Интегрированная физкультурно – речевая образовательная деятельность
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Масленникова Алена Валерьевна
 Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержания в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, музыкальной). Одна из форм осуществления этого принципа в учреждении дошкольного образования, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества в игровой деятельности – интегрированные занятия. Интегрированная деятельность в в  большей  степени,  чем  обычные  занятия,  способствуют  развитию  речи, формированию  умения  воспитанников  сравнивать,  обобщать,  делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_transport.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное физкультурно – речевое занятие «Кругосветное путешествие» (тема «Транспорт»)

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: речевое развитие и физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений.

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт» (транспорт, наземный, машина, автобус, такси, поезд, грузовик, кузов, кабина, рельсы, шпалы, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, спецтранспорт, железнодорожный, шофер/водитель, водный, порт, корабль, пароход, катер, парусник, лодка, нос, корма, борта, спасательный круг, моряк, капитан, воздушный, самолет, вертолет, дирижабль, нос, хвост, крылья, фюзеляж, аэродром, летчик/пилот).

- Формировать представления о видах транспорта.

- Обогащать речь словами-антонимами.

- Совершенствовать навыки словообразования (образование сложных слов из двух основ). 

  • Формировать двигательные умения и навыки с использованием координационной лестницы.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
  • Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, выполнение движений по звуковому сигналу.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: презентация к занятию; координационная лестница,

обручи для игры «Самолеты», мяч, медали.

Ход НОД:

Логопед: Здравствуйте, дети! Вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (Дети называют различные виды транспорта).

- А как одним словом называется все то, что вы сейчас назвали? (Транспорт)

Инструктор: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в кругосветное путешествие и использовать все виды транспорта. Итак, отправляемся в кругосветное путешествие. Путь не близкий, поэтому будем путешествовать на разных видах транспорта. Чтобы попасть на первую станцию, нужно дойти до неё.

Дети перестраиваются в колонну и начинают движение в обход по залу с проговариванием стихотворения.

«Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,

Ноги выше поднимай!

И потопай по дороге,

Веселей стучите ноги!

Ты иди, ты иди,

На носочках ты иди.

Ты скачи, ты скачи,

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселей,

Ноги топают дружней!

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе

Ходьба на пятках, руки за голову

Ходьба на носочках руки вверх

Подскоки, руки на поясе

Маршируют

Станция «Наземный транспорт»

Логопед: Посмотрите, ребята, мы пришли на первую станцию. Посмотрите на экран, что вы видите? (грузовик, скорая помощь, автобус) (2 слайд). К какому виду транспорта они относятся? (наземный) Кто водит машины? (шофер) (3 слайд). У машины есть основные части, какие? (кузов, кабина, колеса) (4 слайд). Есть машины, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная) (5 слайд).

Инструктор: Ребята, вы молодцы, все знаете про наземный транспорт, предлагаю немного подвигаться.

Физкультминутка «Шоферы»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль, 

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы в даль. 

Дворники счищают капли 

Вправо, влево чистота! 

Волосы ерошит ветер. 

Мы – шоферы хоть куда! 

Имитация движения рулем

Имитация нажимания ногой на педаль

«Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя

Приставляют ладонь ко лбу

Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают

Наклоняют руки вправо, влево

Над головой шевелят пальцами

Поднимают вверх большой палец

 

Логопед: А сейчас еще одна игра. Вы должны образовать слова, который означают названия машин, почему назвали транспорт так, а не иначе.

Игра с мячом «Почему так называется?»

Возит бензин - (бензовоз)

Возит молоко - (молоковоз). 
Мешает бетон - (бетономешалка). 
Возит цемент - (цементовоз). 
Возит воду - (водовоз)

Вездеход - (везде ходит)

Паровоз - (возит на пару)

Самокат – (сам катит)

Инструктор: Как много названий транспорта вы перечислили, но один не назвали точно, а какой узнаете, когда отгадаете загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Ребята, перед вами лежит координационная лестница, на что она похожа? (на рельсы) Предлагаю вам выполнить упражнения на координационной лестнице. (Дети выстраиваются друг за другом и под музыку выполняют упражнения). Ходьба с высоким подниманием колен, наступая в каждую ячейку; ходьба приставным шагом, наступая в каждую ячейку, правым боком; ходьба приставным шагом, наступая в каждую ячейку, левым боком; прыжки на двух ногах в каждую ячейку.

Станция «Водный транспорт»

Логопед: Передвигаясь на наземном транспорте, мы с вами прибыли на другую станцию. Ребята, где мы с вами находимся? (Порт) (6 слайд). Мы приехали на причал. Посмотрите, что вы видите перед собой? (Катер, лодка, теплоход, парусник) (7 слайд). К какому виду транспорта они относятся? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки) (8 слайд). Кто самый главный на корабле? (Капитан). У корабля есть основные части - нос, корма, борта (9 слайд).

