Творческо-исследовательский проект «Аквариум»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Полетаева Ольга Валентиновна

Творческо-исследовательский проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №34» имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова

Дошкольное отделение «Крохи»

Творческо-исследовательский проект

«Аквариум»

(подготовительная группа «Весёлые карандаши»)

Воспитатели:

Полетаева О.В.

Полетаева О.О.

Тула, 2016 год


Цель проекта:

• знакомство с разнообразием подводного мира, их связью со средой обитания;

• формирование осознанно-правильного отношения к представителям подводного мира;

• развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. Углублять знания детей об аквариумных рыбках и их разнообразии.

2. Учить сравнивать различные виды рыбок, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации рыб, закреплять понятия: аквариумные рыбки, речные, морские.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к рыбкам, развивать желание ухаживать за рыбками.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: “Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства”.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей об обитателях аквариума,  водоемов, морей. В ходе проекта дети узнают, какие бывают обитатели аквариума (рыбки, улитки, водоросли, ракообразные и т.д.), чем они питаются, что необходимо для их жизни, и что для них губительно.  Так же дети узнают, как ухаживать за аквариумом и его обитателями.

Постановка проблемы. «Кто живет в аквариуме?»

Объект исследования. Рыбки гуппи.

Участники проекта. дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок реализации. 2 недели.

Ожидаемые результаты:

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

4. Расширение знаний об аквариумных рыбках

5. Дети могут рассказывать об обитателях аквариума

Этапы проекта:

1 этап. Организационный этап.

На данном этапе педагогом осуществляется сбор информации по данной теме, создаются условия необходимые для доступного наблюдения и ухода за обитателями аквариума, оформляются атрибуты к дидактическим и подвижным играм.

2 этап. Основной этап:

Проведение занятий, дидактических игр, бесед, подвижных игр.

Знакомство с художественной литературой, рассматривание иллюстрация, чтение и рассматривание энциклопедий.

Наблюдение за обитателями аквариума, установление связи: рыба – человек

Конкурс семейных работ «Аквариум и его обитатели»

Посещение мини-музея «Подводный мир»

3 этап. Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов

Презентация проекта «Аквариум»

Оформление выставок детского творчества

Награждение победителей и участников конкурса «Аквариум и его обитатели».

Осуществление проекта по основным видам деятельности:

Познавательное развитие:

Беседа «Зачем в аквариуме водоросли?»

ННОД «Строение и питание рыб»

Беседа «Кто чистит аквариум?»

Беседа «Жители аквариума: гуппи»

Дидактические игры по ФЭМП «Кто спрятался в аквариуме»,  «Соедини цифры по порядку», «Кто поймал рыбку?», «Раскрась по номерам», «Рыбки», «Помоги рыбке»

Посещение мини-музея «Подводный мир»

Речевое развитие:

Составление рассказа по серии сюжетных картин  «Жизнь рыбки»

Беседа «Зачем рыбе хвост?»

Чтение стихотворений: И. Токмакова «Где спит рыбка?», АЯсноокий «Я в аквариуме ложкой...», О. Молоканова «Мой аквариум», Г. Лупандина «В аквариуме нашем», Н. Губин «Аквариум»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Что есть у рыбки?», «Кто где живет?», «Найди отличия», «Разрезные картинки», «Как появилась рыбка?»

Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Наблюдение за жизнью рыб в аквариуме Просмотр познавательной презентации «Жители аквариума»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Хитрые рыбки», «Рыбы и рак», «Аквариум», «На дне», «Рыбаки и рыбки»

Дыхательная гимнастика «Аквариум»

Упражнение «Водоросли»

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения: «Рыбка», «Рыбки разговаривают»

Художественно-эстетическое развитие

Оригами «Рыбки»

Создание тренажера для дыхательной гимнастики «Аквариум»

Лепка «Моя рыбка»  

Рисование «Аквариум»

Рисование «Аквариум в стиле «фроттаж»

Конструирование из бросового материала «Золотые рыбки», «Аквариум»

Специально-организованная деятельность.

«Путешествие в подводное царство.»

Цели: закрепить знания названий аквариумных рыб; продолжать обучать детей описывать рыбок, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к аквариумным рыбкам, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. «Уход за рыбками.»

