Конспект образовательной деятельности "Чудесная природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности "Чудесная природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_z.i._konspekt_od_chudesnaya_priroda.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Чудесная природа»

Петрова Зоя Ивановна, воспитатель

МБДОУ №62 «Тирэк», п.г.т. Нижняя Мактама Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Программа: Основная образовательная программа МБДОУ «Д/с № 62 «Тирэк», «От рождения до школы» -  общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Возраст: 5-6 лет

Основная образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Форма проведения: подгрупповая

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и о временах года.

Развивающие задачи: Способствовать развитиюумения отвечать на вопросы, логически мыслить, рассуждать, анализировать через игры и игровые упражнения.

Обучающие задачи: закрепить представления детей о характерных признаках осени, способствовать развитиюустной речи детей и познавательных интересов; обогащать знания детей о названиях птиц и деревьев, о подготовке животных к зиме, о труде взрослых в осенний период.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, бережное отношение к природе, к труду; активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, нравственные качества (доброта, забота, взаимовыручка, дружелюбие)

Планируемый результат: рассказывают о временах года, о признаках осени, о диких животных и птиц, о труде людей в осенний период.

Методы и приемы:

Методы: словесные, наглядные, практические

Приемы: вопросы репродуктивные(что? какой? когда?), поисковые (зачем? почему?), указания,драматизация, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения

Демонстрационный материал: проектор, слайды про «Осень», схема – для составления рассказа о временах года и к составлению стихотворения из пяти строк.

Раздаточный материал:осенние листья, полумаски животных, карточки с овощами (счет до 10)

Организация детей: загадки о временах года, беседа.

Индивидуальная работа: наблюдения в природе, рассматривание картин о временах года, заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень», чтение и пересказ рассказа

К.Ушинского «Четыре желания», повторение словосочетаний об осенней погоде, о названиях деревьев; слова - сравнения о временах года; дидактические игры «Птицы», «Фрукты – овощи», «Сосчитай овощи».

Словарная работа: бодрствуют, день прибывает, важнее, перелетные, зимующие.

Обогащение словаря: слова сравнения (теплая, теплее, более теплая…), лист -  дубовый, рябиновый…; важнее осень, так как…

Предварительная работа:

1.Совметная деятельность: рассматривание с детьми иллюстраций о временах года; наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке; рассматривание картин и беседы о деревьях, о птицах и животных, о труде взрослых.

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические и словесные игры. Отгадывание загадок, разучивание стихотворений. Рисование и аппликация на осенние темы.

3.Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций, составление   рассказов о временах года, рисование.

4.Изучение педагогом методической литературы, подбор музыкальных произведений: П.И.Чайковского«Осень», «Дождь»; подготовка дидактического и раздаточного материала.

Структура занятия:

1.Организационный: загадка о временах года.

2.Инсценировка рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

3.Словесные игры «Найдите сравнения», «Какое время года важнее?», «Осенняя погода»

4.Физминутка «Солнце и дождик»

5.Составление стихотворения - «синквейн»

6.Путешествие «В гости к  Осени»

7.Игры «С какого дерева лист», «Улетают – не улетают», «Рассели животных», «Урожай», «Сколько овощей?», «Что было бы, если…?»

8.Итог. Самооценка.

9. Сюрпризный момент. Посылка от Осени.

Ход образовательной деятельности:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок!

 Здравствуй мой милый дружок.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

 Гости к нам пришли: одна седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

Воспитатель: Мы с вами читали и пересказывали рассказ о временах года. Как этот рассказ называется? (К.Ушинский «Четыре желания») Сегодня покажем этот рассказ и для этого надо выбрать автора, мальчика, отца мальчика (по желанию детей)

Инсценировка рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

Автор: Наступила зима. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый

Митя: Папа, уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

Отец: Запиши твоё желание в мою карманную книжку

Митя: Зима – прекрасное время года! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

Автор: Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, любовался цветами.

Митя: Папа, что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец: Запиши твоё желание в мою карманную книжку

Митя: Весна – прекрасное время года! Я бы хотел, чтобы всегда была весна.

Автор: Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистой траве.

Митя: Знаешь, папа, вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

Отец: Запиши твоё желание в мою карманную книжку.

Митя: Лето – прекрасное время года! Я бы хотел, чтобы всегда было лето.

Автор: Наступила осень. В садах и огородах поспели овощи и фрукты. Митя собрал   румяные яблоки и жёлтые груши в корзину.

Митя: Папа, посмотри какие вкусные яблоки и груши. Осень лучше всех времён года!

Отец: Вот записная книжка, где ты записывал свои желания.  Сынок, то же самое говорил ты и о весне, и о зиме, и о лете.  Ты прав, природа хороша во все времена года!

