Главные вкладки

    Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Савченко Галина  Николаевна

    Цель проекта: 
    Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.
    Проект создавали и принимали участие:
    Воспитанники и родители старшей группы детского сада
    Тип проекта: информационно-исследовательский.
    Вид проекта: Групповой, долгосрочный.
    Сроки реализации проекта: май 2014 г.– апрель 2015 г.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №222»

    Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

    подготовили воспитатели 2группы

    Савченко Г. Н.

    Семкина Е. В.

    Москва 2014г


    Исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»
    Автор: Савченко Г.Н.
    Дата создания: 2014 год.
    «О многих шестиногих, Прекрасных и убогих, Мы каждому из вас, Расскажем без прикрас»
    ( Юрий Энтин)
    Актуальность исследования
    Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы мы научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых многочисленных и древних обитателей нашей планеты – насекомых. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Эти маленькие существа живут практически везде. Они прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Об этих удивительных существах люди сложили много стихов, сказок, загадок и песен. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить.
    Цель проекта: 
    Познакомиться с классом насекомых, найти их значение в природе.
    Проект создавали и принимали участие:
    Воспитанники и родители старшей группы детского сада
    Тип проекта: информационно-исследовательский.
    Вид проекта: Групповой, долгосрочный.
    Сроки реализации проекта: май 2014 г.– апрель 2015 г.
    Организация проекта
    1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
    Проблема исследования: Во время прогулки мы с воспитателем заметили, что на участке детского сада уже появились насекомые. Мы с интересом начали наблюдать за насекомыми. Но, знаний, которые мы получили на занятиях, оказалось недостаточно, чтобы сделать правильные выводы, объяснить свои наблюдения. Поэтому у нас возникли вопросы: Кто такие насекомые? Нужны ли насекомые на Земле? Как человек должен относиться к насекомым? Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Удивительный мир насекомых».
    Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения): если больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
    В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с воспитателем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы:
    Узнать как можно больше о мире насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов.
    Создать мини проекты «Мое любимое насекомое».
    Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
    Объект исследования: насекомые.
    Предмет исследования: насекомые, обитающие на участке детского сада.
    Результаты исследования:
    Создание и защита индивидуальных мини проектов.
    Оформление выставки «Удивительный мир насекомых».
    Оформление презентации.
    Методы: беседа с родителями; наблюдения; изучение литературы, поиск информации в библиотеке, в Интернете совместно с родителями; экскурсия в библиотеку, музей, эксперимент.
    этап. Организация исследования в рамках проекта
    Сбор, анализ и систематизация информации об особенностях жизни насекомых, чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым:
    подбор литературы о насекомых, поиск информации в Интернете: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;
    Обсуждение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная белянка», В.Бианки «Муравейник зашевелился»,Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка», Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка», «Сказка о мухе и шмеле» (Дитриху, Г. Юрмину, Р.Кошурникой. Почемучка.), Л.Н. Толстой «О муравьях», И. Соколов-Микитов «Муравьи», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»,
    К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
    разучивание стихов о насекомых;
    наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
    экскурсия в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые»;
    экскурсия в музей – тема выставки «Удивительный мир насекомых»
    просмотр и обсуждение мультфильмов «Путешествие муравья», «Пчёлка Майя»;
    Выполнение домашнего задания с родителями: мини-проект «Мое любимое насекомое».
    Творческая познавательная деятельность детей:
    Расширение знаний о насекомых с помощью дидактических игр: 
    «Кто, где живет», «Танец насекомых», «Пчелки», «Четвёртый лишний», «Игра в слова», «Построй логическую цепочку из жуков».
    Рисование, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, изготовление поделок насекомых вместе с родителями;
    Опытно-экспериментальная деятельность:
    Опыт 1: Чем бабочка похожа на слона?Опыт 2: Муравьиная дорожка.
    В ходе исследования мы беседовали с родителями; наблюдали; изучили литературу, искали информацию в библиотеке, в Интернете вместе с родителями; ходили на экскурсию в библиотеку и музей, провели эксперименты.
