по описанию»
  • «Наряди елочку»

Словесные игры:

  • «Какой, какая, какие?»,
  • «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.),
  • «Скажи наоборот»,
  •  «Назови ласково»
  • «Один – много»

Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».

Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».

Опыты и эксперименты (смотри приложения)

Целевые прогулки.

  • Экологическая тропа ДОУ.
  • В зимний сквер.
  • На берег реки.

Чтение художественной  литературы:

  • Н. Сладков «Суд над декабрём»
  • С. Иванов «Каким бывает снег»
  • Е. Трутнева «Первый снег»
  • К. Бальмонт «Снежинка»
  • Г.Снегирёв «Про птиц»
  • Н Сладков «Еловая каша»
  • В.Зотов «Клёст», «О птицах»
  • В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», «Лес зимой»,
  • Г.Скребицкий «На лесной полянке»,
  • Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза»
  • Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
  • Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик», Бр.Гримм «Госпожа Метелица»
  • Загадки о зимних явлениях в природе (смотри приложение)
  • Пословицы и поговорки о зиме. (смотри приложение)

Творческая мастерская.

  • Вырезывание снежинок.
  • Оформление газеты «Зима-красавица»
  • Лепка- барельеф «Снежинки».
  • Вернисаж: «Зимушка-зима»
  • Рисование: «Зимний пейзаж».
  • Рисование : « Снегири и синицы»
  • Рисование «Снежинки на рукавичке»
  • Рисование «Весёлый снеговик»
  • Изготовление цветных льдинок.
  • Оригами «Снегирь и синица»
  • Лепка «Дед Мороз и Снегурочка»
  • Лепка «Снеговик».
  • Аппликация «Ёлочная игрушка»
  • Конструирование из бумаги: «Гирлянда на елку».
  • Рисование веревочкой «Ёлочка»
  • Аппликация из ниток «Сорока-белобока»
  • Рисование по замыслу на тему «Зима»
  • Лепка зимнего леса и его обитателей.

Музыка:

  • Слушание «Времена года» П.И.Чайковского,
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
  • Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова»,
  • Разучивание песен про зиму, «Российский Дед Мороз», «По Устюгу…»

Труд на участке.

  • Заготовка корма для птиц
  • Подкармливание птиц.
  • «Окучивание» снегом деревьев.
  • Расчистка дорожек от снега во время прогулки, площадки для игр от снега.
  • На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи  для построения крепости.
  • Постройка из снега горки.
  • Лепка различных форм из снега.

Физкультурные досуги:

  • Зимний спортивный праздник.
  • «Спортивные игры и развлечения зимой».  

Здоровье:

Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».

Игровые ситуации «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок…»

Безопасность:

Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Пусть ёлочка новогодняя нам радость принесёт»

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Сделаем прическу для праздника», «Концерт в детском саду», «Цирк», «Туристическое агентство», «Ателье».

Взаимодействие  с родителями (законными представителями):

  • Выставка совместных рисунков  рисунков на тему «Ах, ты Зимушка - зима».
  • Оформление папки- передвижки«Как сделать прогулку зимой интересной».
  • Консультация для родителей «Чтобы праздник был безопасным».
  • Информация в уголке для родителей: «Что такое Новый год», «Новый год для детей: как устроить праздник»
  • Участие в конкурсе «Обезьяна – символ года»
  • Помощь в изготовлении костюмов для утренника.
  • Совместные прогулки родителей с детьми в лес.
  • Привлечение родителей к сбору фотографий для фотовыставки
  • «Столовая для птиц". Изготовление кормушек для птиц.
  • Участие родителей в выставке новогодних игрушек в мини – музее ДОУ.

    III этап заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Организация «птичьей столовой»   на территории участка группы.
  • Фотоальбом «Зимние забавы»
  • Презентация проекта перед родителями (законными представителями) и воспитанниками
  • Выставка рисунков «Зимушка-зима».

Итоговое мероприятие: викторина «Знаем ли мы зиму?» (смотри приложение)

Итог проекта:

• Обогащение знаний детей о зиме и зимних признаках, через раскрытие образа зимы в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. 
• Осознание детьми доброго, заботливого отношения к природе.
• Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности. 
• Создание условий для социально-нравственного развития. 

Продукт проектной деятельности:

Рисунки, сделанные совместно с родителями «Зимушка-зима»

Оформлены с помощью родителей альбомы:  «Зимние забавы», «Стихи и загадки о зиме».

Изготовлены дидактические игры для группы «Времена года», «Подуй на снежинку», «Собери ёлочку».

Кормушки, сделанные родителями, для кормления птиц.

Консультация для родителей: «Во что поиграть с детьми на улице зимой», «Игры и забавы зимой».

Используемая в работе с детьми литература и сайты:

1. Детские народные подвижные игры : Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина — 2- изд., доработ.- М.: Просвящение; Владос, 1995.-224с.:

2.Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе/авт.-сост. Т.А.Николкина.-Волгоград: Учитель, 2013.-147с.

3. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 6-7 лет. Программа для детского сада и не только.-СПб.: речь,2011-256с.

4. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей7 Под ред. О.С. Ушаковой. 3-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015.-208с. (Развиваем речь)

5. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. — СПб.: «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2008 — 160с.

6. «Развитие речи детей 6 – 7 лет», О. С. Ушакова Е. М. Струнина издательство Вентана – Граф, 2009. – 288 с.
7. ОБЖ подготовительная группа. Разработки занятий II ч./М. А. Фисенко – ИТД «Корифей», 2007. – 80 с.
8. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет /Арефьева Л. Н. – ТЦ: Сфера, 2005. – 118 с
9. Ознакомление с окружающим миром 6 – 7 лет/ И. А. Морозова, М. А. Пушкарева- Мозаика – Синтез – 2007.

1. Интернет – ресурсы.