Воспитатель: Каждое время года мальчику казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше. Давайте сейчас поиграем в игру:

«Найди сравнения»

Весна теплая, а лето… (теплее, более теплое)

Осень холодная, а зима… (холоднее, более холодная)

Июнь жаркий, а июль… (жарче, более жаркий)

Лето дождливое, а осень… (дождливее, более дождливая)

Вечером темно, а ночью… (темнее, более темно)

Осенью морозно, а зимой… (более морозно)

Воспитатель: И вправду, природа хороша во все времена года!

Отгадай те мои загадки: (слайды)

1.Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?

2.Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?

3.Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?

4.Несу я урожаи, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Когда так бывает?

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года самое важное? Почему?

Словесная игра «Какое время года важнее?»(ответы детей)

Воспитатель: Все времена года нужны и важны! У природы нет плохой погоды. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Погуляем под дождем!

Физминутка  «Солнце и дождик»

Дождик капал на ладошки: кап-кап!

Дождик капает по ножки кап-кап!

 Дождик – дождик веселей, капай –капай не жалей!

Ты по зонтику стучи, только нас не замочи.

Воспитатель: Скажите, в природе сейчас какое время года? (слайд)

Сегодня продолжим учиться составить стихотворение из 5 строк (синквейн), которое имеет определённое строение. Вот схема-подсказка для составления стихотворения из 5 строк. (ответы детей)

Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
С деревьев  осыпаются листья.
Золото! Листопад!

 Осень

Ветреная, холодная.
Льет, шуршит, хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!

Воспитатель: Мы с вами продолжим учиться составлять стихи из пяти строк, а сейчас отправимся в путешествие «В гости к Осени»,вспомним об осени все самое важное, красивое и интересное. Мы много наблюдали за осенними изменениями, рисовали, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.  

Чтобы не запутаться, посмотрите на нашу знакомую схему-подсказку о временах года?

Воспитатель: Значит, сначала расскажем об осенней погоде.

Словесная игра «Осенняя погода»

Воспитатель: Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?   Назовите месяцы осени. (слайды)

Воспитатель: Да, осень бывает разная. С давних времен люди складывали стихи, песни. Мы тоже выучили стихотворение «Осень» Алексея Плещеева. Думаю, всем хочется рассказать, поэтому предлагаю каждому по одной строчке прочитать. (каждый ребенок говорит строчку стиха и передает осенний лист соседу)

Воспитатель: (показывает схему-подсказку) Далее расскажем о растительном мире. Осенью цветы вянут, трава желтеет и высыхает. А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву? (ответы детей, воспитатель разбрасывает листья)  

Воспитатель: С какого дерева ваши листья, назовите и положите в корзину.

Игра «С какого дерева лист»

Воспитатель: (показывает схему-подсказку) Далее расскажем о птицах и животных. Какие птицы бывают? Расскажите о перелетных и зимующих  птицах. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята мы уже давно повесили кормушки, и угощаем птиц. Кто сегодня утром угощал? Чем их угощал?

Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель: Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете(показывает картинки птиц).

Воспитатель: У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о диких животных, как они готовятся к зиме? (показывает схему-подсказку, ответы детей)

                                         Игра «Рассели животных»

(У двоих детей    картина – изображение: лес и деревенский двор, у остальных детей маски диких и домашних животных. Под музыку изображают своего животного, по сигналу воспитателя дети-«животные» должны найти свой «домик»)

Воспитатель: (Показывает схему-подсказку)А чем занимаются люди осенью? (ответы детей) Мы с вами пойдем в огород, соберем урожай.

Игра «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем (шаги на месте).

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем («копают»).

Срежем мы кочан капусты («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг).

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке (шаги на месте).

(Дети берут по одной карточке и садятся на стульчики)

Воспитатель: Расскажите, какие овощи вы собрали и сколько их?

Игра «Сколько овощей?»

(Я собрала три морковки…, и кладет карточку в корзинку)

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла Осень? (ответы детей)

Игра «Что было бы, если…?»

(Птицы не успели бы улетать в теплые края, не было бы листопада…)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться. Что доброго сделали? Что нового узнали?   Что расскажете родителям?(ответы детей)

Молодцы, какие вы умные, наблюдательные, активные. Спасибо вам! У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Там и письмо: «Дорогие ребята! Спасибо вам за интересный рассказ об осени. Но мне пора уходить. Получив мои подарки, узнаете, какое время года к вам придет. Встретимся в следующем году. До новых встреч! ОСЕНЬ»

Воспитатель: Она прислала вам снежинки, которые вы можете раскрасить! Спасибо тебе, Осень!Ждем тебя в следующем году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Конспект образовательной деятельности "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.    ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...