Перспективный план воспитательно-образовательной работы по экологии в старшей группе для детей с ТНР
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Груздева Татьяна Николаевна
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Живя, в городе, просто нельзя не говорить об экологической проблеме. Встает вопрос об экологической неграмотности старшего поколения. А ведь у каждого из нас подрастают дети, и мы хотим, чтобы они жили в здоровой экологии. Ведь все те, кто приносит вред природе когда - то тоже были детьми. Поэтому одной из наших задач (родителей, педагогов) - помочь детям стать экологически грамотными.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologii.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план воспитательно-образовательной работы по экологии в старшей группе для детей с ТНР.

Месяц

Тема недели

НОД

№1

Сентябрь, 1 нед.

День знаний.

 

- Беседа

«Кто учит и кто учится в школе?»

№2

Сентябрь, 2 нед.

Я -человек

«Что значат наши имена». (Козлова с.33)

№3

Сентябрь, 3нед.

Грибы, ягоды.

Познавательное развитие

«Как заполнять календарь природы»

Цель: познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами; аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой. (Николаева С.Н. стр.107)

№4

Сентябрь, 4нед.

Овощи, фрукты.

Познавательное развитие

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Цель: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата. (Николаева С.Н. стр.113)

№5

Октябрь, 1 нед.

Мой город.

Познавательное развитие

Цель: уточнить представления детей о родном городе, познакомить их с достопримечательностями; вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь; воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе. (Распечатка. Занятие №1)

№6

Октябрь, 2 нед.

Осень

Познавательное развитие:

Растения в нашем уголке природы»

Цель: уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. (С.Н. Николаева стр.117)

№7

Октябрь, 3 нед.

Одежда,обувь..

Познавательное развитие

«Осенины»

Цель: формировать представления о чередовании времен года. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Расширить представления об овощах и фректах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество.  (О.А.Соломенникова с. 45)

№8

Октябрь, 4нед.

Перелётные птицы.

Познавательное развитие:

«Станем юными защитниками природы»

Цель: учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. (С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» стр.135)

№9

Октябрь, 5 нед.

Дикие животные.

Познавательное развитие:

 «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме».

Цель: дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год ( находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство, осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отЪедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в неё, белка делает запасы орехов, желудей, грибов); развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. (С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» стр. 126)

№10

Ноябрь, 1 нед.

День народного единства.

Познавательное развитие:

Экология «Как люди помогают лесным обитателям»

Цель: формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности-зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.( С. Н. Николаева стр.145)

№11

Ноябрь, 2 нед.

Домашние животные.

Экология «Корова и коза домашние животные»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза-домашние животные приносят пользу, человек заботиться о них, создает все условия для жизни. ( С.Н. Николаева стр. 120)

№12

Ноябрь, 3нед.

Посуда.

Познавательное развитие :

«В музее посуды»

Цель: расширить знания детей об истории посуды, активизировать познавательную деятельность и словарь по теме ;воспитывать уважение к труду человека, его изобретательности и находчивости. (А. В. Никитина стр.118)

№13

Ноябрь, 4 нед.

Моя семья

« Я-семья». (Дыбина с.10 и Маханёва с.26)

№14

Декабрь, 1 нед.

Наш быт.Продукты питания.

Чтение Чуковского «Федорино горе».

№15

Декабрь, 2 нед.

Здравствуй зимушка –зима.

Как зимуют звери.

Экология «Станем юными защитниками природы»

Цель: учить детей отличать хорошие, добрые к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. (С. Н. Николаева стр. 135)

№16

Декабрь, 3 нед.

Зимующие птицы.

Познавательное развитие:

Экология  «Для чего животным хвосты?»

Цель: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), означении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения. (С.Н.Николаева стр.122)

№17

Декабрь, 4нед.

Новогодний калейдоскоп.

Познавательное развитие:

Экология «Поёт зима  - аукает, мохнатый лес баюкает…»

Цель: закрепить знания о зимних явлениях в жизни природы; закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе. (А.А.Вахрушев стр.. 145)

№18

Январь, 3нед.

Быть здоровыми хотим.

Беседа «Лесная аптека»

№19

Январь, 4нед.

