Интегрированная физкультурно - речевая образовательная деятельность с детьми с ОНР с использованием изобразительной деятельности "Прогулка в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Косякова Алла Сергеевна

Образовательная деятельность проводится с детьми подготовительной группы с ОНР,  совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом,  для закрепления лексической темы "Деревья". Может быть использована и другими специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir._zanyatie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная физкультурно - речевая образовательная деятельность с элементами изодеятельности для дошкольников с ОНР

 «Прогулка в лес»

Цель. Обобщить и уточнить знания детей о деревьях и листьях.

 

Коррекционно - образовательные задачи. Закреплять названия мест произрастания отдельных видов деревьев; продолжать учить различать деревья по внешнему виду листа; упражнять в образовании относительных прилагательных от названий деревьев. Побуждать детей  к созданию различных вариантов выполнения ранее разученных движений и определять условия их выполнения. Совершенствовать технику рисования нетрадиционными приемами (техника «Кляксография», применение блопенов).

Коррекционно - развивающие задачи. Развивать связную речь. Формировать физиологическое дыхание (глубокий ритмичный вдох и выдох). Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, общую и мелкую моторику. Развивать психические процессы.

Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности и самостоятельности.

Материалы и оборудование к занятию: пособие «Дорожка», шнур,  4 барьера разной величины,  узкие доски, пособие «Ковер» ( обруч, обтянутый тканью, на котором прикреплены листья разных деревьев), малый мяч, 2 гимнастические палки; изображения деревьев: дуб, береза, сосна, клен, липа, ель; листья разных деревьев (вырезанные из картона); картинки  с изображением листьев в разное время года; лист ватмана, трубочки от коктейля, кисточка, гуашь, блопены.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.

Учитель - дефектолог:

 - Известно, что осень самая яркая и красивая пора! Она чарует нас своими красками, своим богатым убранством. Недаром Иван Бунин описывает осенний лес так:

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Давайте и мы прогуляемся по лесу и рассмотрим разнообразие его красок. Итак, в путь! (Музыкальное сопровождение).

1) Ходьба на носках, руки вверх. («Тянемся к солнышку»)

2) Ходьба на пятках, руки за спиной («По дорожке»)

3) Ходьба змейкой, руки на поясе («Между кустиками»)

4) Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе («Перешагиваем через кочки»)

5) Легкий бег на носочках, руки в свободном состоянии («Прибежали в лес»).

 - Ну, вот мы с вами и в лесу. Пойдем по лесу осторожно и тихо, чтобы услышать звуки леса и восхититься очарованием природы. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»). Сначала мы с вами пойдем по мягкому мху на носочках (ходьба на носочках, руки на поясе). Впереди – непролазная чаща. Вставайте все за мной, мы пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, ступайте точно друг за другом (ходьба по шнуру, руки на поясе). Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте, какие деревья растут в лесу.

«Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане».

Дети:

- Березы.

Учитель - дефектолог:

 - Правильно. А как будет называться участок леса, в котором растут одни березы?

Дети:

 - Березовая роща.

Учитель - дефектолог:

 - Пойдем дальше, но после сильного ветра повалились деревья. Нам придется через них перелезть (перешагивание через барьеры). Отгадайте, какие деревья растут здесь?

 - «Зимой и летом одним цветом».

Дети:

 - Ели.

Учитель - дефектолог:

 - Как называется такой лес?

Дети:

 - Ельник.

Учитель - дефектолог:

 - У елок колючие ветки, давайте с вами присядем, чтобы не уколоться об иголки (ходьба в полуприседе, руки на поясе). Послушайте следующую загадку:

«Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок».

Дети:

 - Дуб.

Учитель - дефектолог:

 - А как называется участок леса, где растут одни дубы?

Дети:

 - Дубовая роща.

Учитель - дефектолог:

 - Отгадайте, теперь, последнюю загадку:

«Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки».

Дети:

 - Дерево.

Учитель - дефектолог:

  - Правильно. Как много разных деревьев нас окружает! Мы пришли в смешанный лес. Почему он так называется?

Дети:

 - Потому что в нем растут разные деревья.

Учитель - дефектолог:

 - Вы назвали разные деревья: березу, ель, дуб. Какие вы еще деревья знаете? (Дети называют). А, теперь скажите, какое дерево лишнее из названных мной и почему: береза, рябина, клен, ель.

Дети:

 - Ель, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

Появляется Лесовичок (учитель – логопед).

Лесовичок:

 - Кто это пришел ко мне в лес?

Дети:

 - Мы ребята из детского сада. А ты кто?

Лесовичок:

 - А я Лесовичок. Деревьями любуетесь? И знаете, как они называются?

Дети:

 - Знаем.

Лесовичок:

 - А назовите дерево, которое называется на звук: д, б, с, к, л, р, букву е.

Дети:

 - Дуб, береза, сосна, клен, липа, рябина, ель.

Лесовичок:

 - Деревья – то вы знаете, а теперь угадайте, с каких деревьев листики у меня в корзинке? (Показывает листья с разных деревьев, дети называют, с какого дерева лист и как называется – дубовый, кленовый, рябиновый, березовый).

Лесовичок:

 - Да вы и названия листьев хорошо знаете. А знаете ли вы, что бывает с листьями осенью?

Дети:

 - Листья желтеют и опадают, когда дует ветер.

Учитель - дефектолог:

 - Давайте  покажем, как от ветра улетают листики. (Дети берут в руки по два листочка).