Цели: обобщить представления детей об уходе за аквариумными рыбками; закрепить знания об основных потребностях рыбок, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за рыбками(кормление, смена воды, определенная температура, свет); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения рыбок, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; воспитывать любовь к рыбкам, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

«Красная книга – сигнал опасности.»

Цель: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам рыб.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Утренняя гимнастика «Волшебные рыбки».

Фея говорит детям, что они стали прекрасными рыбками. Они умеют красиво двигать плавниками и хвостом, плавно двигаться в воде.

Дидактические игры.

«Найди рыбку»

«Найди, что опишу»

«Отгадай, что за рыбка»

«К названной рыбке беги»

«Собери рыбку»

«Найди такую же рыбку»

«Какой рыбки не стало?»

«Отгадай по загадке»

«Четвертый лишний»

«Найди такую же»

«Что изменилось?»

«Где спряталась матрешка?»

«Найди рыбку по названию»

«Отгадайте то, что назову»

Магазин «Водный мир»

«Найди, о чем расскажу»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Оригами «Рыбка».

Цель. Закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги; развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

«Солнышко и дождик»

«Волны и ветер»

«Море волнуется»

«Хитрые рыбки»

«Рыбы и рак»,

«Аквариум»,

«На дне»,

«Рыбаки и рыбки»

Кормление аквариумных рыбок.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о рыбках и ухода за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами кормления аквариумных рыбок.

Смена воды в аквариуме, мытье стенок аквариума.

Цель. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Наблюдения.

Наблюдение за Рыбкой - Гуппи.

Цель. Воспитывать бережное отношение к рыбкам. Закреплять знания о строении и назначении аквариума. Развивать наблюдательность. Речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития рыбок.

Наблюдение и уход за аквариумными рыбками в группе.

Цель. Закрепить навыки ухода за рыбками; сформировать желание заботиться о рыбках у себя дома. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.

Чтение.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о рыбках

Загадки про рыб

Н. Носов «Карасик»

Сказка «Лисичка -сестричка и серый волк»

Сказка «По щучьему велению».

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г. Х Андерсен «Русалочка»

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с рыбками. Раскрашивание рыб в раскрасках. Продуктивные виды деятельности. Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры. Составление рассказов о рыбках, сочинение стихов, загадок.


Настольные игры.

«Выложи рыбку» (мозаика)

«Собери рыбку» (пазлы)

Домино – «Морские обитатели»

Задание на дом (совместно с родителями).

Какие рыбки живут у вас дома? Придумать загадку или сказку о рыбках. Участие в выставке работ «Аквариум».

Список литературы:

1. Акимушкин И.И. Причуды природы. -  М.: Москва, 1992.

2. Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993.

3. Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

4. Русаков А.Г. Аквариум – это просто. – М.: «Аквариум – Принт», 2008.

5. Кондратов С.А. Популярная энциклопедия. – М.: ТЕРРА, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский коллективный проект для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение Дню воинской славы».

Проект направлен на повышение роли Дней воинской славы (23 февраля, 9 мая) в становлении высоконравственных и этических норм поведения дошкольников на основе краеведческого материала.  Проект мож...

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "НАСЛЕДНИКИ КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА»

Данный проект предполагает организацию работы по духовно- нравственному воспитанию детей в тесном сотрудничестве дет сада и семьи,расширение социальных связей с другими организациями.Разработана систе...

Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"

педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...

Методическая разработка "Неделя добрых дел". Детский творческий исследовательский, игровой проект.

Детский творческий, исследовательский, игровой проект.Краткосрочный: 1 неделя.ГрупповойУчастники:: дети подготовительной группы....

Методическая разработка "Мячи бывают разные". Детско-творческий исследовательский игровой проект.

Детско-творческий исследовательский игровой проект.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители....

Совместный творческо-исследовательский образовательный проект «Хлеб — всему голова!» (старшая группа)

Проект посвящён Международному дню хлеба (16 октября) и приурочен к традиционному празднику ДОУ («Праздник осени»).История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочи...

«Презентация совместного творческо-исследовательского образовательного проекта «День рождения Снеговика» в старшей группе.

Цель Проекта – получить опыт совместной творческой работы по изучению и развитию традиций лепки снежных фигур в процессе совместной с родителями поисковой и продуктивной деятельности.Задачи Прое...