 Азбука безопасности.ПДД

Познавательное развитие

«Игры во дворе»

Цель: знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «скорую медицинскую помощь») (О.В.Дыбина стр.32)

№20

Январь, 5 нед.

Инструменты

Что мы знаем о театре. (Алешина с.103)

№21

Февраль, 1 нед.

Наша Родина.

Познавательное развитие

Экология «Зимняя посадка овощей»

Цель: дать знания о том, что зимой в тёплой комнате можно вырастить зелёные листья овощей. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, почва, влага). Учить приёмам работы с землёй, правилам посадки овощей в землю. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Развивать наблюдательность.

№22

Февраль, 2 нед.

Наша Армия.

Экология «Для чего животным хвосты»

Цель: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой ;

(С.Н.Николаева стр. 122)

Защитники Родины (Дыбина с.26)

№23

Февраль, 3 нед.

Мебель.

Познавательное развитие

Экология «Как увидеть и услышать воздух»

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами и ролью в жизни живых организмов. Дать первоначальное представление о функции дыхания.

№24

Февраль,4 нед.

Маленькие исследователи.

№25

Март,1 нед.

Женский день.

Познавательное развитие

Экология «Подарок дорогому человеку»

Цель: воспитывать у детей доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить с произведениями искусства, в которых запечатлена собака. (С.Н. Николаева стр.156

№26

Март,2 нед.

Город мастеров. Профессии.

Экология «Смена времён года»

Цель: показать детям на наглядной модели причину смены времён года. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывать культуру экспериментальной работы.

(О.А.Скоролупова стр. 13)

№27

Март, 3 нед.

Весна шагает по планете.

По) «В окно повеяло весною…»

Цель: расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их  в речи; воспитывать любознательность. (А.А.Вахрушев  стр. 167)

№28

Март, 4 нед.

Народная культура и традиции.Одежда.

№29

Апрель,1 нед.

Встречаем птиц..

Экология «Перелётные птицы»

Цель: обобщить знания детей о перелётных птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Развивать умение строить причинно-следственные связи. (О.А.Скоролупова стр. 46)

№30

Апрель, 2 нед.

Деревья.Лес.

Экология «Береги деревянные предметы»

Цель: познакомить детей с тем, что дерево является важным строительным материалом, поэтому из него делают много предметов; познакомить детей с деревянной игрушкой (Богородской);воспитывать бережное отношение к деревянным предметам, к природе.( С.Н. Николаева стр.168)

№31

Апрель, 3 нед.

Космос.

Экология «Бережно относимся к бумаге»

Цель:  познакомить детей с разными видами бумаги и её назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна. (см. № 9 стр. 176)

№32

Апрель, 4нед.

Насекомые.Рыбы.

Экология «Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки».

Цель: уточнить представления детей об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью. (С.Н. Николаева стр. 182)

№33

Май, 1 нед.

Праздник весны и труда.

Сад – огород. (Сазонова, с.127)

№34

Май, 2 нед.

День Победы.

День Победы. (Алешина с.236)

№35

Май ,3 нед.

Цветы

№36

Май, 3 нед.

Школа. Школьные принадлежности.

Школа. Учитель. (Дыбина с.17)

Литература.

  1. О.А.Соломенникова
  2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве (методика работы с детьми старшей  группы детского сада. – М.: «Новая школа», 1995
  3. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход). Учебное пособие. – М.: «АСАДЕМ А», 2003
  4. О.А.Скоролупова
  5. А.А.Вахрушев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в старшей группе (дети 5-6 лет)

План содержит годовой и понедельный план работы в соответствии с   "Программа воспитания и обучения в детском саду"/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой...

Исследовательская работа по экологии в старшей группе «Знакомим детей с почвой»

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщ...

Перспективный план воспитательно - образовательной работы в старшей группе на февраль месяц

Перспективный план воспитательно - образовательной работы  на февраль месяц...

Исследовательская работа по экологии в старшей группе "Знакомим детей с почвой"

Исследовательская работа по экологии в старшей группе "Знакомим детей с почвой"...

План воспитательно-образовательной деятельности по теме "Осень" в старшей группе

Перспективный план включает в себя полное развернутое планирование на неделю в старшей группе....