«Где зимуют птицы?»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
познавательно-речевого направления
по теме: «Где зимуют птицы?»
для детей старшего дошкольного возраста
Санкт-Петербург
2016 г.
Цель: закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах
Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
- продолжать развивать диалогическую и монологическую речь;
- активизировать словарный запас, пополнить новым понятием «оперенье»
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
- воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы;
- воспитывать коммуникативные навыки
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Рассматривание картин и репродукций об осени, птицах.
- Чтение художественной литературы.
- Пополнение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими характерными признаками осени ( поздняя, грустная, ветреная, задумчивая, унылая, тихая, скучная, перелетные, зимующие, оперенья )
Методы и приемы:
- наглядные - демонстрация, рассматривание, использование ТСО;
- словесные - рассказ, чтение, беседа;
- игровые- разрезные картинки;
Оборудования и материалы: картины: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», конверты с разрезными картинками «Перелетных и зимующих птиц», ободки с изображением птиц
Средства ТСО: интерактивная доска; презентация; аудиозапись
Ход НОД
- Орг.момент
Воспитатель :
-Ребята, подойдите ко мне давайте мы с гостями поздороваемся
-Отлично! Поздоровались , теперь можно отправляться на прогулку .
Звучит волшебная музыка (звуки природы, листвы), на экране появляется слайд
« Колпинский парк »
Воспитатель: А где это мы очутились?
Дети : В осеннем парке
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
II. Основная часть.
Показ слайда.
Воспитатель. А какие периоды есть у осени?
Дети. Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.
Воспитатель. Какое время года мы видим на этой картине?
Дети. Позднюю осень.
Воспитатель: Опишите природу поздней осенью? (картина)
Дети: поздняя, задумчивая, тихая, скучная, грустная, ветреная . Небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом. Ночью морозно, лед на лужах. Уже выпадает снег. Звери завалились в спячку. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Зимующие птицы перебрались поближе к жилищам людей.
Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы знаем? ( загадки, звук птиц - показ слайдов)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая .....(Сорока).
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор.
(Дятел)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица).
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
(Воробей)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавль)
Не ворона, не синица,-
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку
–Раздалось в лесу «Ку–ку».
(Кукушка)
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его … (Скворец)
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет …
(Голубь)
Воспитатель. Ребята, а что же осенью делают птицы?
Дети. Птицы улетают на юг, а некоторые остаются зимовать.
П/игра « птички» (Дети надевают ободки птиц ), выполняют движение со словами:
Скачут маленькие птички, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Им на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелись, как волчок. (Кружимся на месте.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелись, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присели на минутку, (Присели.)
Почесали клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули, давайте дальше будем заниматься
Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: Птицам становится голодно и холодно. Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые, под снегом незаметны плоды и зерна.
Воспитатель. А каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. журавли, кукушка, ласточки, скворец. Дети отвечают, опираясь на картину «Перелетные птицы».
Воспитатель. Ребята, но не все птицы улетают на юг. Есть и те, которые остаются зимовать. Какие это птицы?
Дети . воробьи, голуби, сороки, синицы, дятел. Дети отвечают по картине «Зимующие птицы».
Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?
Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.
Настольная игра «Разрезные картинки» У каждого ребенка на столе конверт с разрезанной картинкой птицы. Дети должны собрать картинку и назвать птицу.(какая она перелетная или зимующая.)Если кто- то знает, может назвать признаки своей птицы.
- Итог.
Воспитатель. Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель. О чем мы сегодня разговаривали?
Дети. Об осени, о птицах.
Воспитатель. На какие 2 группы делятся птицы?
Дети. Перелетные и зимующие
Воспитатель. Посмотрите на доске изображены 2 картинки - на первой зимующие птицы, а на 2- перелетные. Давайте выберем какую птицу куда разместим. Дети подходят по одному к интерактивной доске и размещают по названию( перелетных и зимующих) птиц .
Вы молодцы, ребята, много знаете об осени, о птицах. У меня для вас подарок (корм для птиц). Мы сейчас с вами отправимся на прогулку и покормим наших пернатых друзей.
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....