Опыт работы: "Детско-родительские исследовательские проекты"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корнеева Ирина Сергеевна

Методические рекрмендации, разработка исследовательского проекта совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskie_proekty_sovmestno_s_roditelyami.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Совместные проекты

детско-родительской исследовательской деятельности

по темам:

«Эта удивительная соль».

«Кора - одежда для растений».

Исследовательский проект «Эта удивительная соль».

 В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, раздел «Вещества», показала детям каменную соль, в результате чего у детей возникло множество вопросов: «Что такое соль?», «Откуда она берется? Как ее добывают?», «Почему море соленое?» и др.

В результате возникла идея, и дети её поддержали -  провести исследования по теме «Эта удивительная соль». В исследовательском проекте приняли  участие  дети и родители двух семей, и я, как  воспитатель.

Проект объединил два индивидуальных исследования:

· «Почему соль соленая и такая разная?»

· «Волшебница соль»

Цель проекта: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.

Задачи:

1. Выяснить, откуда берется соль.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?

3. Исследование свойства соли опытным путем.

4. Поиск информации о соли в художественных произведениях.

5. Стимулирование познавательной активности, создание условий для осуществления исследовательской деятельности.

6. Развитие исследовательских умений и навыков, творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

7. Развитие воображения, любознательности и уверенности в своих способностях.

8. Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству.

Взаимодействие осуществлялось в рамках пары ребенок - родитель. По характеру контактов проект являлся разновозрастным, по количеству участников проект - групповым, по продолжительности осуществления - среднесрочным.

Реализация исследования осуществлялась в несколько этапов:

1. Этап проектирования включал в себя следующую деятельность:

· Беседы («Что такое соль и для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?», «Где можно найти нужную информацию»);

· рассматривание энциклопедий, чтение книг;

· формулировка проблемных вопросов;

· выдвижение гипотез;

· планирование работы.

Целью данного этапа было научить детей задавать вопросы, самостоятельно выдвигать гипотезы, формулировать тему, планировать свою работу.

Итогом первого этапа стал план дальнейшей работы:

· Сбор сведений о соли из разных источников информации (дети и родители).

· Знакомство с художественными произведениями, в которых есть упоминание о соли (в группе).

· Исследование, почему соль бывает разного цвета (родители и дети – участники исследовательского проекта).

· Выращивание кристаллов соли (дома и в ДОУ).

· Фотографирование (родители и дети – участники исследовательского проекта).

· Составление презентации: «Эта удивительная соль», «Такая разная соль»     (родители и дети – участники исследовательского проекта).

Следующий этап исследования - технологический - включал в себя:

· сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет) – родители и дети;

· беседы («Соль в пословицах, поговорках, загадках», «Какая бывает соль?») - воспитатель;

· сбор образцов соли (морская, пищевая поваренная, каменная, йодированная, «Экстра», соль для ванн) – родители и дети;

· опыты («Растворяется ли соль в воде?», «Как влияет соль на свойства воды?», «Куда девается соль при испарении?», «Выращивание кристаллов»);

· наблюдения («Как мама использует соль?») – воспитатель в ДОУ; дети и родители – участники проекта.

Рефлексивный этап включал:

· обобщение и систематизация полученных знаний – с воспитателем в ДОУ, родители и дети;

· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Как вырастить кристалл?», выращенные кристаллы, слайды «Соляные пещеры») -дети и родители – участники проекта;

· формулирование выводов;

· подготовку и проведение презентации - дети и родители – участники проекта;

Последний заключительный этап данного исследования заключался в интересном рассказе, с демонстрацией слайдов, фотографий, продуктов экспериментов о проведенном исследовании детям, родителям и воспитателям.

Исследовательский проект «Кора - одежда для растений».

Данный проект объединил три темы исследований (три семьи - участника):

· «Такая разная кора»

· «Берестяное кружево»,

· «Кому кроме деревьев нужна кора (приносит ли кора кому-то пользу)».

Цель проекта: формирование представлений детей о защитных функциях коры и ее использовании.

Задачи проекта:

· формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;

· развитие познавательного интереса к живой природе;

· формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и дошкольника поведения;

.  развитие исследовательских умений и навыков;

· формирование представлений о разнообразии коры и об использовании коры человеком; знакомство детей с корой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения (народные промыслы);

· знакомство детей с применением коры в медицине.

Первый этап проекта являлся экспедиционным. На данном этапе дети познакомились:

· с особенностями коры разных деревьев (какого цвета, гладкая или шероховатая, имеет ли запах);

· сравнили кору молодых и старых деревьев;

· собрали кору для создания коллекции;

· природный материал для изготовления поделок;

· обнаружили следы повреждений, нанесенных деревьям человеком.

Во время экспедиции детей интересовало буквально всё:

· Зачем деревьям кора?

· Почему кора разная?

· Чем пахнет кора?

· Что будет с деревом, если содрать кору?

· Почему деревья не могут жить без коры?

· Зачем белят стволы деревьев?

· Почему у маленькой березки кора коричневая, а у большой - белая?

После экспедиции была проведена конференция, в ходе которой дети рассказали о том, что нового они узнали и чему научились, обменялись впечатлениями и поделились своими дальнейшими планами.В процессе мозгового штурма дети сформулировали вопросы и выдвинули гипотезы своих будущих исследований (определились 3 семьи-участницы).

Технологический этап включил в себя сбор информации из самых различных источников: дети обратились за помощью к взрослым, к энциклопедиям, книгам, сказкам, вели наблюдения за деревьями на территории детского сада.

С родителями дети посетили магазин, где продают сувениры, изготовленные из коры деревьев, аптеку, где получили информацию о целебных свойствах коры и приобрели ее.

Были проведены беседы (воспитателем в группе):

· «Как человек использует кору»;

· «Что такое берестяные грамоты и когда они появились?»;

· «Как добывают бересту для поделок?

 По продолжительности это исследование  - долгосрочное.

Рефлексивный этап включал:

· обобщение и систематизация полученных знаний – с воспитателем в ДОУ, родители и дети;

· фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, образцы разной коры, изделия из коры) -дети и родители – участники проекта;

· формулирование выводов;

· подготовку и проведение презентации - дети и родители – участники проекта;

Последний заключительный этап данного исследования заключался в интересном рассказе, с демонстрацией слайдов, фотографий, продуктов экспериментов о проведенном исследовании детям, родителям и воспитателям.

Итогом проекта могут стать:

· Коллекция «Такая разная кора»;

· Панно «Кора лечит», «Кора кормит», «Чем пахнет кора?»;

· Коллекция поделок и сувениров из коры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

Статья "Реализация инноваций в исследовательской деятельности через работу детско-родительского клуба" Знак качества"

Реализация инноваций в исследовательской деятельности, через работу детско- родительского клуба «Знак качества»...

«Дружная семейка» - взаимодействие педагогов, родителей и детей (опыт работы детско-родительского клуба)

laquo;Дружная семейка» -взаимодействие педагогов, родителей и детей(опыт работы детско-родительского клуба)...

Опыт работы детско-родительского клуба "Вместе с мамой"

В статье представлен опыт работы клуба как одной из форм работы по формированию толерантного отношения к детям  с ОВЗ...