Инструктор: Ребята, давайте возьмем друг друга за руки и образуем круг, сделаем с вами небольшое море и представим, что мы с вами пароходы (дети садятся на пол в круг).

Игра с речевым сопровождением «Пароход»

Ванна – море.

Я – пароход!

Полный назад!

Полный вперед!

Право  руля!

Лево руля!

Мчусь я по морю,

Ногами бурля.

Описываем руками большую ванну вокруг себя.

Руки вытянуть вперед, кончики пальцев соединить – «нос корабля».

Как можно дальше откинуться назад.

Как можно дальше подать туловище вперед.

Наклоны вправо и влево.

Отрывать ноги от пола, высоко поднимая колени.

Инструктор: Ребята, а кто на корабле самый главный? (капитан)

Пальчиковая игра «Капитан»

Почему же наш большой

Крутит, вертит головой?

Он на судне капитан —

Изучает океан.

Дети сжимают правую руку в кулачек, вытягивая большой палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Логопед: Руки размяли, теперь играм в мяч, мяч - это лодки, которые мы с вами будем отправлять в плавание, катать друг другу и отвечать на вопросы.

Игра с мячом «Продолжи предложение»

- Корабль плавает далеко, а лодка…

- Корабль плывет быстро, а лодка …

- Корабль мощный, а лодка …

- Корабль большой, а лодка …

- Корабль тяжёлый, а лодка …

- Корабль просторный, а лодка …

- Корабль длинный, а лодка …

- Корабль плывет быстро, а лодка …

Молодцы! Отправили свои лодочки в путешествие. А нам пора оправляться дальше. 

 

Станция «Воздушный транспорт»

Логопед: Передвигаясь на водном транспорте, мы с вами прибыли на другую станцию. Ребята, где мы с вами находимся? (Аэродром) (10 слайд). Мы приехали на аэродром. Посмотрите, что вы видите перед собой? (самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар) (11 слайд). К какому виду транспорта они относятся? (К воздушному). Кто управляет самолетом? (Летчик, пилот) (12 слайд). У самолета есть основные части - крылья, хвост, кабина, нос (13 слайд).

Инструктор: Ребята, а теперь представьте, что мы с вами управляем самолетом и наши самолеты отправляются в полет.

Подвижная игра «Самолеты»

     Ведущий разделяет детей на две команды: одни – самолеты, другие – туча. Рисуется большой круг. Это аэродром. Ведущий говорит:

                                        Самолеты летят

                                        И на землю не хотят.

                                        В небе весело несутся,

                                        Но друг с другом не столкнутся.

     Самолеты, которых изображают дети, расставив руки в стороны, начинают летать за пределами круга. Ведущий говорит:

                                        Вдруг летит большая туча,

                                        Стало все темно вокруг.

                                        Самолеты – в свой круг!

     При этих словах те, кто изображает тучу, пытаются поймать самолеты. Кто успел залететь на аэродром, тот спасен. Кого поймали — становится тучей. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 самолеты. Он и является победителем.

Логопед: Ребята, а из чего можно сделать самолет?

Игра «Из чего сделан, какой?»

Из чего изготовлен самолетик? (Из бумаги). Значит, он какой? (Бумажный).

- Если колеса сделают из резины, они будут…

- Если самолет сделают из металла, он будет…

- Если самолет сделают из пластика, он будет…

- Если штурвал сделают из дерева, он будет…

Инструктор: Итак, ребята, мы сегодня побывали на трех станциях и вспомнили все виды транспорта. А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали и запоминали.

Игра «Третий лишний»

Найди лишнюю картинку, объясни почему.

Лодка, велосипед, теплоход.

Трамвай, поезд, лодка.

Самолёт, вертолёт, пароход.

Легковая машина, грузовик, поезд.

Машина, автобус, поезд.

Логопед: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили медаль «За отличные знания» (вручение медалей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная физкультурно - речевая образовательная деятельность с детьми с ОНР с использованием изобразительной деятельности "Прогулка в лес"

Образовательная деятельность проводится с детьми подготовительной группы с ОНР,  совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом,  для закрепления лексической темы "Деревья". Может ...

Интегрированная физкультурно - речевая образовательная деятельность с элементами изодеятельности для дошкольников с ОНР на тему "Хоровод цветов"

Образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР совместно воспитателем и учителем - дефектологом для закрепления лексической темы "Цветы". Может быть использована ...

Интегрированная физкультурно-речевая непосредственная образовательная деятельность в средней группе с ОНР.

Содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере.Учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; продолжать обучать детей д...

Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...