«Где зимуют птицы?»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шипицына Елена Сергеевна

характерные признаки осени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

  познавательно-речевого направления

по теме: «Где зимуют птицы?»

для детей старшего дошкольного возраста

Санкт-Петербург

2016 г.

Цель: закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах

Задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;
  • продолжать развивать диалогическую и монологическую речь;
  • активизировать словарный запас, пополнить новым понятием «оперенье»
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы; 
  • воспитывать коммуникативные навыки

Предварительная работа:

  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Рассматривание картин и репродукций об осени, птицах.
  • Чтение художественной литературы.
  • Пополнение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими характерными признаками осени ( поздняя, грустная, ветреная, задумчивая, унылая, тихая,  скучная, перелетные, зимующие, оперенья )

Методы и приемы:

  • наглядные - демонстрация, рассматривание, использование ТСО;
  • словесные - рассказ, чтение, беседа;
  • игровые- разрезные картинки;

Оборудования и материалы:  картины: «Перелетные  птицы», «Зимующие птицы», конверты с разрезными картинками «Перелетных и зимующих птиц», ободки с изображением птиц

Средства ТСО: интерактивная доска; презентация; аудиозапись  

Ход НОД

  1. Орг.момент

Воспитатель :

-Ребята, подойдите ко мне  давайте мы с гостями поздороваемся

-Отлично! Поздоровались , теперь можно отправляться на прогулку .

Звучит волшебная музыка (звуки природы, листвы), на экране появляется слайд

 « Колпинский парк »

Воспитатель:  А где это мы очутились?

Дети : В осеннем парке

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

       II. Основная часть.

Показ  слайда.

Воспитатель. А какие периоды есть у осени?

Дети. Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

Воспитатель. Какое время года мы видим на этой картине?

Дети.  Позднюю осень.

Воспитатель: Опишите природу поздней осенью? (картина)

Дети: поздняя, задумчивая, тихая,  скучная, грустная, ветреная . Небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом. Ночью морозно, лед на лужах. Уже выпадает снег.  Звери завалились в спячку. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Зимующие птицы перебрались поближе к жилищам людей.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы знаем? ( загадки, звук птиц - показ слайдов)

Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая .....
(Сорока).

Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор.

                                        (Дятел)

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (
Синица).

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

                          (Воробей)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
                          (Журавль) 

Не ворона, не синица,-

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку

 –Раздалось в лесу «Ку–ку».

                         (Кукушка)

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его … (Скворец) 

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

                          (Ласточка)

Символ мира – это он
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет …
                              (Голубь) 

Воспитатель. Ребята, а что же осенью делают птицы?

Дети. Птицы улетают на юг, а некоторые остаются зимовать.

 П/игра « птички» (Дети надевают ободки  птиц ), выполняют движение со словами:

Скачут маленькие птички, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Им на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелись, как волчок. (Кружимся на месте.) 

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелись, как волчок. (Кружимся на месте.) 

Вот присели на минутку, (Присели.) 
Почесали клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули, давайте дальше будем заниматься

Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: Птицам становится голодно и холодно. Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые, под снегом незаметны плоды и зерна.

Воспитатель. А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети.  журавли, кукушка, ласточки, скворец. Дети отвечают, опираясь на картину «Перелетные птицы».

Воспитатель. Ребята, но не все птицы улетают на юг. Есть и те, которые остаются зимовать. Какие это птицы?

Дети . воробьи, голуби, сороки, синицы, дятел. Дети  отвечают по картине «Зимующие птицы».

Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.

Настольная игра «Разрезные картинки» У каждого ребенка на столе конверт с разрезанной картинкой птицы. Дети должны собрать картинку и назвать птицу.(какая она перелетная или зимующая.)Если кто- то знает, может назвать признаки своей птицы.

  1. Итог.

Воспитатель. Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. О чем мы сегодня разговаривали?  

Дети. Об осени, о птицах.

Воспитатель. На какие 2 группы делятся птицы?

Дети. Перелетные и зимующие

Воспитатель. Посмотрите на доске изображены 2 картинки - на первой зимующие птицы, а на 2- перелетные. Давайте выберем какую птицу куда разместим.  Дети подходят по одному к интерактивной доске  и размещают по названию( перелетных и зимующих) птиц .

 Вы молодцы, ребята, много знаете об осени, о птицах.  У меня для вас подарок (корм для птиц). Мы сейчас с вами отправимся на прогулку и покормим наших пернатых друзей.

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....