    Насекомые – это чудо нашей природы. Эти маленькие существа живут практически везде. Любое насекомое при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. В этом мы убедились, когда на прогулке наблюдали за насекомыми. Мы увидели: прыгающего по травинкам кузнечика, порхающих с цветка на цветок разноцветных бабочек. Мы узнали, чем насекомые питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, как люди относятся к насекомым. Научились сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают; кузнечик прыгает), определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть их (пчела, муха, жук жужжат; кузнечик стрекочет). 
    Чем же бабочка похожа на слона? Об этом мы узнали, когда проводили опыты с насекомыми. У бабочки есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом. Или опыт «муравьиная дорожка». Нашли на участке детского сада муравейник. Рядом с муравейником насыпали 2 дорожки: одна – песок, вторая – сахарный песок. Скоро мы увидели, что несколько муравьев ползают около дорожек. Примерно через час мы увидели длинную муравьиную цепочку, движущуюся к угощению и обратно. На вечерней прогулке мы обнаружили, что осталась только дорожка из песка, а дорожка из сахарного песка исчезла. Мы выяснили, что стоит одному муравью найти пищу, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. 
    В музее экскурсовод нам рассказал очень много удивительного о насекомых, мы с интересом разглядывали экспонаты. Нас пригласили в библиотеку на выставку детских книг по теме «Насекомые», в музей на выставку «Удивительны мир насекомых». Об этих удивительных существах много написано рассказов, стихов, сказок, загадок и песен. Мы рассматривали книги, иллюстрации, знакомились с авторами, а затем участвовали в викторине.
    этап. Презентация результатов исследовательской деятельности 
    Участие в выставке «Удивительный мир насекомых».
    Презентация индивидуального мини проекта «Бабочка»
    Участие в интеллектуальной игре «Звездный час».
    Презентация проекта «Удивительный мир насекомых».
    Вместе с родителями мы получили домашнее задание: выполнить мини проект «Мое любимое насекомое», сделать поделку этого насекомого. Свои проекты мы защищали в группе.
    Мое любимое насекомое – это бабочка. Я узнала, как появляется бабочка: она откладывает яички, из яичек вылупляются гусеницы, гусеница превращаются в куколку, а из куколки вылупляется бабочка. Бабочки - лучшие опылители растений. А некоторые цветы вообще опыляются только бабочками.
    Вместе с родителями приняли участие в интеллектуальной игре «Звездный час». Мы выполняли разные задания, а жюри определяли, кто больше всех из нас знает о жизни насекомых. У каждого участника была группа поддержки, которая болела за него и помогала получать звезды. Наши родители тоже не остались в стороне, для них тоже были испытания. Игра прошла интересно, весело, было много музыки, песен.
    Выводы: Мы узнали очень много о классе насекомых, как они живут, чем питаются, какую пользу или вред приносят людям, как защищаются от врагов, научились объяснять свои наблюдения, делать выводы. Когда провели опыты, узнали о пользе многих насекомых, поняли, какую важную роль они имеют для природы и человека, и в дальнейшем будем ценить и беречь всё, что нас окружает. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: если мы больше узнаем о насекомых, поймем, какую важную роль они имеют для природы и человека, то будем ценить и беречь всё, что нас окружает.
    Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо изучать природу, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда интерес к познавательно-исследовательской деятельности, который появился в процессе работы, останется на всю жизнь, с любовью будет относиться к природе и братьям нашим меньшим.
    Использованная литература:
    Большая иллюстрированная энциклопедия. М: «Махаон», 2003. 
    Глен Веччионе "Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов".
    Источник интернет: vsezagadki.ruИсточник интернет: domnagorke.ruТанасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
    Шоригина Т.А. Насекомые. Какие они?
    Хоффман Г. Кто живёт на лугу / Пер. с нем. Т.П.Панфиловой. – М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. 
    Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. - сост. П.Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно - творческий проект «Удивительный мир насекомых»

    Информационно - творческий проект«Удивительный мир насекомых»В помощь педагогу при работе проектной деятельности средней группы...

    Проект "Удивительный мир насекомых"

    Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи.  Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интриг...

    проект "Удивительный мир насекомых"

    1.      Информационная карта проекта.Название проекта: «Удивительный мир насекомых»Автор проекта: Кононова Н.В. - воспитательПродолжительность проекта: месяцТип проекта: позна...

    Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

    Вид проекта:   познавательно - исследовательскийПродолжительность:  краткосрочный  (1-2 недели)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Актуальность проекта...

    Творческий проект "Удивительный мир насекомых"

    Этот проект ориентирован на то, чтобы дети начали бережно относиться к насекомым, проявляли интерес к изучению мира насекомых....

    Проект "Удивительный мир насекомых".

    Проект «Удивительный мир насекомых» Информационная карта проекта. Тип проекта: краткосрочный (2 недели).Вид проекта: групповой, познавательный, исследовательский, творческий.Участники проект...