И. п.: основная стойка.

1 – поднимаем правую руку с листиком вверх – вдох через нос.

2 – выдох через рот, надувая щеки – сдуваем листик.

3 – то же, поднимая левую руку.

 - Как листики шуршат, падая на дорожку?

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

1 – поднимаем руки в стороны – вдох.

2 – поворот вправо – говорим на выдохе: « Ш – Ш – Ш».

3 – возвращаемся в и. п.

4 – то же влево.

 - Листики были высоко на дереве, а потом упали на дорожку.

И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 – встать на носки, руки поднять вверх – вдох через нос.

2 – присесть, сказать на выдохе: «Ш – Ш – Ш».

3 – вернуться в и.п.

 - А теперь давайте представим себя листочками и поиграем с ветром.

Упражнение на координацию речи с движением «Листопад»

Мы листики осенние,                    Дети идут по кругу, руки в стороны -

На ветках мы сидим.                      вверх.

Дунул ветер – полетели.                Бегут по кругу, машут руками.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                   Приседают, руки опускают на пол.

Ветер снова набежал                     Поднимаются, движения руками

И листочки все поднял.                 вправо – влево.

Закружились, полетели                 Кружатся на месте.

И на землю снова сели.                 Приседают.

Лесовичок:

  - Ветер в лесу дул, дул и разбросал все листья.  Помогите мне навести порядок в лесу, собрать листья и отнести их к своему дереву. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,                       Дети поочередно загибают пальчики.

Будем листья собирать.                             Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, листья рябины,                Загибают пальчики, начиная

Листики тополя, листья осины,                с большого.

Листики дуба мы соберем,

И к своему дереву их отнесем.                Шагают по левой ладони средним и

                                                                    указательным пальцами правой руки.

Игра «Найди свое дерево».

Под быструю музыку дети разбегаются по всему залу. На окончание музыки  – берут по одному листочку и относят его к своему дереву.

Лесовичок:

 - Молодцы, ребята! Вы быстро справились и теперь мы можем поиграть  в игру «Ковер».

Игра «Ковер»

На ковре прикреплены листочки. Вам необходимо перекатить мяч по ковру к  листочку, который я назову.  Мячик не должен упасть на пол.

Лесовичок:

 - Посмотрите на поляне собрались зверята . Они пришли ко мне на урок. Сегодня я хотел рассказать о том, как и когда появляются листья и, что с ними происходит дальше. Помогите мне рассказать зверятам об этом с помощью картинок  (раздаются картинки с изображением листьев в разное временя года). Сначала нужно распределить картинки по порядку. По команде «По порядку становись!», вы должны построиться в том порядке  как изменяются листья.

    «По порядку становись!» (дети становятся в ряд)

     Скажите, что происходит с листьями на ваших картинках.

Дети:

- Появляются почки; почки набухают; выглядывают листочки; листья растут; листья зеленеют; листья желтеют; листья опадают (игра повторяется 2 раза).

Лесовичок:

-  Посмотрите здесь у меня изображены времена года. Расставьте картинки с листиками в кармашки так, чтобы они соответствовали своему времени года. (Дети выполняют задание).

Учитель - дефектолог:

 - Давайте, ребята,  мы лесовичку и зверятам нарисуем лес, а рисовать мы будем техникой «Кляксографии» с применением блопенов.

Дети выполняют рисунок дерева техникой «Кляксография» с применением трубочек от коктейля и блопенов. В конце – оценка детских работ.

Учитель - дефектолог:

 - А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы вернуться обратно, нужно проявить смелость и ловкость.

  1. Пройди по «Мостику».

    Представьте, что перед нами широкая и очень глубокая река.        Нам предстоит перебраться по узкому мостику (составляется из узких досок). Идти надо друг за другом, след в след, приставляя пятку к носку, не оступаясь и не сходя с «моста».

  1. Ходьба через «Болото»

Мы благополучно достигли другого берега реки, но впереди «болото». Чтобы не утонуть в нем и добраться до твердой земли, нужно передвигаться по кочкам ловко и осторожно перешагивая с одной кочки на другую.

  1. Перейди через «Овраг».

Наконец «болото» позади, но перед нами глубокий «овраг». Чтобы не упасть на дно «оврага», надо правильно оттолкнуться и перепрыгнуть на другой берег.

Учитель - дефектолог:

 - Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, скажите мне, что вам понравилось больше всего на нашей прогулке в лес и почему? (Ответы детей).

А теперь, давайте все вместе повторим правило друзей леса и постараемся их выполнять: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади! Издавна существует такая народная мудрость: «Рощи да леса – всему свету краса!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием пластилинографии "Сорокины подружки"

-Закреплять у детей знания о птицах.-Воспитывать у детей интерес к изучению природы.Материал:Иллюстрации с изображением птиц, природный материал, заготовки с силуэтами, аудио запись голосов птиц.Предв...

Конспект итоговой логопедической интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Сказка о рыбаке и рыбке» с использованием игровых технологий.

Конспект итоговой логопедической интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми  подготовительного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Сказка о рыбаке ...

Интегрированная физкультурно - речевая образовательная деятельность с элементами изодеятельности для дошкольников с ОНР на тему "Хоровод цветов"

Образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР совместно воспитателем и учителем - дефектологом для закрепления лексической темы "Цветы". Может быть использована ...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Интегрированная физкультурно – речевая образовательная деятельность

Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного с...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...